Методическая разработка «Путешествие в прошлое. История осветительных приборов»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка на тему: "Путешествие в прошлое. История осветительных приборов"
Разработала воспитатель: Москвичева Наталья Юрьевна
Цель:
— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;
— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.
Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка.
Материалы и оборудование:
— иллюстрации (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светец, костер в пещере);
— фломастеры, карандаши;
— электрическая лампочка;
— свеча;
— подсвечники из разного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Путешествие в прошлое - история осветительных приборов»
Цель:
— познакомить детей с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития;
— формировать умение подбирать однокоренные слова, умение использовать в речи сложные предложения, умение строить разные типы высказываний.
Словарь: канделябр, керосиновая лампа, светец, подставка с разветвлением для нескольких свечей, электрическая лампочка.
Материалы и оборудование:
— иллюстрации (канделябр, костер, факел, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светец, костер в пещере);
— фломастеры, карандаши;
— электрическая лампочка;
— свеча;
— подсвечники из разного материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, садятся кружком. Темно. Электричества нет. Воспитатель спрашивает:
— Как же нам быть? Что же делать без света?
Дети предлагают свои варианты (можно зажечь костер, свечу, лучину...).
— Ребята, а вам было бы интересно узнать, как раньше люди обходились без электрической лампочки? Тогда давайте попросим машину времени перенести нас в прошлое.
Включается свет, и воспитатель находит на столе листок бумаги, на котором хаотично изображены картинки: канделябр, костер, электрическая лампочка, светец, керосиновая лампа.
— Ребята, посмотрите, это карта нашего путешествия. Давайте стрелками покажем, в каком порядке мы будем делать остановки в нашем путешествии.
Дети пронумеровывают осветительные приборы и проводят линии от самого древнего до современного.
— Итак, машина времени переместила нас в пещеру. Чем освещалось жилище древнего человека? (Огнем костра; показать картинку.)
— Что костер давал людям, кроме света? (Тепло. Можно предложить детям попробовать самим высечь огонь).
— Ребята, теперь машина времени привела нас в крестьянскую избу. Чем здесь освещалось жилище? (Ответы детей: когда наступал вечер, избу освещали лучинами, тонкими деревянными щепками.)
— Правильно, а лучины вставлялись в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место.
Как вы думаете, чем был плох такой способ освещения? (Лучина быстро сгорает, пожароопасна.)
Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается. Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)
Наши прадедушки и прабабушки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.
Ребята, а чем вы пользуетесь дома, когда у вас гаснет свет?
— Правильно, свечами. А ведь этому предмету уже около 2 тысяч лет. Как вы думаете, из чего делали первые свечи?
— Оказывается, из камыша, обмакивая его в растопленное сало. Интересно, что свечи использовали как часы. Люди подсчитали, насколько сгорает свеча за час, и делали на ней отметины. Получались своеобразные часы.
— Ребята, попробуйте подобрать похожие (родственные) слова к слову «свеча». (Свечечка, подсвечник, свечка, подсвечивать.)
— И к слову «свет» (светить, светлячок, освещение, подсветка, светильник, светцы).
Воспитатель обращает внимание детей на подсвечники, сделанные из разного материала.
— Ребята, вы слышите, кто-то шуршит в углу? (Приносит домовенка Кузю.)
— Ребята, оказывается, Кузя все это время нас очень внимательно слушал и ждал, когда машина времени приведет нас к остановке, где мы будем говорить о канделябрах. Он говорит, что про костер и свечи он и раньше знал.
Рассказ воспитателя о канделябре — подставке с разветвлением для нескольких свечей (двух, трех, четырех и более).
— Это слово французского происхождения. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. По количеству свечей можно было определить, насколько богата семья.
— Ребята, а что пришло на смену свечке? Кто догадался? Правильно, керосиновая лампа. Почему она так называется? (Они горели при помощи керосина.)
— Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру; возле настольной лампы можно было шить, вязать.
— Следующей остановкой в нашем путешествии является... отгадайте сами:
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
А вот еще загадка:
Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.
Висит без дела днем, а ночью — освещает дом.
— Давайте рассмотрим, как устроена лампочка и что в ней горит:
стеклянный баллончик;
за стеклом дрожит тоненькая как волосок серебристая спиралька. Когда включают лампочку, спиралька нагревается и ярко светит.
— Ребята, где используют электрические лампочки?
Дети передают по кругу мячик, называя: настольная лампа, бра, люстра, фонарик, елочная гирлянда, фонарный столб, телевизор, в автомобилях, автобусах, духовке.
Игра «Дорисуй»
На листочках бумаги детям предлагаются нарисованные пещера, изба, дворец, кирпичный дом. Надо дорисовать источники света: костер, светец, свечи, канделябр, лампочку.
— Ребята, давайте подарим на память Кузе наши рисунки и карту по которой проходило наше путешествие, чтобы Кузя запомнил их как следует.
Дети дарят Кузе рисунки, карту путешествия, прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Путешествие с Фантазией"
конспект образовательной деятельности в старшей группе...
Методическая разработка "Путешествие по сказке Колобок"
Уважаемые коллеги!! Эта методическая разработка поможет Вам в дальнейшей работе с детьми 2-й младшей группы....
Методическая разработка "Путешествие в Город Дорожных знаков".
Это конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения....
Методическая разработка Путешествие в мир растений
Для детей старшего дошкольного возраста. О.О. Познание. Формирование целостной картины мира....
Методическая разработка "Путешествие в прошлое денег. Деньги всякие нужны"
создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Путешествие в прошлое..."
quot;Путешествие в прошлое Красносельского района"Формирование у детей устойчивого интереса к многобразию окружающего мира....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЛАМПОЧКИ"
Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. Что было до эры электричества? Чем люди в древности освещали свои пещеры?...