Праздник "Сороки" - встреча весны
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Комплексное занятие, посвящённое празднику "Сороки" - день памяти 40 мучеников в Севастийском озере мучившихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_soroki_-_vstrecha_vesny.docx | 522.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «ПРАЗДНИК «СОРОКИ» - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ»
Музыкальный руководитель Колесникова Л.В.
Цель:
создание условий для воспитания ребёнка на традиционных культурных ценностях своего народа.
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
обобщить знания детей о традиционной культуре, показать фольклорные жанры в условиях их естественного бытования, добиваться чистого интонирования в ансамбле, правильной для традиционного пения (открытой) подачи звука в разговорной манере.
Эмоционально-ценностное развитие:
формировать интерес к культуре и истории родного края, привязанности к своей семье.
Речевое развитие:
добиваться открытой подачи звука, разговорной манеры исполнения, чёткого и единообразного произношения слов в диалекте.
Социально-нравственное развитие:
поддержать дружественную атмосферу в детском коллективе, развить чувство коллективизма и ответственности друг за друга
Познавательное развитие:
Познакомить детей с историей Православного праздника – День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся и календарным фольклором – обрядом встречи весны; обучить детей веснянкам в региональном диалекте (Вознесенского района Нижегородской области). Показать технологию лепки орнитоморфного обрядового печенья – «Жаворонки».
Ход занятия:
Занятие музыкальный руководитель проводит в группе.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята. Мы с вами не раз говорили, что у русского народа много праздников. Сегодня, 22 марта, тоже старинный русский праздник. В народе его называли просто «Сороки», а полностью он называется – День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Севастийское озеро, ребята, находится сейчас на территории государства Армения, и 1700 лет назад жили в Армении 40 очень храбрых воинов, которые верили в Христа. Мы с вами ведь тоже православные христиане, носим крест на груди. Только в наше время никто нас не заставляет снять крест, никто не говорит нам, что в Христа верить нельзя. А тогда этих храбрых воинов злой император заставлял отречься, отказаться от своей веры и грозил им страшными карами. Как вы думаете, воины согласились отказаться от Христа? Конечно, не согласились. Они готовы были терпеть самые страшные муки, и тогда злой император решил утопить их в Севастийском озере. Ребята, они так стремились к Богу, что сразу попали в Рай, стали святыми.
А в народе в этот день пекут печенье, которое называют «жаворонками». Как вы думаете, почему? Варианты ответов детей.
Птичка жаворонок летает выше всех, люди считают, что поэтому жаворонки ближе всех к Богу. Совсем как те храбрые воины, которые не отказались от своей веры.
Крестьяне же, которые пашут землю и сеют хлеб, очень хотят, чтобы скорее пришла весна, солнышко согрело землю, и стало можно пахать. Они зовут птичек из тёплых краёв, потому что если жаворонки прилетели, значит пришла настоящая весна.
Сегодня мы с вами, ребята, вылепим из теста жаворонков так, как их лепят бабушки в деревнях. Потом, пока наши жаворонки будут выпекаться, мы выучим специальную песенку, которой ребятишки звали жаворонков. И когда наши жаворонки испекутся, мы выйдем на улицу, поднимем их высоко над головой и громко споём песенку. Если мы всё сделаем правильно, то какие-нибудь птички обязательно услышат, прилетят и отзовутся.
Далее дети моют руки, одевают фартуки и под руководством музыкального руководителя и воспитателя из заранее вымешенного теста, разделенного на шарики лепят «жаворонков» по образцу «жаворонка» из с.Суморьево Вознесенского р-на Нижегородской области.
Пока «жаворонки» пекутся на кухне, дети учат веснянку из с.Суморьево Вознесенского района Нижегородской области по этнографическому образцу (экспедиционная аудиозапись)
Ох, жавранки, глазки маленьки,
Прилетите вы к нам,
Принесите вы нам
Весну красну-ую.
Унесите от нас
Зимушку халодную.
Ана нам надаела,
Весь хлеб у нас паела,
Все пальчи-ики, все суставчи-ики
Памарози-ила.
Соха, барона
Выезжай на поля! У-у-у!
Музыкальный руководитель объясняет все непонятные детям слова («соха», «борона»)
Когда печенье испечётся, дети одеваются и выходят на улицу. Там всем раздаётся по «жаворонку», дети встают на пригорок, поднимают высоко своих «жаворонков» и исполняют веснянку. Поют несколько раз, до тех пор, пока не услышат пение каких-нибудь птиц. После этого «жаворонка» можно съесть. Одного «жаворонка» дети разламывают на части и кладут в кормушку для птиц.
Приложение:
Список реквизита:
1. Тесто для жаворонков постное (1 кг. пшеничной муки, 0,5 л. огуречного рассола, 4-5 столовых ложек сахарного песка, 1 чайная ложка соли, 1,5 чайных ложки соды, растительное масло по вкусу), изюм для глазок «жаворонка». Из этого количества теста получается примерно 25 птичек.
2. Фартук, косынка для педагогов.
3. Противень.
4. Пластмассовые ножи по количеству детей.
5. Клеёнки на столы.
6. Аудиозапись весенней заклички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский Клуб "Лучик". Встреча №4 . Тема: "Встреча весны"
Основные задачи: Познакомить детей с особенностями времени года – весна ( снег тает, солнце припекает, ручьи бегут и тд) Материалы о оборудование: 1. Для и...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
"Весну-красную зазываем, встречаем" (сценарий праздника встречи весны)
Сценарий праздника встречи весны на улице...
"К нам пришла Весна-красна" Встреча весны. Праздник для детей старшего дошкольного возраста.
Праздник для детей старшего дошкольного возраста.Инсценировка содержания и использование познавательных весёлых игр делают праздник незабываемым....
КОНСПЕКТ Познавательно-игровой программы «Встреча весны» (чтение стихотворений русских писателей о весне) подготовительная группа
формировать умения у детей эмоционально читать наизусть стихотворения о весне, замечать выразительные средства, развивать образность речи. ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 11.03-15.03) Группа: разновозрастная Блок: «Встречаем весну» Тема: «Весна шагает по планете»
Программное содержание:1.Обогащение представлений детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности (солнце светит ярко, бывают дожди, земля и вода прогреваются солнцем...