Мастер-класс "Праздник Сороки"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Разработка мероприятия «Праздник Сороки»
по нравственно - патриотическому
воспитанию детей в подготовительной к школе группе.
Тема: Народные традиции
Цель:
Развитие ценностного отношения к родной культуре.
Задачи:
1. Познакомить с русскими традициями: праздник Сороки- история появления, жаворонок по народному представлению- птица и память, угощение в этот праздник.
2. Развивать умение точно воспроизводить мелодию и ритмический рисунок песни.
3. Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных пьес.
4. Развивать способности танцевального творчества.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_soroki.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка мероприятия «Праздник Сороки»
по нравственно - патриотическому
воспитанию детей в подготовительной к школе группе.
Тема: Народные традиции
Цель:
Развитие ценностного отношения к родной культуре.
Задачи:
1. Познакомить с русскими традициями: праздник Сороки- история появления, жаворонок по народному представлению- птица и память, угощение в этот праздник.
2. Развивать умение точно воспроизводить мелодию и ритмический рисунок песни.
3. Совершенствовать исполнение знакомых музыкальных пьес.
4. Развивать способности танцевального творчества.
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Беседы с детьми:
1. Народный христианский календарь - тесная связь крестьян в Древней Руси с природой, обряды и традиции.
Слушание:
1. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский (беседа о произведении)
2. П.И. Чайковский «Март» (беседа о произведении)
Разучивание:
1. Песня «Радость - это свет»
2. Танец «Где был Иванушка»
4. Игра на шумовых инструментах ( бубен, ложки и т.д.)
Ручной труд:
Поделки из соленного теста «Жаворонок»
Рисование:
1. «Мое настроение до и после занятия»
2. «Моя любимая посуда»
Оборудование: проектор с демонстрационной доской; русский угол c печкой, посудой; рисунки на тему «Моя любимая посуда», жаворонки из теста; инструменты шумового оркестра; разнос с угощением, прилавок с посудой: ложки, миса, чаша.
Ход:
Звучит фонограмма русской народной песни «Барыня».
В зал входят дети («Ручеек») и встают полукругом.
Звучит фонограмма щебета птиц.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро (разводят руки в стороны с легким поклоном, говорят ласково) При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро,- нам шепчут цветки, (соединяют кисти рук и кончики пальцев-«бутон цветка», говорят негромким голосом)
-Доброе утро,- журчат ручейки, ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла…(быстро перебирают в воздухе пальчиками, покачивая кистями вправо-влево- «ручеек бежит по камешкам»),
-Доброе утро,- нам птица поет, ви-вить, ви-вить (соединяют руки в кистях крест-накрест, покачивают пальцами вверх-вниз-«птица летит», говорят высоким голосом),
- Доброе утро,- шумят тополя…ля,ля,ля,ля( поднимают руки над головой, покачивают ими-«деревья», говорят нараспев высоким голосом)
-Доброе утро, родная земля(опускают руки в стороны и немного вниз, смотрят вниз -«земля», говорят своим голосом)
- Доброе утро со-о-лнцу…(поднимают руки над головой, ладони кладут друг на друга, пальцы расставлены в стороны- «солнце», говорят высоким голосом)
И пти-и-ицам( делают фигуру «птица летит», опускают руки на уровень пояса- голосовое глиссандо сверху вниз)
Доброе утро улыбчивым лицам, (соединяют кисти рук одна над другой, кладут на них подбородок –«полочка», говорят улыбаясь)
И каждый становится добрым (отводят правую руку в сторону)
Доверчивым (отводят левую руку в сторону)
Пусть доброе утро длится (прижимают руки к груди)
До вечера! (мягкий жест руками в стороны и вниз)
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа, о народном христианском календаре. Узнаем о еще одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник, поиграем в игру, в которую играли наши бабушки. Посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд- жаворонок). Как называется эта птица?( ответы детей). А ведь это не просто птица- память о погибших воинах. И в марте есть народный христианский праздник, посвященный жаворонку. Хотите узнать, что же это за праздник? Для этого нам надо шагнуть назад, в прошлое, в то время, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Все глазки закрыли и произнесите волшебные слова «Раз, два, три – в прошлое попади».Вот мы и пришли.
( Тихо начинает звучать р.н.п. «Пряха». Педагог одевает платок, накидывает шаль- перевоплощается в бабушку).
Бабушка. И оказались мы с вами в крестьянском доме, в таком жили наши прабабушки. Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь мирком, да поговорим ладком( на столе- блюдо с тестом, деревянные ложки, миски, ковш, жаворонки из бумаги). А тесто я в печь волшебную поставлю, да пока разговоры ведем - угощенье будет готово, «жаворонками» вас угощу.
Ребенок. Мы птичек не едим!
Бабушка. А вот я вам сказ о птице- жаворонке и поведаю. (Исполнение песни «Жавороночек»).
Жавороночек - песня солнышка,
Звонче пой ты родной над землёй-водой
Для меня молодой
Ой любовь моя, любовь девичья,
Краше вешнего дня разгорелася,
Ярче солнышка
И в кого же я уродилася,
И счастливая и красивая,
Голосистая
Жавороночек - серебриночка,
Ты звени над землёй, над страной и водой,
Обо мне молодой
(Демонстрация слайдов календаря народных примет на доске)
Давным- давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать. Давайте еще раз его посмотрим:
Декабрь: « студен»- кружит, рвет, метет. 25 декабря- " Спиридон-солнцеворот"- солнце- на лето, зима на мороз. Ползимы прошло.
Январь - « сечень» - время вырубки леса, году начало - зиме середка. 19 декабря -Крещение Господне.
Февраль- « снежень», «свадебник»- «Вьюги да метели под февраль полетели». В феврале обычно играли свадьбы- работы мало, передышка была перед летней страдой. 14 февраля- День Святого Валентина.
Март- « протальник»- первые проталинки появляются. 1 марта- Ярилин день, в этот день начинается борьба весны с морозом. А 22 марта-" Сороки".
Почему Сороки? (Демонстрация слайдов : воины Древней Руси) Очень- очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили . А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины , а превратились в жаворонков. В этот день- 22 марта вспоминают всех погибших воинов. В кого превратились защитники по народным представлениям? (Демонстрация слайда:Памятник на Соколовой горе «Журавли»).
В день памяти 40 мучеников, возвратившись с утреннего молебна в церкви обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам. На стол выставлялась праздничная посуда. Раньше ведь все делали сами своими руками, а уж что не умели сделать- покупали на ярмарке. Вот и у меня на столе посуда не праздничная, а хотелось бы вас угощать из нарядной, расписной. Отправимся на ярмарку?
Проводится коммуникативная игра «Хоровод». Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и поют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»:
Мы заводим, мы заводим,
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем,
Удивим сейчас народ!
Дети останавливаются и поворачиваются друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу ладошками пальчиками, плечиками. Игра повторяется 2 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому. (Звучит «Коробейники», слайд- «Ярмарка»)
Бабушка. Вот мы и на ярмарке. А на ярмарке товары:
Посмотрите влево, вправо.
Есть и ложки, есть и кружки,
И сапожки, и подушки.
А без чего не может обойтись ни одна ярмарка? Правильно, без крика торговцев. А как же еще покупателей приманить? Покричим?
Ребенок (с веником). Приехал из Америки, на зеленом венике,
Веник отрепался, а я здесь остался.
Спешите, торопитесь, купить не ленитесь!
Ребенок (с газетами). В Африке пушками сражаются с лягушками,
Земля кружится, кто с кем дружится!
Ребенок (с дудочками). Дома бабуля дудела-дудела- ей ничуть не надоело. Она добрая душа- нынче вам продать велела!
( 2-й вариант показа зазывал на ярмарке- видеоролик)
(Дети проходят к прилавку с посудой).
Бабушка. Ну вот, добрались и до посуды. Стол-это как открытая ладонь, дающая людям пищу, а ее надо было уважать. Вот праздничная посуда-солоница, в нее насыпали соль только по праздникам- она была очень дорогая. А вот миса- большая деревянная посудина круглой формы. Кто первый ел? Отец. Кормилец. Была пословица: из мисы есть не спеши. То есть ели по старшинству. Кто не соблюдал обычай- получал ложкой по лбу. Не больно, но обидно. А вот чаша, в ней ставили кашу на стол. Ели чинно, не торопясь, крошки на стол не сыпали. А вот и ложки- красоты неописуемой! А как же звались мастера, которые ложки вырезали? Правильно, ложечники. И плясали, и играли на своих ложками мастера, и нас научили!
(Раздает ложки и, постукивая различными приемами, приговаривает)
Наши руки- не для скуки.
Туки-туки! Туки-туки!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!
Бабушка. А плясать не умеешь- играй! (Постукивая)
Тук-тук, туки-тук,
Трень-трень-трень-ди-трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
(Исполняет шумовой оркестр попурри русских народных песен: «Коробейники»).
Бабушка. Да не только песни да пляски были на праздниках, а и еще один «гость» непременно участвовал в народных гуляниях. А вот кто?
Отгадайте мою загадку:
Кто в лесу глухом живет неуклюжий. Косолапый,
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу?
( фонограмма рычания медведя)
(Входят «Медведь» и переодетый в русский народный мужской костюм воспитатель).
-Расступись народ честной! Идет медведюшка со мной!
-Медведь, ты петь умеешь? (медведь кивает, ревет, кланяется).
- Миша, а как малые дети любят горох воровать? ( медведь ползет).
- А как бабушка блины печь собралась, да только руки обожгла? ( трясет лапами, ревет).
- А как работники на барскую работу бредут?
- А как с работы бегут? ( Медведь убегает)
Бабушка. Стой, мишенька, стой, косолапенький! Мы с тобой поиграть хотим.
Проводится игра «У медведя во бору». В конце медведь убегает.
Появляется разносчик (ребенок): Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару-
Пятачок за пару!
Бабушка. Совсем забыла! У нас ведь пироги в печи стоят! Поторопимся домой, ребята! (Взявшись за руки цепочкой, дети под р.н.п.«Пойду ль я, выйду ль я» возвращаются к столу)
Бабушка («заглядывая» в печь). Успели! Еще немножко потомятся пироги- и угощение готово. Понравилось вам на ярмарке? А рассказать и показать сможем?
Инсценировка р.н.песни «Где был, Иванушка?» (заканчивается общей пляской).
А теперь примите мое угощение – испеченные булочки, которые называются в этот день «жаворонками», кушайте на здоровье, и на том простимся- делу время, потехе- час.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На века молва идет!
(Часы начинают крутить стрелки вперед.Дети встают в шеренгу и под фонограмму «Волшебство» делают несколько шагов вперед, проходя на свои места).
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие во времени. О празднике старинном узнали – как называется? Правильно, Сороки. В игру поиграли (какую?). Молодцы, очень хорошо вы сегодня пели, танцевали. А гостям нашим всем желаем здоровья, достатка, много радости!
( исполняется песня «Вместе весело шагать по просторам».)
Используемая литература:
1. «Круглый год. Народный календарь». Составитель Андреева М.Ф.- СПб. «Агропромиздат», ТОО «Диамант»,1998г.
2. «История педагогики. Воспитание и образование в России(Х- начало ХХ века). Учебное пособие.- М: Издательский дом «Форум», 1998г.
3. Малые жанры русского фольклора. Учебное пособие для филологических вузов. Сост. Морохин В.Н.- 2-е изд, испр. и доп.- М. Высш. шк., 1986г.
4. Народная детская поэзия (прибаутки, считалки, детские игры). Автор- составитель Новицкая М.Ю.- М. АРКТИ, 1999г.
5. Чаша как культурный символ. Искусство в школе, 2000 №2.
6. «Дни величальные. Страницы народного христианского календаря». Юдин В.Н.- Саратов, 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".
Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...
Конспект открытого занятия по родному языку во II мл.гр. Тема: Русская народная потешка "Сорока-сорока".
Цель занятия: Воспитать любовь к устному народному творчеству ......
сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"
Сценарий тематического занятия (кружок «Свет православия»)Сорок сороков (прилет птиц) Программные задачи:- познакомить детей с календар...
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"
Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с исполь...
Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"
Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...
История праздника весны или сорок сороков.
Сороки – старинный праздник встречи перелётных птиц и весны. С этим днём в народе связано множество обрядов, примет и обычаев. На Руси праздновали возвращение птиц, в честь которых пекли сорок «жаворо...
Сорок-сороков
Праздник "Сорок-Сороков"...