Тема НОД «На лугу»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема НОД «На лугу»
Цель:
- закреплять знания о растениях, насекомых.
Программные задачи:
- развивать память, творческое воображение, активизировать слуховое восприятие;
- развивать способность к импровизации и имитационным движениям, двигательную активность;
- прививать бережное отношение к природе;
- развивать музыкально - ритмические навыки, учить различать двухчастную мелодию в разных регистрах, учить выразительному движению;
- обучать умению выполнять танцевальные движения в парах,
- совершенствовать простой хороводный шаг и умение детей двигаться в хороводе, сужать и расширять круг, исполнять ранее изученные элементы пляски;
- закреплять умение двигаться по кругу, «змейкой», врассыпную, изменять направление движения, самостоятельно находить место в зале;
- воспитывать коммуникативные качества личности, умение общаться и взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия и движения с партнером.
Оборудование и материалы:
Картинки с изображением природы (весна, лето, осень, зима). Искусственные цветы, муляжи ягод. Игрушечные насекомые: бабочка, комар, пчела, стрекоза. Корзина. Листья щавеля. Набор карточек для игры «Чьи крылья?»
Аудиозаписи на: М. Спадавеккиа «Добрый жук», Ф. Шопен «Вальс № 2», «Вальс цветов» П. Чайковского, «Вальс» И. Кишко, русская народная мелодия «Яблонька», музыка А. Гречанинова, «Шутка» И. Баха, песня К. Костина «Божья коровка», хороводная русская народная мелодия «Русские узоры», «Музыкальный момент» Ф. Шуберта.
Предварительная работа:
Проведение дидактических игр «Времена года», «Насекомые», «Найди цветок». Заучивание стихов по теме. Разучивание танцевального этюда.
Ход НОД
I. Вводная часть. Оргмомент (3 - 4 минуты).
Дети под веселую музыку М. Спадавеккиа «Добрый жук» входят в зал (трек 1). Учитель ритмики проводит разминку.
32 т.- дети двигаются по кругу в темпе марша высоким шагом.
16 т. – ходьба на полупальцах (руки на поясе).
16 т. - ходьба на пятках (руки в позиции «замок» за головой).
16 т.- бег с захлестом голени (руки на поясе).
16 т. - прыжки с продвижением вперед (руки на поясе).
Дети встают по кругу и выполняют упражнение на восстановление дыхания под музыку «Вальса № 2» Ф. Шопена (трек 2).
1 - 2 - вдох через нос, подняться на полупальцы, потянуться, руки вверх;
3 - 4 - выдох через рот, руки плавно опустить через стороны, выполнить полуприседание (плие).
Упражнение выполняется 3 раза.
II. Основная часть (12-13 минут).
Воспитатель: Отгадайте загадки и найдите картинки, на которых нарисованы отгадки.
Воспитатель загадывает загадки о временах года. Дети находят представленные на стенде (магнитной доске, планшете) картинки-отгадки с изображением пейзажей времен года.
Загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (зима.)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето.)
Во время работы с картинками на ковре раскладываются цветы в произвольном порядке. Учитель ритмики надевает костюм бабочки.
Воспитатель: Какое время года вам понравилось больше всего и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А я люблю лето. Мне нравится плавать в реке, ходить в лес за ягодами, греться на солнышке. А вы хотели бы оказаться на летнем лугу?
Дети: Да.
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). Появляется учитель ритмики в костюме бабочки и исполняет импровизированный танец бабочки. В руке – волшебная палочка.
«Бабочка»: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам с летнего луга и помогу вам совершить путешествие на луг. Нужно только сказать:
Пронеси нас над полями,
Пронеси нас над лесами -
Через радугу-дугу,
Опусти нас на лугу!
Дети, хором повторяют стихотворение, затем садятся на ковер, на котором разложены искусственные цветы.
«Бабочка»: Посмотрите вокруг - как красиво! Здесь очень много разных цветов. Погуляйте по лугу и выберите цветок, который вам больше всего нравится.
Дети произвольно ходят по ковру, берут по одному цветку, встают вокруг воспитателя и «бабочки».
Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского (трек 3). «Бабочка» «летает», кружится между детьми и дотрагивается поочередно до плеча каждого из детей волшебной палочкой.
Воспитатель обращается поочередно к каждому ребенку: Как называется цветок, который ты выбрал? Какого он цвета? Назови части растения.
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: Подул ветерок, закачали цветы головками. И вместе с нежным и ласковым ветерком цветы стали танцевать.
Звучит аудиозапись «Вальса» И. Кишко (трек 4).
Дети исполняют танцевальный этюд «Цветы», располагаясь свободно по залу лицом к зеркалу.
Вступление: и. п. - дети садятся на ковер «на пятки», руки на колени.
1 часть.
1т. – плавно, в соответствии с характером музыки поднять руки вперед –вверх.
2 т. – опустить руки.
3-4 т. – повторение движений 1и 2 тактов.
5-8 т. – встают, плавно поднимая руки вверх, ладони направлены друг на друга.
9-12 т.- плавные движения рук над головой вправо-влево на каждый такт («ветерок»).
13-16 т – кружение на полупальцах вправо, руки плавно опустить вниз.
2 часть.
1-8 т. - дети встают в пары, подняв правые руки вверх, соединив их ладонями, и выполняют кружение на точке («вертушка»).
9-16 т. – перестраиваются в круг и легко бегут на полупальцах по кругу в одном направлении.
С окончанием музыки садятся на ковер в исходное положение.
Музыкальный руководитель: Ах, как красиво и легко танцевали наши цветы! Спасибо вам.
Воспитатель: А сейчас наши дети - «цветы» расскажут о себе.
Дети читают стихи о цветах.
Синий колокольчик
Покачал бутончик.
Дили - дон, дили - дон,
Раздается нежный звон.
Выросли ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут ромашки среди луга,
Для чего похожи друг на друга!
Растут его кудряшки,
Как шерстка на барашке.
Но он – всего лишь кашка
Для каждого барашка.
На лугу расцвел кипрей –
Вот семья богатырей!
Крепки, статны и румяны
Встали братья-великаны.
Славный выбрали наряд,
Куртки пламенем горят.
Во время чтения стихов воспитатель раскладывает на ковре муляжи ягод земляники.
Воспитатель: Не луг, а настоящий цветочный ковер! А что там краснеет в траве? Да это же луговая земляника! Давайте ее соберем.
Ребенок:
Ягодка по ягодке –
Дело продвигается.
И в лукошке маленьком
Ягод прибавляется.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Яблонька» (трек 5). Дети ходят по ковру, собирают ягоды, складывают их в корзину.
Воспитатель: Как много земляники вы набрали! Какая она, ягода земляника? Ответы детей. (Красная, спелая, душистая, сочная, вкусная.) Кого вы ягодами угостите? Ответы детей.
А это что за листочки? (Показывает на вымытые листья щавеля, лежащего на столе в тарелке). Это щавель. Из него варят щи, делают начинку для пирогов. Давайте выучим стихотворение - скороговорку:
Ты нас, мама, не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
Дети хором и поочередно несколько раз повторяют скороговорку.
Воспитатель: Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Дети пробуют листья. Щавель кислый, а ягоды земляники … сладкие. Щавель зеленый, а ягоды земляники… красные. Из щавеля варят щи, а из ягод земляники… варенье, компот.
Воспитатель: Что нужно цветам, ягодам и травам для того, чтобы расти и созревать? Тепло, свет, вода. Летнее солнышко дарит растениям тепло и свет.
Ребенок:
Солнце ясное взошло,
Принесло на луг тепло.
Рады солнцу я и ты,
Рады травы и цветы.
Воспитатель: Солнце зашло за тучи, и закапал теплый дождь.
Ребенок:
Стали капельки играть:
Капля каплю догонять.
Зонтик мы скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Музыкальный руководитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик». Услышав мелодию «солнышка», вы должны танцевать, как только зазвучит мелодия «дождя» - скорее прячьтесь под зонтик.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик». Звучит музыка – двухчастная мелодия А. Гречанинова (трек 6). Воспитатель держит раскрытый зонт, под который укрываются от «дождя» дети. «Бабочка» танцует вместе с детьми, которые произвольно подбирают изученные ранее и известные им плясовые движения.
Воспитатель: Дождь перестал, снова выглянуло солнышко. И над лугом закружились и зажужжали насекомые.
Звучит аудиозапись звука насекомых луга (трек 7).
Воспитатель: Покажите, как летают и пищат комары.
Звучит аудиозапись «Шутки» И. Баха (трек 8). Дети имитируют полет и писк комаров, исполняя танцевальный этюд - импровизацию.
Ребенок:
Мы тучей над лугом летаем
И тех, кто гуляет, кусаем.
Воспитатель: Комары, конечно, кусаются и неприятно пищат. Но есть комар, который совершил подвиг. Вспомните, что он сделал? Он спас Муху-Цокотуху.
Во время беседы на ковре раскладываются ромашка с сидящей на ней пчелой, одуванчик с сидящей на нем стрекозой.
Воспитатель указывает на игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, кто это сидит на ромашке? Пчела.
Ребенок:
С утра жужжу, цветы бужу,
Кружу, гужу и мед вожу.
Воспитатель: Скажите, какую пользу приносят пчелы? Они собирают цветочный нектар и превращают его в мед. А это кто? Указывает на игрушку.
Голубой аэропланчик
Сел на одуванчик. (Стрекоза).
Ребенок:
Очень грозная на вид,
Громко крыльями трещит.
Да ведь это стрекоза –
Удивленные глаза!
Во время беседы на ковре раскладываются карточки с изображениями насекомых.
Воспитатель: Решили насекомые поиграть: сняли крылышки и поменялись ими. А когда игра закончилась, запутались, кому какие крылья принадлежат. Помогите им вернуть свои крылья.
Проводится дидактическая игра «Чьи крылья?»
На полу – вырезанные из картона изображения насекомых (пчелы, бабочки, жука, стрекозы, божьей коровки и комара) с приложенными к ним крыльями других насекомых (т. е. все крылья перепутаны). Дети под музыку песни К. Костина «Божья коровка» (трек 9) ходят по залу и меняют местами крылья насекомых, собирая из частей пчелу, бабочку, жука, стрекозу, божью коровку и комара.
Воспитатель: Молодцы! Помогли насекомым.
Музыкальный руководитель: А наша прогулка подошла к концу. Давайте на прощание подарим обитателям луга танец.
Собирайтесь, дети, в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепче за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Русские узоры» (трек 10). Дети исполняют хоровод вместе с воспитателями, учителем ритмики – «бабочкой».
16 т. - дети собираются в круг в центре зала и берутся за руки.
16 т. – идут простым хороводным шагом вправо, на последнем такте выполняя одновременно плие и поворот налево по кругу.
16 т. – идут простым хороводным шагом влево по кругу.
4 т. – выполняют 4 шага в круг (сужают круг).
4 т. – выполняют 4 шага спиной из круга (расширяют круг).
4+4 т. – движения предыдущих восьми тактов повторяются.
16 т. – направляющий разрывает круг и ведет детей простым хороводным шагом, проводя их под поднятыми руками двоих из ребят, выбранных по желанию ведущего (выполняется «змейка с воротцами»).
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (3 – 5 минут).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилась «прогулка» по лугу? Чем? Что нового узнали, с кем познакомились? Что особенно вам запомнилось? Дети отвечают.
Давайте поблагодарим бабочку за интересную прогулку по лугу и попрощаемся с нашей гостьей.
Дети хором: (обращаются к «бабочке»):
Пронеси нас над полями,
Пронеси нас над лесами,
Через радугу-дугу.
Было славно на лугу.
Музыкальный руководитель: Спасибо и вам, дети, за замечательную прогулку. Я тоже узнала много интересного о своем доме – луге. До свидания! На прощание давайте подарим друг другу поклон.
Звучит аудиозапись «Музыкального момента» Ф. Шуберта (трек 11) Дети выполняют поклон – сначала девочки, затем мальчики (на 8 тактов).
Девочки:
И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «на юбочке».
1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.
3 - 4 т. - приставить носок левой ноги к щиколотке правой, за пятку.
5 - 6 т. - плие – полуприседание.
7 - 8 т. - вернуться в и. п.
То же выполнить влево.
Мальчики:
И. п. - ноги по 6 поз, руки в позиции «за спиной».
1 - 2 т. - шаг вправо, носок правой ноги вытянуть.
3 - 4 т - приставить левую ногу к правой, закрывая ее в 6 позицию.
5 - 6 т. - наклон головы вниз.
7 - 8 т. - вернуться в и. п.
То же выполнить влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".
Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Совместное рисование взрослого и ребёнка в первой младшей группе с 2 до 3 лет Тема: «Цыплята на лугу»
Совместное рисование взрослого и ребёнка в первой младшей группе с 2 до 3 лет Тема: «Цыплята на лугу»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познание" на тему "Как мы лугу помогали"
Защищаем окружающую среду от мусора...
Конспект совместной деятельности с ребенком старшей группы с ЗПР по теме "Насекомые на лугу".
Совместная деятельность индивидуальная, направлена на развитие представлений об окружающем мире, развитие речи и развитие количественных представлений, а также используется метод БОС....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Путешествие по лугу».
Подготовила и провела воспитатель: Моисеева Т. А.Возраст детей: 5-6 лет. Цель: формировать уважительное отношение к природе, соблюдению мер её охраныЗадачи:Образовательные:·...
Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...