«Русская изба».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Боровикова Зинаида Николаевна

Расширение знаний детей и их родителей  о национальных традициях (гостеприимстве, почитании родителей), быте, об укладе жизни и обрядах русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Русская изба».57.33 КБ

Предварительный просмотр:

Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой.


         Ход праздника

Звучит песня «Русская изба»

На припев: ставенки узорные … Выходят Хозяин и Хозяюшка делают вид, что прибирают в избе, на проигрыш пританцовывают


Хозяин: Эй, люди добрые!

                Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна  глядеть!

                Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Заходят дети ведут хоровод «Весна пришла»

Присаживаются на лавочки

Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.

                 Здесь для вас, для гостей дорогих,

                 будет праздник большой, праздник радостный!

                 По обычаю по старинному посиделками называется.


Хозяин:

Приготовили  места для всех приметные,
За обеденным столом...

Пусть с гостями радость светлая,
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час,
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

Выносит гостям хлеб-соль на полотенце

Заходят родители в роли гостей


Гость: Здравствуйте, пришли мы песни петь,

             да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!

(Прихорашиваясь, рассаживаются)

Хозяин: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!


Гости: - В деревне Пирогов жили скоморохи

             - Ели скоморохи пироги с горохом (Ставят на стол)

             - И с капустой, и с картошкой,        

             - И с калиной, и с морошкой.  

 Вместе: Это вам, угощайтесь,

               Ешьте, не стесняйтесь.


Хозяйка: Ах, какие пироги

                  Что за угощенье.

                  И румяны, и мягки,

                  Всем на удивление.

Гость с пряником: Пряники печатные

                                   Мы не сразу их съедим

Хозяйка: А сначала поглядим.

Хозяйка: Собралось к нам гостей со всех волостей.

                  Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Дети исполняют песню «К нам гости пришли»


Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?

                Всем ли видно? Всем ли слышно?

                Всем ли места хватило?


Гость - родитель: Гостям-то, известное дело, хватило места,

                                 да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!

                 Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

                кому - правду, кому - песенку.

Хозяйка:  А кому небылицы в лицах ……

                      Небылицы (читают дети)
1. Чепуха, чепуха,
   Это просто враки!
   Куры съели петуха, -
   Говорят собаки.
2. Между небом и землей
   Поросенок рылся
   И нечаянно хвостом
   К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе -
   Новая рубашечка,
   На головке сапожок,
   На ноге фуражечка.
4. На горе стоит телега,
   Слезы капают с дуги.
   Под горой стоит корова,
   Надевает сапоги.
5. Разрешите поплясать,

    Разрешите топнуть

    Неужели в этом доме половицы лопнут.

 
Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова,

              А у наших, у ворот, все идет наоборот.

Хозяйка: Припасли мы для вас сказку русскую,

                  будем не только сказывать, а ещё и показывать.

Инсценировка русской народной сказки «Машенька и медведь»

               

Хозяин:

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.


Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.

Загадки.

• Новая посудина, а вся в дырах (Сито, решето).
• Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (
Скатерть). 
• Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (
Ухват).

Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

• Гибкий лес на плечи залез (Коромысло) 
• Веду я внучка по всем комнатам за ручку (
Веник). 
• Кривой конь лезет в огонь (
Кочерга). 
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (
Самовар).
• Пляшу по горнице,
 С работою моей,
 Чем больше верчусь,
 Тем больше толстею.
(Веретено)

• Стоит в избе на видном месте,

  Держит крепко пучок шерсти.  (Прялка)

Хозяйка: Исстари русский народ считался хлебосольным.

                  Самыми ценными продуктами

                 для простого человека всегда были хлеб и соль.

 И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с хотою,
А сама безротая. (
Ложка)

Дети исполняют песню «Расписная ложка»

(играют на ложках)


Хозяин: А вы, гости, что ж призадумались?

                Призадумались, закручинились.

                Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось.

                Для вас у меня есть игра-забава.
     

Посмотрите русскую народную игру “Бояре”.

-Бояре, а мы к вам пришли?
Молодые а мы к вам пришли.
- Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
- Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Две группы детей встают друг против друга. Сначала идёт одна группа к другой, затем они отступают, а вторая идёт за ними, поют каждую строчку два раза.

Хозяин: Ну, а теперь, красны девицы,

               наряжайтесь, да на танцы отправляйтесь.

 

Девочки исполняют танец «Горница – узорница»

Хозяйка:
Хороши песни и танцы ваши,
И вы тоже хороши.

А ещё лучше наши мастера,

Они трудятся целый день,

И работать им не лень!

Песня «Как у нас в мастерской»

(музыкальные инструменты)

Хозяйка:
Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Хотели б “Польку” мы сплясать.


Дети исполняют танец “Круговая полька”

Хозяйка: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.

                 И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте  ...

Дети поют «Частушки»


Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем.
Хозяйка: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!

Хозяин:
“С чая лиха не бывает!” -
 Так в народе говорят.
 Чай - здоровье, всякий знает,
 Пей хоть пять часов подряд.


Гости и дети садятся за столы

родители выкрикивают по очереди пословицы,

которые написаны на листочках и  разложены по столам.

1. гость: Чай пить - приятно жить.

2. гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!
3. гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!
4. гость: От чая лиха не бывает.

1. гость: Чай пить – не дрова рубить.

2. гость: За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

3. гость: Чай не пить – на свете не жить.

4. гость: Самовар кипит – уходить не велит.

1. гость: Где есть чай, там и под елью рай.

2. гость: Самовар, что море Соловецкое,

                пьют из него за здоровье    молодецкое.

3. гость: Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

4. гость: Пей чай – удовольствие получай.

Хозяин и хозяйка:
Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара,
С шаньгами, ватрушками,
И с пирогами вкусными.
Приятного аппетита!

Все пьют чай, угощаются пирогами, блинами, бубликами

Гость: Посидели, повеселились, пора и честь знать.

            Хозяину с хозяйкой пора отдыхать.
Гость: Спасибо, хозяин с хозяюшкой
Гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
Гость: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Хозяин: И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!


Хозяйка:  Вот и шуткам, прибауткам конец,

                  А кто здесь был, да нас слушал – молодец!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Родничок»

Сценарий развлечения

 для детей подготовительной к школе группы

и их родителей

«Изба красна пирогами, да гостями»

p3_1

Составитель:

   Музыкальный руководитель

Колотилина Ольга Валерьевна              

                                                       г. Советский, 2014 год

.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей и родителей  об истории, быте и народных       традициях русского народа;
  2. Воспитывать уважение  к старшему поколению, заботу;
  3. Развивать желание у родителей к совместной с детьми театрализованной деятельности, путём активного вовлечения в игровые действия;
  4. Развивать творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...