Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.
Задачи: закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.
Предварительная работа: знакомство с жизнью и бытом наших предков, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр фильмов, снятых в краеведческих музеях, чтение книг, разучивание песен, танцев.
Используемый материал: интерактивная доска с презентацией, предметы для игры
“ Что не так ? ”, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды к игре “Наведем в доме порядок”.
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в далекую старину”.
Очень красиво, нарядно украшен зал. Центральное место по праву занимает русская изба, печь и прялка, кулисы украшают иллюстрации быта русского народа, а подоконники окон — многочисленные детские поделки.
Всё готово к празднику !
I. Вход детей в музыкальный зал.
Дети из трёх старших групп под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают гости и представители жюри.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !
Дети: Здравствуйте !
Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать ?
Дети: Да !
Ведущий: Вот поэтому мы и собрались сегодня с вами здесь, чтобы совершить необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое – в далекую старину.
Следить за нашим полётом будут гости и члены жюри, которые оценят ваши знания, умения и навыки. А поможет нам совершить этот полёт машина времени. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно — полетели…!!!
Звучит народная музыка и на интерактивной доске демонстрируется фрагмент из фильма “Сельская жизнь”, погружая ребят в атмосферу жизни и быта русской деревни.
Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились ?
Дети: Да ! Это деревня.
Ведущий: Правильно, друзья ! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.
“У леса жить – голодным не быть” – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.
II. А теперь – внимание на экран. Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно. (используется интерактивная доска).
Дети из трёх групп по очереди отвечают на заданные им вопросы.
Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?
· (на интерактивной доске появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).
Дети I группы: Из брёвен.
Ведущий: Как называются эти строения ?
· (на интерактивной доске появляются картинки: дом, изба, коттедж, замок).
Дети II группы: Изба.
Ведущий: Из каких частей состоит изба ?
· (на интерактивной доске появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).
Дети III группы: Сени, комната.
Ведущий хвалит детей и продолжает: Что в избе занимала главное место ?
· (на интерактивной доске появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).
Дети I группы: Печь.
Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам ?
Дети II группы: В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились. (отвечать помогали дети I и III групп).
Ведущий: Где в старину люди хранили продукты ?
· (на интерактивной доске появляются картинки: холодильник, окно, погреб).
Дети III группы: Продукты хранили в погребе.
III. Ведущий хвалит всех участников викторины и объявляет Музыкальную паузу.
Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству. Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные. А как поют ребята из группы “Искорки” – мы сейчас услышим.
(звучит песня “Метелица”, музыка А.Варламова слова А.Глебова)
Песня ребят группы “Солнышко” называется “Валенки” (русская народная песня).
А ребята из группы “Ладушка” исполняют русскую народную песню “На горе–то калина”.
· Взрослые благодарят детей аплодисментами.
IV. Ведущий: Ребята, а теперь ненадолго заглянем в “избу”. Мы предлагаем вам игру
“ Что не так ? ”
(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер)
На столе: чайник самовар
ложки из металла ложки деревянные
салонка туесок
корзинка пластмассовая корзинка плетёная
кукла современная матрёшка
чашка деревянная кружка
тарелка миска деревянная
корыто деревянное таз пластмассовый
Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер.
(участвуют по три человека от каждой группы).
Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так ? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.
Например: Ребенок убирает со стола электрочайник, объясняет свой выбор и оставляет на столе самовар и т.д.
V. Ведущий хвалит детей и объявляет Музыкальную паузу.
Ведущий: Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !
· На танцпол вызываются ребята группы “Ладушка”. Они покажут нам танец “Коробейники”. (слова Н.Некрасова, музыка народная).
· Давайте аплодисментами попросим выступить ребят группы “Солнышко”. Их танец называется “Кадриль”(музыка из к/ф “Женитьба Бальзаминова”).
· И завершают народные танцы ребята группы “Искорки”. В их исполнении танец “Субботея”.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Аплодисменты всем танцорам !!
VI. Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру “Наведём порядок в доме”
(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).
Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете ?
Дети: Да !
Ведущий: Тогда – за дело !
· Вот задание ребятам I группы: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?
· Задание участникам II группы: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.
· Задание участникам III группы: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.
(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).
Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.
Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.
Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.
VII. Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.
Отвечаем быстро, кратко.
Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.
· А где находилась эта живность у хозяев летом ?
I группа: Куры, утки Дети: в курятнике
II группа: Коровы Дети: в хлеву
III группа: Свиньи Дети: в свинарнике
· I группа: Где же мылись люди в старину ? Дети: в бане.
II группа: Где они строили свои бани ? Дети: возле реки.
III группа: Где в старину люди хранили свои продукты ? Дети: в погребе.
· I группа: Где в избе спали самые маленькие дети ? Дети: в люльке.
II группа: Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ? Дети: ухватом.
III группа: Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?
Дети: подворье.
· I группа: Чем утепляли свои избы на Руси ? Дети: мхом.
II группа: Как называется по старинному комната в избе ? Дети: горница.
III группа: Чем в старину топили печь ? Дети: дровами.
· I группа: Какие головные уборы носили женщины на Руси ?
Дети: платки, кокошники.
II группа: Как назывался самый распространенный вид женской одежды ?
Дети: сарафан.
III группа: Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена ?
Дети: лапти, сапоги.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали.
VIII. Но, как говорится: “Делу – время, а потехе – час !” Настало время игры, в которой участвуют ребята всех трёх групп. Игра называется “Тень – тень – потетень !”
(игра заканчивается аплодисментами гостей).
Ведущий: Дорогие друзья ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Ну что ж, полетели !
(на интерактивной доске мелькают знакомые картины: деревня, поля, лес, речка, город Пушкин, площадь Победы Санкт-Петербурга, наш Детский садик).
А теперь пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
Жюри: Все три группы: “Ладушка”, “Солнышко” и “Искорки” набрали одинаковое количество жетонов, а это значит, что победила дружба ! Дорогие друзья ! Мы благодарим вас за активное участие в викторине и награждаем каждую группу грамотой. До новых встреч, друзья !
Дети под бурные аплодисменты выходят из зала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_viktoriny_puteshestvie_v_dalekuyu_starinu.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.
Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.
Задачи: закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.
Предварительная работа: знакомство с жизнью и бытом наших предков, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр фильмов, снятых в краеведческих музеях, чтение книг, разучивание песен, танцев.
Используемый материал: интерактивная доска с презентацией, предметы для игры
“ Что не так ? ”, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды к игре “Наведем в доме порядок”.
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в далекую старину”.
Очень красиво, нарядно украшен зал. Центральное место по праву занимает русская изба, печь и прялка, кулисы украшают иллюстрации быта русского народа, а подоконники окон — многочисленные детские поделки.
Всё готово к празднику !
- Вход детей в музыкальный зал.
Дети из трёх старших групп под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают гости и представители жюри.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !
Дети: Здравствуйте !
Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать ?
Дети: Да !
Ведущий: Вот поэтому мы и собрались сегодня с вами здесь, чтобы совершить необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое – в далекую старину.
Следить за нашим полётом будут гости и члены жюри, которые оценят ваши знания, умения и навыки. А поможет нам совершить этот полёт машина времени. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно — полетели…!!!
Звучит народная музыка и на интерактивной доске демонстрируется фрагмент из фильма “Сельская жизнь”, погружая ребят в атмосферу жизни и быта русской деревни.
Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились ?
Дети: Да ! Это деревня.
Ведущий: Правильно, друзья ! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.
“У леса жить – голодным не быть” – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.
- А теперь – внимание на экран. Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно. (используется интерактивная доска).
Дети из трёх групп по очереди отвечают на заданные им вопросы.
Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?
- (на интерактивной доске появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).
Дети I группы: Из брёвен.
Ведущий: Как называются эти строения ?
- (на интерактивной доске появляются картинки: дом, изба, коттедж, замок).
Дети II группы: Изба.
Ведущий: Из каких частей состоит изба ?
- (на интерактивной доске появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).
Дети III группы: Сени, комната.
Ведущий хвалит детей и продолжает: Что в избе занимала главное место ?
- (на интерактивной доске появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).
Дети I группы: Печь.
Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам ?
Дети II группы: В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились. (отвечать помогали дети I и III групп).
Ведущий: Где в старину люди хранили продукты ?
- (на интерактивной доске появляются картинки: холодильник, окно, погреб).
Дети III группы: Продукты хранили в погребе.
- Ведущий хвалит всех участников викторины и объявляет Музыкальную паузу.
Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству. Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные. А как поют ребята из группы “Искорки” – мы сейчас услышим.
(звучит песня “Метелица”, музыка А.Варламова слова А.Глебова)
Песня ребят группы “Солнышко” называется “Валенки” (русская народная песня).
А ребята из группы “Ладушка” исполняют русскую народную песню “На горе–то калина”.
- Взрослые благодарят детей аплодисментами.
- Ведущий: Ребята, а теперь ненадолго заглянем в “избу”. Мы предлагаем вам игру
“ Что не так ? ”
(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер)
На столе: чайник самовар
ложки из металла ложки деревянные
салонка туесок
корзинка пластмассовая корзинка плетёная
кукла современная матрёшка
чашка деревянная кружка
тарелка миска деревянная
корыто деревянное таз пластмассовый
Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер.
(участвуют по три человека от каждой группы).
Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так ? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.
Например: Ребенок убирает со стола электрочайник, объясняет свой выбор и оставляет на столе самовар и т.д.
- Ведущий хвалит детей и объявляет Музыкальную паузу.
Ведущий: Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !
- На танцпол вызываются ребята группы “Ладушка”. Они покажут нам танец “Коробейники”. (слова Н.Некрасова, музыка народная).
- Давайте аплодисментами попросим выступить ребят группы “Солнышко”. Их танец называется “Кадриль”(музыка из к/ф “Женитьба Бальзаминова”).
- И завершают народные танцы ребята группы “Искорки”. В их исполнении танец “Субботея”.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Аплодисменты всем танцорам !!
- Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру “Наведём порядок в доме”
(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).
Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете ?
Дети: Да !
Ведущий: Тогда – за дело !
- Вот задание ребятам I группы: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?
- Задание участникам II группы: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.
- Задание участникам III группы: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.
(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).
Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.
Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.
Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.
- Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.
Отвечаем быстро, кратко.
Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.
- А где находилась эта живность у хозяев летом ?
I группа: Куры, утки Дети: в курятнике
II группа: Коровы Дети: в хлеву
III группа: Свиньи Дети: в свинарнике
- I группа: Где же мылись люди в старину ? Дети: в бане.
II группа: Где они строили свои бани ? Дети: возле реки.
III группа: Где в старину люди хранили свои продукты ? Дети: в погребе.
- I группа: Где в избе спали самые маленькие дети ? Дети: в люльке.
II группа: Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ? Дети: ухватом.
III группа: Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?
Дети: подворье.
- I группа: Чем утепляли свои избы на Руси ? Дети: мхом.
II группа: Как называется по старинному комната в избе ? Дети: горница.
III группа: Чем в старину топили печь ? Дети: дровами.
- I группа: Какие головные уборы носили женщины на Руси ?
Дети: платки, кокошники.
II группа: Как назывался самый распространенный вид женской одежды ?
Дети: сарафан.
III группа: Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена ?
Дети: лапти, сапоги.
Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали.
- Но, как говорится: “Делу – время, а потехе – час !” Настало время игры, в которой участвуют ребята всех трёх групп. Игра называется “Тень – тень – потетень !”
(игра заканчивается аплодисментами гостей).
Ведущий: Дорогие друзья ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Ну что ж, полетели !
(на интерактивной доске мелькают знакомые картины: деревня, поля, лес, речка, город Пушкин, площадь Победы Санкт-Петербурга, наш Детский садик).
А теперь пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
Жюри: Все три группы: “Ладушка”, “Солнышко” и “Искорки” набрали одинаковое количество жетонов, а это значит, что победила дружба ! Дорогие друзья ! Мы благодарим вас за активное участие в викторине и награждаем каждую группу грамотой. До новых встреч, друзья !
Дети под бурные аплодисменты выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в далекую старину"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящих своих родител...
Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта ...
Литературная викторина на тему: "Путешествие по сказкам" в подготовительной группе
Конспект викторины...
Конспект викторины на тему: «Путешествие по сказкам».
Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.Задачи:1.Образовательная: активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдел...
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по проектной технологии на тему : «Путешествие к далеким планетам». для детей средней группы
Конспект открытой образовательной деятельности...
Открытое интегрированное занятие в средней группе по теме: «Путешествие к далеким планетам»
Повышение познавательной активности детей за счет привлекательности процесса обучения, его сюжетности. Закрепление знаний о планетах, их названиях.Формирование элементарных математических предста...