Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Соснина Наталия Витальевна

 

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.

Задачи:

-Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.

-Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.

-Воспитывать гражданские и гендерные чувства.

-Формировать умение создавать игровую обстановку,  взаимодействовать друг с другом.

-Развивать навыки сотрудничества.

-Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов, играми народов Прибайкалья

-Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.

-Развивать творчество.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

 

Планируемые результаты: имеет представления о народах, проживающих на территории малой Родины; задаёт вопросы взрослому, используя разные формулировки; проявляет интерес к быту, народному костюму, играм и танцам  разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».

 

Предварительная работа с детьми:

-Рассматривание иллюстраций и картинок «Коренные народы Сибири», с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций;

-рассматривание кукол в народных костюмах (бурят, русский, эвенк);

-беседы, составление рассказов по картинам; рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания  бурятов и эвенков;

-чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд  – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сосна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-ЖапЖимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «ХитрыйБудамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (ДондокУлзытуев);

-разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова», «Золотые ворота», «Заря»;

-аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских   орнаментов;

-изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят;

 

 

Материал и оборудование:

Колесо времени; слайды природы Прибайкалья, народных костюмов бурят, эвенков, русских сибиряков, силуэты костюмов народов Прибайкалья; фото избы, юрты, чума; атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Охота и рыбалка»; материал для продуктивной деятельности (силуэты оберегов из кожи и меха, стразы, клей), алгоритмом изготовления оберегов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  деятельности:

1.     Настрой на предстоящую деятельность   

 – Здравствуйте, вам! –

Встало солнце рано-рано,
Добрый день!
Эй, ребята - Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!

Добрый день!       Все вместе
Добрый день! 

Давайте поприветствуем друг друга и поздоровайтесь разными способами с помощью жестов, мимики, слов, движений (начинает педагог)

2.Игра «Приветствие» с помощью клубочка

Правила игры: клубок передается по кругу, отвечает тот, у кого клубок.  Дети поочерёдно здороваются глазами, жестами, движениями  или словами.

3. Речевое общение

– Ребята, скажите,  как можно нас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
– Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чем занимались? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое, совершить путешествие на много лет назад.

-С помощью чего можно попасть в прошлое?  (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей) .

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью колеса истории. Вы согласны?

  (на столе макет «Колесо истории»).

4.Элемент загадочности    (С движениями)   слайд

 - Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём                                                             

И рассказывать о нём начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли! (поворачивается «Колесо истории», на экране появляется изображение колеса, изображения народов Прибайкалья: русский, бурят, эвенк).

Слайд

–  Вот мы и в  прошлом.

5.Чтение  стихотворения (бурятского поэта Цыден-ЖапЖимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина):

Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал эвенк на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй,  брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомыми друзьями разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у народов не было родни!

- И так какие  же народы жили на территории нашего края?(ответы детей)

- А как называется наш край? Правильно, Прибайкалье!

- А    почему он так называется?(Рядом озеро Байкал)

-У каждого народа есть свой национальный костюм.(показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете?

6.Речевое общение Закрепление национальностей(это люди какой национальности? А эти? И т.д.)

-Каждый народ имел не только национальный костюм, но и свое национальное жильё.

Слайд 

-Давайте вспомним, как называется жильё Слайд

-у русского народа (изба), как называется жильё у бурятского народа (юрта), у эвенков (чум).

Крутится колесо…

Колесо покрутись,

Жильё народов Прибайкалья появись

Посмотрите, какое жильё там, на горизонте, изба или чум? Ребята, люди какой национальности жили  в избе? (русские), в чуме? (эвенки)  Юрте? (буряты)

-Давайте наших жителей расселим по жилищам, в которых они должны жить. Как называется жилище у русских, бурят, эвенков? Из чего они сделаны?Слайд

Как же они будут жить, необходимо обустроить их быт. Что у русских находилось в избе для обогрева, тепла (печь), а у бурят? (очаг с открытым огнём), у эвенков?

Слайд (печь, очаг)

7. Сюжетно-Игровая творческая деятельность.

Все народы, чтобы выжить в трудных сибирских условиях должны были трудиться. Как они добывали себе пищу? с помощью чего? (ответы детей)

Слайд  (колесо)

Колесо , покрутись

Дети в народов Прибайкалья превратись

-Я предлагаю мальчикам- будущим мужчинам, собрать всё необходимое и отправиться на охоту и рыбалку. Что нам для этого понадобиться?

Слайд (лук, стрелы, ружья, копья) выберите житоны. Что изображено на житонах с обратной стороны? (стрела и лук, сети) Мальчики у которых на житонах изображены охотничьи снасти пойдут на охоту. А у кого рыболовные- отправятся на рыбалку.

 А девочки, будущие женщины, ждали мужчин с охоты и рыбалки,  занимались домашним хозяйством и рукоделием. Они изготавливали талисманы-обереги, чтобы те оберегали их  от всяких бед и болезней, приносили им удачу. Давайте и мы займёмся рукоделием, изготовим обереги.

 

 

 

8. Продуктивная деятельность

Слайды (обереги )-(животные, рыба)

Изготовление оберегов из кожи и меха

9.Музыкальная деятельность.

Вечером все собирались после трудного дня и отдыхали. Все народы любили свои народные песни, танцы, водить хороводы. Очень популярная песня у бурят была под названием «Хатар».

В этой песне они по очереди  пели  про удачную охоту или, наоборот, призывали удачу на охоте, пели про счастье, про свою жизнь, что видели, то и пели, а все вместе танцевали  и подхватывали припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Слайд

Давайте мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чём будете петь.
– Я начну, а тот, кому я отдам бубен,  продолжит, а все вместе поем припев.

– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .

Русский народ любил водить хороводы, играть в народные игры    Слайд

10. Народная игра  «Заря»

11.Рефлексия

- Как многонационален наш край, какие замечательные народы живут рядом с нами.

- Давайте же всегда будем дружными, сохранять нашу природу, наши традиции  и приумножать их, чтобы наш край   процветал!

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

12.Чтение стихотворения Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):

Слайд

Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!

Слайд

Колесо покрутись.

В детский сад наш вернись!

12..Подарки для гостей – обереги, талисманы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_dalekoe_proshloe_priangarya.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.

Задачи:

-Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.

-Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.

-Воспитывать гражданские и гендерные чувства.

-Формировать умение создавать игровую обстановку,  взаимодействовать друг с другом.

-Развивать навыки сотрудничества.

-Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов, играми народов Прибайкалья

-Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.

-Развивать творчество.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Планируемые результаты: имеет представления о народах, проживающих на территории малой Родины; задаёт вопросы взрослому, используя разные формулировки; проявляет интерес к быту, народному костюму, играм и танцам  разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».

Предварительная работа с детьми:

-Рассматривание иллюстраций и картинок «Коренные народы Сибири», с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций;

-рассматривание кукол в народных костюмах (бурят, русский, эвенк);

-беседы, составление рассказов по картинам; рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания  бурятов и эвенков;

-чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд  – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сосна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-ЖапЖимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «ХитрыйБудамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (ДондокУлзытуев);

-разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова», «Золотые ворота», «Заря»;

-аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских   орнаментов;

-изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят;

Материал и оборудование:

Колесо времени; слайды природы Прибайкалья, народных костюмов бурят, эвенков, русских сибиряков, силуэты костюмов народов Прибайкалья; фото избы, юрты, чума; атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Охота и рыбалка»; материал для продуктивной деятельности (силуэты оберегов из кожи и меха, стразы, клей), алгоритмом изготовления оберегов.

 

Ход  деятельности:

  1. Настрой на предстоящую деятельность    

 – Здравствуйте, вам! –

Встало солнце рано-рано,
Добрый день!
Эй, ребята - Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день!       Все вместе
Добрый день! 

Давайте поприветствуем друг друга и поздоровайтесь разными способами с помощью жестов, мимики, слов, движений (начинает педагог)

2.Игра «Приветствие» с помощью клубочка

Правила игры: клубок передается по кругу, отвечает тот, у кого клубок.  Дети поочерёдно здороваются глазами, жестами, движениями  или словами.

3. Речевое общение

– Ребята, скажите,  как можно нас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
– Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чем занимались? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое, совершить путешествие на много лет назад.
 

-С помощью чего можно попасть в прошлое?  (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей) .

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью колеса истории. Вы согласны?

  (на столе макет «Колесо истории»).

4.Элемент загадочности    (С движениями)   слайд

 - Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём                                                              

И рассказывать о нём начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли! 
(поворачивается «Колесо истории», на экране появляется изображение колеса, изображения народов Прибайкалья: русский, бурят, эвенк).

Слайд

–  Вот мы и в  прошлом.

5.Чтение  стихотворения (бурятского поэта Цыден-ЖапЖимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина):

Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал эвенк на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй,  брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомыми друзьями разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у народов не было родни!

- И так какие  же народы жили на территории нашего края?(ответы детей)

- А как называется наш край? Правильно, Прибайкалье!

- А         почему он так называется?(Рядом озеро Байкал)

-У каждого народа есть свой национальный костюм.(показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете?

6.Речевое общение Закрепление национальностей(это люди какой национальности? А эти? И т.д.)

-Каждый народ имел не только национальный костюм, но и свое национальное жильё.

Слайд  

-Давайте вспомним, как называется жильё Слайд

-у русского народа (изба), как называется жильё у бурятского народа (юрта), у эвенков (чум).

Крутится колесо…

Колесо покрутись,

Жильё народов Прибайкалья появись

Посмотрите, какое жильё там, на горизонте, изба или чум? Ребята, люди какой национальности жили  в избе? (русские), в чуме? (эвенки)  Юрте? (буряты)

-Давайте наших жителей расселим по жилищам, в которых они должны жить. Как называется жилище у русских, бурят, эвенков? Из чего они сделаны?Слайд

Как же они будут жить, необходимо обустроить их быт. Что у русских находилось в избе для обогрева, тепла (печь), а у бурят? (очаг с открытым огнём), у эвенков?

Слайд (печь, очаг)

7. Сюжетно-Игровая творческая деятельность.

Все народы, чтобы выжить в трудных сибирских условиях должны были трудиться. Как они добывали себе пищу? с помощью чего? (ответы детей)

Слайд  (колесо)

Колесо , покрутись

Дети в народов Прибайкалья превратись

-Я предлагаю мальчикам- будущим мужчинам, собрать всё необходимое и отправиться на охоту и рыбалку. Что нам для этого понадобиться?

Слайд (лук, стрелы, ружья, копья) выберите житоны. Что изображено на житонах с обратной стороны? (стрела и лук, сети) Мальчики у которых на житонах изображены охотничьи снасти пойдут на охоту. А у кого рыболовные- отправятся на рыбалку.

 А девочки, будущие женщины, ждали мужчин с охоты и рыбалки,  занимались домашним хозяйством и рукоделием. Они изготавливали талисманы-обереги, чтобы те оберегали их  от всяких бед и болезней, приносили им удачу. Давайте и мы займёмся рукоделием, изготовим обереги.

8. Продуктивная деятельность

Слайды (обереги )-(животные, рыба)

Изготовление оберегов из кожи и меха

9.Музыкальная деятельность.

Вечером все собирались после трудного дня и отдыхали. Все народы любили свои народные песни, танцы, водить хороводы. Очень популярная песня у бурят была под названием «Хатар».

В этой песне они по очереди  пели  про удачную охоту или, наоборот, призывали удачу на охоте, пели про счастье, про свою жизнь, что видели, то и пели, а все вместе танцевали  и подхватывали припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Слайд

Давайте мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чём будете петь.
– Я начну, а тот, кому я отдам бубен,  продолжит, а все вместе поем припев.

– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .

Русский народ любил водить хороводы, играть в народные игры    Слайд

10. Народная игра  «Заря»

11.Рефлексия

- Как многонационален наш край, какие замечательные народы живут рядом с нами.

- Давайте же всегда будем дружными, сохранять нашу природу, наши традиции  и приумножать их, чтобы наш край   процветал!

Слайд

12.Чтение стихотворения Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):

Слайд

Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!

Слайд

Колесо покрутись.

В детский сад наш вернись!

12..Подарки для гостей – обереги, талисманы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребенка — детский сад № 9»

« Солнечный город»

муниципального образования города Братска

Конспект

Познавательного мероприятия

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Подготовил

Воспитатель

Соснина Наталия Витальевна

Г.Братск-2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Улицы города"

Мероприятие  разработанно с учетом принципа интеграции образовательных областей. Включает  в себя  коммуникативную, исследовательскую, продуктивную деятельность детей....

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

КОНСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Путешествие в осенний лес»

конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию...

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по Выдумляндии»

Цель: Развитие творческого мышления и  воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности. Задачи:Обучающие1.Учить детей рассуждать, высказывать свои мысли....

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Спасение Чиполлино»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 411 г. Челябинска»         Конспектпедагогического мероприятияс де...