"ЗИМА "Музыкальная художественно-эстетическая гостиная (для родителей и детей подготовительных групп)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Изображение природы в искусстве
Составили: Прокопова Е.Л., воспитатель изодеятельности
Мандрик И.Л., Саитгалина В.М., муз. руководители
Ведущая Прокопова Елена Львовна
v Цель: Знакомство с искусством, как изначальным источником познания мира и человека.
Задачи:
Познакомить с видами искусства, применяемыми в художественно - эстетическом воспитании и развитии дошкольников:
v Изобразительное искусство (и изобразительная деятельность),
v Музыкальное искусство (и музыкальная деятельность),
v Литература (как звучащее слово).
Показать:
v Познавательный потенциал: взаимодействие с миром искусства доставляет чувство наслаждения, радости;
v Эстетический потенциал: развитие способности видеть красоту в себе и вокруг, стремление к его созданию через взаимодействие с искусством, собственное творчество.
v Художественное восприятие: развитие воображения, развитие навыков общения по поводу искусства, способности мыслить в области искусства; развитие творческого опыта детей.
v Развитие умений сопоставлять различные художественные произведения разных видов, чувствовать их общие связи, находить общее и особенное.
v Развитие способности импровизировать в собственной творческой деятельности.
v Включить детей и родителей в творческий процесс
Для детей:
Цель: Эмоционально-эстетическое развитие дошкольников. Создание ситуации успеха для каждого.
- Предоставить возможность всесторонне реализовывать индивидуальность каждого воспитанника.
- Создать предпосылки для развития способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно.
v Формировать представления о добре, красоте, духовных ценностях через образы искусства: музыку, живопись, литературу;
v продолжать знакомить с музыкальным искусством, искусством слова, искусством живописи, посредством отражение в них времени года «зима»;
v целенаправленно развивать творческие способности детей, развивать потребности в творчестве и общении с искусством;
v закреплять умение играть на музыкальных инструментах в оркестре: бубен, погремушка, набор ударных инструментов;
v развивать творческое воображение, мелкую мускулатуру рук, художественный вкус, художественно-творческие способности, через отражение увиденного и услышанного в искусстве,
v Воспитывать активное включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность.
Словарная работа: сонет, заточенье, художники-живописцы, затишье гумен,пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.
Оборудование:
v Магнитофон, музыкальный центр;
v фонограмма для танцев;
v инструменты для оркестра;
v Иллюстрации с изображением зимних пейзажей;
v Бумага, восковые мелки, столы для рисования;
v Столы, мольберты, магниты, зажимы.
Репродукции картин:
Для рассматривания:
И.И. Шишкин «Зима», К.Ф. Юон «Зима»
Музыкальное сопровождение:
v Чайковский П.И. «Времена года» «Зима»,
«У камелька»
v Вивальди А. «Времена года» «Зима»
v Танец «Снеговики со снежинками»
v Песня о зиме
v Песня-игра «Как на тоненький ледок…»
v Танец «Русский народный»
Литературное сопровождение
Сонет «Зима» перевод В. Рабея
М.Яснов «Пейзаж»,
И.Суриков «Белый снег» (отрывок) «Здравствуй лес»
И. Трутнева «Четыре художника» (отрывок)
Предварительная работа:
v Рассматривание репродукций и иллюстраций о временах года;
v Заучивание стихотворений, посвященных времени года - зима;
v Слушание отрывков из пьес о временах года композиторов: Э.Грига, П.Чайковского, А. Вивальди, И.Гайдна, Глазунова
Словарная работа: пейзажная живопись, волшебница зима, заточенье, художники-живописцы, затишье, передний план, дальний план, деревья-великаны, модного паркета, околдован, клоками, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, воздушный, тяжелый, искристый, дремучий, глухой, волшебный, таинственный, сказочный, величественный, чародейка, гостья, красавица.
Ход мероприятия
Ведущая: Уважаемые гости, дорогие ребята, часто ли мы говорим о прекрасном. Мы очень надеемся, что наша встреча, поможет нам раскрыть роль искусства в жизни общества, сформировать эстетический вкус, развивать умение понимать и ценить искусство.
Наша сегодняшняя встреча посвящена искусству, отражающему красоту природы. Многие поэты, композиторы, художники-живописцы изображали в своих произведениях времена года.
В. А сейчас послушайте, как картину зимы в стихах написала Е. Трутнева « Четыре художника» (отрывок)
Четверо художников
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга
У осин заснеженных
Ветки как роса
Танец снеговиков со снежинками исполнят дети группы №12
В . С каждым, кто попадает в царство Природы, случается чудо – его сердце открывается на встречу Прекрасному, впускает в себя Красоту, которую он видит и слышит. Она остается с ним навсегда! Природа прекрасна в любое время года: летом, осенью, зимой, весной. Я приглашаю продолжить наше путешествие.
Сегодня мы с вами встретимся с пейзажами зимы.
Послушайте стихотворение М.Яснова «Пейзаж»:
(ребенок группы №11)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Если снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
(Хайбулин Тимур группа №12)
Здравствуй, лес, зимний лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чем молчишь зимой,
Темной ночью морозной?
Что ты шепчешь на заре,
В снеге весь как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
В. Ребята, свое отношение к зиме поэты, и писатели выражают через слово. Художники используют цвет, линию, форму. Композиторы с помощью звуков рассказывают о своих чувствах.
А сейчас давайте вместе с Викторией Пацер полюбуемся картиной замечательного русского художника И.И.Шишкина. «Зима».
(Рассматривание репродукции картины «Зима».) (под легкую мелодию все рассматривают картину).
В.П. И.И.Шишкин «Зима».
Ø Эту околдованную снегами и морозами картину природы написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу.
Ø «Великолепный вид зимней природы.
Ø Сучья и стволы, кусты и деревья опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней.
Ø Воздух мягок. В лесу торжественно, светло, тихо.
Ø День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях.
Ø Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец… Это снеговые тучи.
Ø В лесу становится сумрачней и тише, и вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы.
Ø Воздух морозный и тонкий, иголочками кажется, колет щеки.
Ø Деревья покрыты белыми шапками, будто вросли в снег.
Ø Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает её невидимыми нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».
(Титов Дима группа №12 прочтет стихотворение И. Сурикова «Зима»)
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится,
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала.
Труженик – крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки!
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи.
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули бы снега вьюги и метели.
Он теперь покоен – все кругом укрыто
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
В. Великий поэт А.С. Пушкин воспевал в своих стихах зимние забавы людей.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
А вот ещё одна картина русского художника К.Ф.Юона. «Волшебница зима», она созвучна со стихотворением А.С.Пушкина.
(Бойко Даша группа №10 поможет нам увидеть красоту зимы на данной картине)
Б.Д. К.Ф. Юон «Волшебница зима»
Посмотрите это картина К.Ф. Юона «Волшебница зима»
Ø «В русской природе зима особенно нравилась художнику, а в этой картине он показал её чародейкой и волшебницей.
Ø Пришла взмахнула одним рукавом – все укутала теплой периной из мягкого снега.
Ø Взмахнула другим – украсила, принарядила деревья, развесила свои узоры по веткам, по кустам.
Ø Заморозила речку и пригласила людей полюбоваться своей работой.
Ø На речке одни мальчишки коньками дружно режут лед, другие бегают с санками.
Ø Кто-то верхом на лошади, а кто-то просто стоит и смотрит. Но всем радостно – и людям, и собакам, и лошадям.
Ø На среднем плане картины – деревья великаны. Они величаво и гордо стоят посреди деревни.
Ø Зима укрыла их светло-фиолетовым снежком, посыпала своим серебром. Как кружево, вырисовываются их ветки на фоне серовато-голубого неба. Кажется, они пришли сюда из сказочного леса. Стоят, утопая в мягких сугробах, красуются среди этого царства снега.
Ø Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.
Ø Обилие снега придает величие русской природе. Все кругом становится необыкновенным и сказочным.
Ø Вот почему картина называется «Волшебница зима».
Ø Чувства торжества и восторга вызывает у нас эта картина. Мы очарованы зимней сказкой. Глядишь на деревья-великаны, серо-розовое небо, веселых людей и радуешься русской зиме».
В. Сейчас прозвучит песня в исполнении воспитанников группы №10
«Как на тоненький ледок…»
Я предлагаю вам послушать мелодии о зиме великого композитора Антонио Вивальди и его сонет «Зима» в переводе В.Робея.
Сонет «Зима» (перевод В.Рабея. (Прокопова Е.Л.)
Морозной гладью стелется дорога
И человек, озябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи…
Пусть снег и ветер злятся там снаружи
Ходить по льду опасно, но в этом
Для юности забава: осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадежной:
Неудержавшись падают с размаха
На тонкий лед – и прочь бегут от страха,
Клубятся вихрем снежные покровы,
Как будто вырвались из заточенья,
Бушуют ветры, встреченные в сражении
Друг против друга ринуться готовы
Тяжка зима, но радости мгновенья
Порой смягчает лик её суровый.
Наше зимнее путешествие подходит к концу, и я предлагаю вам оставить память о нашей встрече.
Давайте вместе с мамами отправимся в нашу сказочную художественную мастерскую и станем юными художниками-пейзажистами. Вы можете нарисовать зиму такой, какая больше всего вам нравится, и запомнилась своими сказочными сюрпризами. Помогать вам будут мелодии великих композиторов П.И.Чайковского и А.Вивальди о зимней вьюге и стуже
(Свои рисунки юные художники помещают на мольберты)
Во время вывешивания рисунков колокольчик весело позванивает - и зовет нас в обратный путь. (Слушание колокольчика).
В. Так повелось с давних пор, колядки плавно переходили в святки, на протяжении всех святочных дней люди ходили в гости, веселились, одаривали подарками
(Дети группы №10 порадуют нас русским народным танцем)
На прощание приглашаем всем вместе, потанцевать.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Моё любимое время года» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рисование (с ИКТ) Для детей подготовительной группы компенсирующей направленности (ТНР)
Конспект разработан для детей группы компенсируещей направленности детей с ТНР подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по художественно- эстетическому развитию на тему «Белочка» для детей подготовительной группы
НОД по художественно- эстетическому развитию по теме "Дикие животные" ,рисование белочки....
Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Художественно – эстетическое развитие» Тема « Моя семья» для детей подготовительной группы детского сада
Конспект НОД по рисованию....
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) для детей подготовительной группы «Витражи для Золотой рыбки». Тематическая неделя «Обитатели морей и океанов».
Конспект НОД по рисованию рассчитан для детей 6 -7 лет по теме «Обитатели морей и океанов». Ребята познакомятся с произведениями изобразительного декоративного искусства «Витраж&raqu...
Программа дополнительного образования детей по художественно-эстетическому развитию Кружок «Волшебная нить» (техника изонить) подготовительная группа - второй год обучения
Изонить привлекает простотой исполнения и эффективностью готовых работ. Для занятия изонитью не требуется больших затрат.Данный вид искусства развивает фантазию и художественный вкус....
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы «Зимушка – Зима»
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...