Методическая разработка ПРОЕКТА "Путешествие в прошлое"
проект (подготовительная группа) на тему
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
ПРОЕКТА
Путешествие в прошлое
(с использованием современных образовательных технологий:
игровые, информационно-компьютерных, здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные)
Автор: Большакова Н.В.
музыкальный руководитель
Санкт-Петербург
2017 г.
Цель проекта:
- создание условий для развития духовно-нравственных ценностей детей посредством событий связанных с героической историей Ленинграда в годы Блокады.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Систематизировать знания о ВОВ;
- Расширить представления детей об истории Родины.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Формировать любовь к родному городу.
Развивающие:
- Развивать устную речь, активизировать словарь;
- Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма;
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Воспитательные:
- Прививать толерантное отношение к пожилым людям;
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны;
- Вызвать эмоциональный отклик;
- Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.
Форма проекта:
Информационно-просветительский
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Срок проекта: 2 недели
Предполагаемые результаты:
- Приобретение знаний об истории Родины;
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
Актуальность:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в детском саду является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,
развивается достоинство личности. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады.
Организация и этапы проведения проекта
Этапы | Основные направления реализации | Ответственные | |
I. Подго- | - разработка содержания проекта, составление плана работы; - разработка сценария мероприятия; - подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет). | Музыкальный руководитель | |
- оснащение РППС атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику; - подбор материала в информационную папку “900 дней” для родителей/ | Воспитатели | ||
- посещение мемориала «Малая дорога жизни»; - оформление художественной выставки «Блокада Ленинграда». | Родители и дети | ||
II. Основной (деятельный) этап. | 1) Познавательное развитие | - просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде; - рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ; - рассматривание детской художественной литературы: Крестинский А.А. “Мальчики из блокады (Рассказы и повесть)”; Еремеев А.И. “В осажденном городе”; Миксон И.Л. “Жила-была” (повесть о Тане Савичевой); Н. Ходза “Дорога жизни” Н.Алексеевой "Дети Ленинграда; - рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет; - проведение бесед об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда”; - дидактические игры: “Рода войск”, “Служу Росси”, “Моя Родина”, “Подбери форму солдату и моряку”, “Собери картинку” (разрезные картинки с изображением “Разорванное кольцо”, “Цветок жизни”) | Музыкальный руководитель, воспитатели и дети |
2) Речевое развитие | Владимир Жуков «Блокадный хлеб», Наталья Алексеева «Люди Ленинграда, вы – герои!»; Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”. | Воспитатели и дети | |
Художественно-эстетическое развитие | - разучивание песни муз.И.Шварц сл. В.Коростылев «Ленинградцы»; - знакомство с 7 симфонией Д.Шостаковича/ | Музыкальный руководитель | |
- рисование рисунков на тему; - прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль “Медаль за оборону Ленинграда”, “Баллада о ледовой трассе”; В.Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Н.П.Бобковой “Мой город- герой”; Л.Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”; - конструирование (из крупных частей конструктора “Строитель”: здания, мосты, дороги. | Воспитатели и дети | ||
Социально-коммуникативное развитие | - рассматривание и обсуждение: плакаты на темы “Гражданская оборона”, “Умей действовать при пожаре”, “Защитные сооружения”; - беседа: “Опасные участки на пешеходной части улицы”. | ||
III.Заключи- | - тематическое мероприятие «Путешествие в прошлое» (театрализованное представление). | Воспитатели, родители и дети | |
- выставка детских рисунков на тему “Блокада Ленинграда”. | Музыкальный руководитель |
Методическая разработка итогового тематического мероприятия, посвященное Дню снятия блокады
«Путешествие в прошлое»
Музыкальный зал оформлен как музей: сцены: 1 – блокадная комната, на табурете сидит мама м читает письмо, рядом стоит ребенок); 2 – очередь за хлебом; 3 – концертный зал. Каждая сцена закрыта ширмами. В зале полумрак.
На дверях музыкального зала табличка: «Музей блокадного Ленинграда2
Сл.1 Звучит метроном. К залу подходят дети.
Ведущий: Добрый день. Я приветствую вас в музее истории блокадного Ленинграда.
Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Завтра, 27 января, в нашем городе особенный день. В этот день сняли блокаду Ленинграда.
Наш музей необычный, он интерактивный, а это значит, что мы сможем совершить путешествие в прошлое. Занимайте места. Мы отправляемся!
Сл.2 Свет мигает. Открывается 1 ширма (сцена)
На табурете сидит мама. Рядом стоит мальчик. Мама держит письмо и плачет.
Ребенок: Мама, я очень хочу кушать. Дай мне хлеба.
Мама. Сынок, у нас закончился хлеб. (продолжает плакать)
Ребенок. А почему ты плачешь?
Мама. Почтальон принес вот этот конверт (показывает)
Ребенок. Это от папы?
Мама. Папа наш пропал без вести (плачет)
Ребенок. Мама, не плач! Он жив! Я это чувствую! Ты верь и надейся! (берет из рук мамы
конверт и показывает ей) Здесь же не написано, что он погиб? А это значит, что он там, откуда невозможно подать весточку. А пока его нет, я о тебе буду заботиться!
Мама. (поднимается и обнимая сына говорит) Ты мой большой мужчина! Ты прав!
Нужно верить и надеяться! Он – вернется!
Звучит вступление песни «Ленинградцы» муз.И.Шварц сл. В.Коростылев
Выходит солист. В зале все подпевают.
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать
Но были они ленинградцы!
Солист уходит и герои уходят.
Сл.3 Свет мигает. Открывается 2 ширма (сцена)
Очередь в магазин за хлебом.
Девочка. Кто последний?
Женщина. Я!
Девочка. Вы не знаете, хлеба сегодня всем хватит?
Женщина. Не уверена, сегодня норму хлеба опять уменьшили, до 125 грамм!
Девочка подходит к продавцу. Протягивает карточки. Та дает ей кусочек хлеба. Девочка держит его в руках.
Девочка (плачет) Как же можно разделить этот кусочек на целый день, чтобы накормить маму и брата?
Сл.4 Выходят ребенок с мамой. Мама садится на табурет.
Ребенок и мама читают стихотворение: (Владимир Жуков «Блокадный хлеб»)
125 граммов блокадного хлеба.
Военное, хмурое, серое небо.
Улицей длинной, морозной зимой
Мальчишка один возвращался домой.
Откроет дверь в комнату:
«Милая мама! Смотри, для тебя 125 граммов
С завода принес половину пайка».
Мама погладит вихор у сынка:
«Мой мальчик! Какой же ты взрослый!
Только ты выглядишь грустным, серьезным».
«Боюсь за тебя, не случится беды?
Вставай же, скорей, принеси мне воды!»
В печурке открытой не гаснет огонь,
На сердце такая не детская боль!
Ему на завод возвращаться пора,
Смена начнется уже в 5 утра.
«Скажите мне, люди,
Ну почему?
Придумали взрослые эту войну?»
Чтицы и герои уходят.
Сл. 5 Свет мигает. Открывается 3 ширма (сцена)
Концертный зал. Входят зрители и занимают места. Выходит конферансье.
Конферансье: Сегодня, 9 августа 1942 года состоится Ленинградская, блокадная
премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Зрители аплодируют.
Сл.6 Видео 9 симфонии
Зрители аплодируют. Затем встают со своих мест и выстраиваются по всему залу. Читают стихотворение.
Сл.7 (Наталья Смирнова «Ленинградская симфония)
- Была война, и голод, и блокада,
Но в этот день в неистовой тиши
Играл оркестр под небом Ленинграда,
Все звуки остальные заглушив. - Оттуда... из блокадного кольца,
Торжественная музыка звучала,
Она была поистине началом,
Она была началом их конца! - И, как подбитый зверь, почуял враг
Тогда, в прохладный августовский вечер,
Что не сломить Великий Ленинград,
Что город ЖИВ, и жить он будет вечно! - А в зале, позабыв про боль и страх,
Сидели наши бабушки и деды.
И в их войной измученных глазах
Светилась вера в скорую Победу. - Для них, познавших смерч блокадных дней,
Была дороже всяческих сокровищ
Симфония, что выковал в огне,
Под бомбами великий Шостакович.
Свет мигает.
Сл.8 Звучит «Ладога». Кадры салюта.
Ребенок читает стихотворение: (Наталья Алексеева «Люди Ленинграда, вы – герои!»)
Люди Ленинграда, вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!
Конферансье: И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!
(О.Бергольц «Ленинградский салют»)
В зале зажигается свет.
Сл. 9 Ведущий: Вот мы и совершили с вами путешествие в прошлое нашего города. Никогда не забывайте страшные годы в истории Ленинграда! Помните и рассказывайте об этом всем!
Под музыку («Малая дорога» муз.В.Плешак, сл.М.Аминова )все расходятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""
Информационно-практико-ориентированный проект "Путешествие в прошлое" - развивающая игра Цель проекта: Формирование у детей умения применять полученные в различных в...
Методическая разработка НОД Путешествие в прошлое часов
Знакомство детей с прошлым предметного мира....
Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие из прошлого в настоящее»
Серия конспектов НОД, викторин, дидактических игр, кроссвордов по ознакомлению с родным городом...
Методическая разработка "Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны"
создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Путешествие в прошлое..."
quot;Путешествие в прошлое Красносельского района"Формирование у детей устойчивого интереса к многобразию окружающего мира....
Методическая разработка «Путешествие в прошлое. История осветительных приборов»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Методическая разработка на тему: "Путешествие в прошл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ"
Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. Что было до эры электричества? Чем люди в древности освещали свои пещеры?...