Методическая разработка НОД Путешествие в прошлое часов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей с прошлым предметного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_puteshestvie_v_proshloe_chasov.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
Тема: Путешествие в прошлое часов.
Цель: Формирование представлений детей о часах, истории создания часов. Задачи:
- Познакомить детей с историей создания часов.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления,
- Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни.
- Воспитывать интерес к предметному миру, бережное отношение к часам.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.
- Обогащать словарь детей («солнечные часы», «водяные часы», «живые часы», «механические часы», «электронные часы»).
Материал: мультимедийный проектор, экран.
Картинки - птицы(воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), солнце, цветы(одуванчик, календула), солнце.
Макет солнечных часов, макет водяных часов, макет свеча с временными делениями, песочные часы;
Механические часы, электронные часы.
Материалы на каждого ребенка: пластиковые бутылки (разделенные на две половины), крышки с отверстием скрепленные друг с другом, манная крупа в стакане, карандаши, секундомер, воронки.
Схема последовательности изготовления песочных часов.
Иллюстрации с набором предметов к дидактической игре «Что лишнее»:
- Петух, песочные часы, водяные часы, шкаф.
- Песочные часы, зяблик, одуванчик, календула, соловей.
- Тарелка, чашка, ложка, нож, водяные часы.
.
На одном столе лежат картинки: Птицы (воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), солнце, цветы(одуванчик, календула).
На втором стоят макет солнечных часов, макет водяных часов, песочные часы, механические и электронные часы.
Дети играют. Звучит музыка (песня из мультфильма «Фиксики» ). Входит герой мультфильма «Фиксики» - Симка. Дети обращают на неё внимание и подходят, встают в круг.
Симка: Здравствуйте ребята, вы меня узнаете? (предполагаемые ответы детей: Да, ты Симка из фиксиков; нет не узнаем.)
Симка: Я Симка из мультфильма про фиксиков (и в это время звонит телефон.)
Симка: Ой, ребята, извините пожалуйста, это Дим –Димыч звонит, разрешите я отвечу.
Симка достает телефон на экране через мультимедийный экран появляется изображение Дим –Димыча и звучит его голос:
Дим-Димыч: Симка, привет! Помоги, пожалуйста мне отгадать загадку!
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать
Дим-Димыч: про кого загадка? Никак не могу сам отгадать!
Симка: Это Дим –Димыч, не кто, а что! А вы ребята догадались, про что эта загадка? (предполагаемые ответы детей: это часы)
Симка: Правильно ребята, это часы!
Симка: Дим – Димыч, ребята говорят это часы.
Дим – Димыч: Вот спасибо вам ребята!
Симка: А как вы определили что это часы, вы можете назвать признаки часов?(предполагаемые ответы детей: часы тикают, есть числа, стрелки двигаются.) А вы, ребята, знаете зачем человеку нужны часы? (предполагаемые ответы детей: чтобы определять сколько время)
Симка: Все верно, ребята, чтобы определять который час, или сколько времени прошло. А вы хотите узнать, как раньше люди определяли время? (предполагаемый ответ: да хотим). Давайте подойдем к этому столу (Стол №1) и рассмотрим, что здесь лежит.
Подходят к столу с иллюстрациями «живых часов»: Птицы (воробей, зяблик, петух, жаворонок, соловей), цветы(одуванчик, календула), солнце.
Симка: человек, ребята, наблюдал за природой в разное время года и обратил внимание что весной и летом такие птицы как жаворонок, зяблик, соловей, поют каждая в свой определенный час соловей примерно в два часа ночи, жаворонок примерно в три часа ночи, в 5 часов утра просыпается зяблик, и позже всех воробей в 6 часов. И их называют «живые часы». Оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем сообщает, что уже наступило утро. Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.
Симка: Знали люди и другие живые часы – это цветы: например, календула и одуванчик. Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Одуванчик например открывает лепестки в 5-6 часов утра, а закрывает 14-15 часов дня. Календула, открывается в 9-10 часов утра, а закрывается 16-17 часов дня. Как вы думаете, чем удобны такие живые часы? А чем они неудобны? (предполагаемые ответы детей: Плюсы – живые часы всем доступны - их не надо покупать в магазине, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д. Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов как петух, нет (петухи не живут в городе) и т.д.
Симка: (берет картинку солнце) Ребята, а почему здесь находится картинка солнце (предполагаемые ответы детей: они тоже относятся к часам).
Переходят ко второму столу на котором стоят: макет солнечных часов, макет водяных часов, песочные часы, механические и электронные часы.
Симка: Ребята, посмотрите на эти макеты кто нибудь из вас знает как эти часы называются(предполагаемые ответы детей: водные часы, песочные и солнечные часы). Предлагаю посмотреть, что фиксики могут рассказать про эти часы(показать фрагмент мультфильма про часы из «фиксиков»).
Симка: - Что придумали люди чтобы определять время?
(предполагаемые ответы детей: чтобы определять время люди придумали часы).
- Как определяли время по солнечным часам? (предполагаемые ответы детей: при использовании солнечных часов время определяли по тени от палки поставленной в землю, эта тень в течении дня двигалась по кругу), (показать принцип работы солнечных часов с помощью макета и фонарика). Как вы думаете удобны ли были такие часы? (предполагаемые ответы детей: солнечные – неудобные, в пасмурную или дождливую погоду солнечные часы ничего не показывают. Их нельзя взять с собой в квартиру. Время они показывают не точно).
- как определяли время в водных часах?( в водных часах определяли время по тому сколько воды вытекло из сосуда). Удобны ли такие часы? (предполагаемые ответы детей: Водяные неудобные, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду).
Симка: Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»)
Симка: Как работают песочные часы? (предполагаемые ответы детей: часы переворачивают и там начинает сыпаться песок). Чем удобны и чем неудобны? (предполагаемые ответы детей: удобны тем, что их можно переносить, держать в доме; неудобны тем, что нужно переворачивать их постоянно).
Симка: Потом человек придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. ( Показать часы механические и рассмотреть как устроены).
Симка: Внутрь их поставили пружину, закрутили ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.
Симка: давайте мы с вами покажем как идут часы.
Физкультурная минутка
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам присесть уже пора. (Дети садятся за парты.)
Дети присаживаются за столы для экспериментальной деятельности.
Симка: ребята, а вы хотели бы сделать свои песочные часы? Ну тогда давайте рассмотрим что нам для этого будет необходимо: Две половинки от пластиковой бутылки, крышка с отверстием, ложка мерная, крупа манная, секундомер.
Симка: Работать вы будете в паре. Один из вас возьмите часть бутылки – горловину с накрученной крышкой, в которой уже есть отверстие, и закройте отверстие на крышке пальцем. Второй из вас возьмет стакан с манной крупой, и высыпит в эту часть бутылки. Руку держим над пустой второй половинкой от бутылки. Я засекаю время на одну минуту, и на счет раз, два, три - одновременно убираете палец, и пока крупа пересыпается вниз, вы ждете моего сигнала – стоп, снова закрываете отверстие. Лишнюю крупу убираем. Отмеренное количество крупы пересыпаем в маленькую бутылочку, через воронку и соединяем их между собой крышками. Все, наши часы готовы. Теперь давайте попробуем наши часы в работе. Возьмите раскраску - часы, карандаши и переверните свои песочные часы, пока они пересыпаются вы раскрашиваете рисунок, как только песочек заканчивается, вы останавливаетесь и посмотрите что вы успели раскрасить за это время. (Дети переворачивают часы и раскрашивают пока не закончится песочек в их часах)
Симка: Вот ребята мы с вами сегодня поговорили о разных видах часов, изготовили свои часы которые вы можете использовать в детском саду и дома для того чтоб засечь время на выполнение какого - либо действия. И чтобы закрепить ваши знания полученные о часах, предлагаю вам поиграть в игру «что лишнее?».
Дидактическая игра: детям предлагается набор картинок:
Посмотрите на картинки, найдите среди них лишнюю по отношению ко всем остальным, и определите к какой группе предметов она относится.
- петух, песочные часы, водяные часы, свеча-часы, шкаф. (часы и мебель)
- Песочные часы, зяблик, одуванчик, календула, соловей.(рукотворный мир и природный мир)
- Тарелка, чашка, ложка, нож, водяные часы. (посуда и часы)
Симка: ну вот ребята наша встреча подходит к концу, вы теперь знаете, что для того чтоб определять время человек придумал часы. Что часы бывают разных видов: давайте еще раз их назовем: (предполагаемые ответы детей «живые часы», песочные, «водяные часы», «солнечные часы», «механические часы»). Через игру «что лишнее» мы закрепили, что предметы можно распределить по группам, например: часы, посуда, мебель, а также на группу по происхождению: рукотворный мир или природный мир. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""
Информационно-практико-ориентированный проект "Путешествие в прошлое" - развивающая игра Цель проекта: Формирование у детей умения применять полученные в различных в...
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей "Часы" на тему: "Путешествие в прошлое часов"
НОД - экскурсия в групповой мини-музей "Часы"...
Методическая разработка ПРОЕКТА "Путешествие в прошлое"
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? Считаю, что необходимо по...
Конспект НОД "Путешествие в прошлое часов. Природные часы"
данный конспект поможет познакомить детей с историей прошлого часов, как человек узнавал время по природным часам....
Презентация музея часов , конспект досуга "Путешествие в прошлое часов".
Цель- создание условий для закрепления знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.Программные задачи: -Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями....
Методическая разработка: образовательное путешествие по квартире (или группе ДОУ) «В поисках часов»
Данное образовательное путешествие "В поисках часов" может быть предложенно родителям или проведено педагогом в группе дошкольного образовательного учреждения....
Методическая разработка занятия «Путешествие в прошлое книги»
Возрастная группа:подготовительная.Образовательная область:познавательное развитие.Цель:познакомитьдетей с историей создания книги....