Конспект досуга на тему «День Ильи Муромца» в старших и подготовительных группах.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бруль Ольга Александровна

Повышение интереса детей к прошлому русского народа  Древней Руси в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_bogatyri.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
Выборгского района
Санкт-Петербурга

Конспект
досуга на тему «День Ильи Муромца»

в старших  и подготовительных группах.

 

Подготовили и провели:

Бруль О.А.

Михайлова Н.К.

Рахимова Л.А.

Санкт-Петербург 2016

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание»,  «Музыка», «Физическое развитие».

Цель:

Повышение интереса детей к прошлому русского народа  Древней Руси в различных видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской 
  • Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине.
  •  Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной , духовно богатой, физически здоровой личности.

Развивающие:

  • Развивать у детей умение воспринимать пословицы, их смысл.
  • Развивать координацию движений.
  • Развивать познавательный интерес детей к здоровому образу жизни, любознательность, потребность в коллективном общении, дружественном сострадании .

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи.
  • Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, к самому себе.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников. 
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
  • Укреплять общую моторику.

Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Былина, сказитель, нараспев, витязь, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
  2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях 
  3. Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин змей»
  4. Просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», Три богатыря  Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Сказки про богатырей»
  5. Изучение пословиц о богатырях, объяснение их смысла
  6. Рисование картин про богатырей
  7. Изготовление и приобретение игрового материала(доспехи,кольчуга, сапоги, мечи, щиты)
  8. Создание презентации

Оформление «Мини-Музея»:

  1. щиты, мечи, шлемы;
  2. родовое дерево дуб (нарисованное);
  3. панно «Русские богатыри»;
  4. рисунки детей
  5. посещение с родителями музея.

Ход досуга:

(слайд 1)

Вед. Разные судьбы, разные лица

Множество танцев, созвучие песен

Как хорошо, что собрались мы вместе

Объединились сегодня мы в том,

Что землю родную Россией зовём!

Сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Реб.Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Вед. Ребята, а кто такой богатырь? (слайд 2) Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Реб. Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Вед. Ребята, как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами? (Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг).

Вед.Что такое Былина? (Былина произошла от слова быль, было).

Вед.Кто слагал Былины о богатырях? (Сказитель.) (слайд 3)

Вед. Как сказитель рассказывал Былину? Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Вед. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.

Вед. (слайд 4). В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов).

Вед. (слайд 5) Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

Вед. (слайд 6) И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

Вед. Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

(слайд 7)

  1. Сродной земли –умри, не сходи.
  2. Кто смел, тот на коня сел.
  3. Смелость силе воевода.
  4. Не тот богатырь, кто гири тягает, а тот, кто другу помогает.
  5. Не важно сколько силы, главное сколько храбрости.
  6. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
  7. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  8. На Руси не все караси, есть и ерши.

Вед.  Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. (слайд 8)

Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим . (слайд 9)

Вед. Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

Вед. Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

Вед. Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)

Вед. Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

Вед. Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих   богатырей).

Вед. Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).

Вед. Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

Вед. Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы).

Вед. Кто главный друг богатыря? (слайд 10)(Главным другом богатырей был конь, лошадь.)

Вед. То, что на лошади, как  называется? (Упряжь.)

Вед. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло).

Вед.  (слайд 11) Как одеты богатыри? (На одежду надета кольчуга)

Вед. Из чего она сделана? ( Из железа– железная рубашка.)

Вед. Зачем она нужна богатырям? (Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.)

Вед. Что надето на головы богатырей? (Шлем)

Вед. Может быть кто-то знает как на Руси его называли? (Шелом)

Вед. Из чего его изготавливали? (Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором).

Вед. Зачем он нужен богатырю? (Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов)

Вед. (слайд 12) На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Вед. (слайд13) Какие ещё доспехи имеются у богатырей? (Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.)

Вед. (слайд14) Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел .

Вед. (слайд15) Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Вед. Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришли гости.

Танец «Богатыри»

Илья Муромец. Здравствуйте ребята, добры молодцы и красны девицы. Привет вам да низкий поклон от меня, Ильи Муромца, да от товарищей моих славных богатырей – Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Узнал я, что в вашем детском саду есть много сильных и могучих богатырей и решил испытать вашу богатырскую силу.

Вед: да, в нашем детском саду много богатырей . Ты принес нам задания – всё сплошные состязания. Ну, раз так, то тогда предлагаю устроить соревнования в богатырской силе. Но перед началом состязаний нам надо разделиться на две команды, на 1 – 2 рассчитайся!

Дети распределяются по командам и ведущий объявляет им названия.

И.М. Команды: «Алеша Попович» и «Добрыня Никитич».

1 состязание. Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле.

- Вот преграды на пути!

Их не просто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Надо на коне объехать поле битвы и вернуться обратно. (одеть шлем, взять в руки меч, сесть на коня, проскакать, передать эстафету другому участнику.)

2 состязание.

И.М. А теперь следующее состязание : проверим вашу меткость. (Игроки по очереди подбегают к корзине, и пытаются попасть мячом в корзину,).

3 состязание.

И.М. Ещё одно состязание: проверим вашу силушку богатырскую (перетягивание каната).

4 состязание.

И.М.: а теперь вспомним Змея Горыныча (бег в связке: три человека встают в одну линию, обхватывают друг друга за талию, как три головы змея, остальные цепляются по одному сзади них за пояс друг друга – это хвост змея). Обежать между цветов и не задеть их «хвостом».

Вед: Устали наши богатыри, а сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет».

Наша Родина сильна …. да.

И у нас она одна…. да.

На Руси богатыри есть…да.

Им всегда хвала и честь…. да.

Илья Муромец герой …. да.

Он был самый молодой….нет.

Соловья он победил…да.

Из автомата подстрелил…нет.

Алёша Попович тоже герой…. да.

Он сильный, смелый, молодой….да.

Он в Киеве граде дружинником был…да

Карабаса в бою победил…. нет.

На танках боролись богатыри с врагом…. нет.

Они воевали с мечом и копьём…да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.

Он змея сумел победить своей силой…. да.

Гордимся мы нашими богатырями…. да.

Хотим ли быть такими же сами…да.

Вед: Ну что ж, ребята, я думаю, Илья Муромец убедился, что силы и ловкости вам не занимать, а значит нам под силу любые испытания!

И.М. Богатырского здоровья я хочу вам пожелать,

Силу, ловкость и смекалку постоянно проявлять.

Вед. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

И.М. Вот  вам подарок от меня и моих богатырей: котелок с вкусной богатырской кашей(в керамическом горшочке  лежат сладости).

Вед. Вот и подошли к концу наши с вами богатырские соревнования. Есть кому защищать нашу прекрасную Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "День Защитника Отечества" для детей подготовительной группы

Конспект  непосредственной образовательной деятельности на тему "День Защитника Отечества"...

Конспект досуга по теме «День защиты детей». Сценарий праздника.

Конспект досуга по теме «День защиты детей». Сценарий праздника....

Конспект Досуга на тему "ДЕНЬ МАТЕРИ"

Я предоставляю  увлекательный досуг порсвященный замечательному празднику "ДЕНЬ МАТЕРИ". В празднике принимали участие родители вместе со своими детьми. Было очень  тепло по домашнему, прово...

Сценарий досуга «Славный праздник «День Победы» для детей старше - подготовительной группы.

Сценарий досуга «Славный праздник «День Победы»  для детей старше - подготовительной  группы.Цель: закрепление представления о празднике Дне победы; формирование патриотиче...

Конспект досуга по физической культуре на тему: "День здоровья" для старшей и подготовительной группы

Конспект досуга по физической культуре на тему: "День здоровья" для старшей и подготовительной группы...

Сценарий спортивного досуга «23 Февраля. День Защитника Отечества», для детей подготовительной группы «Облачка».

Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации двигательной деятельности; совершенствовать развитие физических качеств по средствам эстафет.Задачи:- закреп...