Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – русских, эвенках, бурятах.
Задачи:
-Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
-Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.
-Воспитывать гражданские и гендерные чувства.
-Формировать умение создавать игровую обстановку, взаимодействовать друг с другом.
-Развивать навыки сотрудничества.
-Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов, играми народов Прибайкалья
-Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.
-Развивать творчество.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты: имеет представления о народах, проживающих на территории малой Родины; задаёт вопросы взрослому, используя разные формулировки; проявляет интерес к быту, народному костюму, играм и танцам разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».
Предварительная работа с детьми:
-Рассматривание иллюстраций и картинок «Коренные народы Сибири», с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций;
-рассматривание кукол в народных костюмах (бурят, русский, эвенк);
-беседы, составление рассказов по картинам; рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания бурятов и эвенков;
-чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сосна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-ЖапЖимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «ХитрыйБудамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (ДондокУлзытуев);
-разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова», «Золотые ворота», «Заря»;
-аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских орнаментов;
-изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят;
Материал и оборудование:
Колесо времени; слайды природы Прибайкалья, народных костюмов бурят, эвенков, русских сибиряков, силуэты костюмов народов Прибайкалья; фото избы, юрты, чума; атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Охота и рыбалка»; материал для продуктивной деятельности (силуэты оберегов из кожи и меха, стразы, клей), алгоритмом изготовления оберегов.
Ход деятельности:
1. Настрой на предстоящую деятельность
– Здравствуйте, вам! –
Встало солнце рано-рано,
Добрый день!
Эй, ребята - Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день! Все вместе
Добрый день!
Давайте поприветствуем друг друга и поздоровайтесь разными способами с помощью жестов, мимики, слов, движений (начинает педагог)
2.Игра «Приветствие» с помощью клубочка
Правила игры: клубок передается по кругу, отвечает тот, у кого клубок. Дети поочерёдно здороваются глазами, жестами, движениями или словами.
3. Речевое общение
– Ребята, скажите, как можно нас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
– Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чем занимались? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое, совершить путешествие на много лет назад.
-С помощью чего можно попасть в прошлое? (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей) .
-Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью колеса истории. Вы согласны?
(на столе макет «Колесо истории»).
4.Элемент загадочности (С движениями) слайд
- Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о нём начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли! (поворачивается «Колесо истории», на экране появляется изображение колеса, изображения народов Прибайкалья: русский, бурят, эвенк).
Слайд
– Вот мы и в прошлом.
5.Чтение стихотворения (бурятского поэта Цыден-ЖапЖимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина):
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал эвенк на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомыми друзьями разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у народов не было родни!
- И так какие же народы жили на территории нашего края?(ответы детей)
- А как называется наш край? Правильно, Прибайкалье!
- А почему он так называется?(Рядом озеро Байкал)
-У каждого народа есть свой национальный костюм.(показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете?
6.Речевое общение Закрепление национальностей(это люди какой национальности? А эти? И т.д.)
-Каждый народ имел не только национальный костюм, но и свое национальное жильё.
Слайд
-Давайте вспомним, как называется жильё Слайд
-у русского народа (изба), как называется жильё у бурятского народа (юрта), у эвенков (чум).
Крутится колесо…
Колесо покрутись,
Жильё народов Прибайкалья появись
Посмотрите, какое жильё там, на горизонте, изба или чум? Ребята, люди какой национальности жили в избе? (русские), в чуме? (эвенки) Юрте? (буряты)
-Давайте наших жителей расселим по жилищам, в которых они должны жить. Как называется жилище у русских, бурят, эвенков? Из чего они сделаны?Слайд
Как же они будут жить, необходимо обустроить их быт. Что у русских находилось в избе для обогрева, тепла (печь), а у бурят? (очаг с открытым огнём), у эвенков?
Слайд (печь, очаг)
7. Сюжетно-Игровая творческая деятельность.
Все народы, чтобы выжить в трудных сибирских условиях должны были трудиться. Как они добывали себе пищу? с помощью чего? (ответы детей)
Слайд (колесо)
Колесо , покрутись
Дети в народов Прибайкалья превратись
-Я предлагаю мальчикам- будущим мужчинам, собрать всё необходимое и отправиться на охоту и рыбалку. Что нам для этого понадобиться?
Слайд (лук, стрелы, ружья, копья) выберите житоны. Что изображено на житонах с обратной стороны? (стрела и лук, сети) Мальчики у которых на житонах изображены охотничьи снасти пойдут на охоту. А у кого рыболовные- отправятся на рыбалку.
А девочки, будущие женщины, ждали мужчин с охоты и рыбалки, занимались домашним хозяйством и рукоделием. Они изготавливали талисманы-обереги, чтобы те оберегали их от всяких бед и болезней, приносили им удачу. Давайте и мы займёмся рукоделием, изготовим обереги.
8. Продуктивная деятельность
Слайды (обереги )-(животные, рыба)
Изготовление оберегов из кожи и меха
9.Музыкальная деятельность.
Вечером все собирались после трудного дня и отдыхали. Все народы любили свои народные песни, танцы, водить хороводы. Очень популярная песня у бурят была под названием «Хатар».
В этой песне они по очереди пели про удачную охоту или, наоборот, призывали удачу на охоте, пели про счастье, про свою жизнь, что видели, то и пели, а все вместе танцевали и подхватывали припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Слайд
Давайте мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чём будете петь.
– Я начну, а тот, кому я отдам бубен, продолжит, а все вместе поем припев.
– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .
Русский народ любил водить хороводы, играть в народные игры Слайд
10. Народная игра «Заря»
11.Рефлексия
- Как многонационален наш край, какие замечательные народы живут рядом с нами.
- Давайте же всегда будем дружными, сохранять нашу природу, наши традиции и приумножать их, чтобы наш край процветал!
Слайд
12.Чтение стихотворения Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):
Слайд
Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!
Слайд
Колесо покрутись.
В детский сад наш вернись!
12..Подарки для гостей – обереги, талисманы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_dalekoe_proshloe_priangarya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – русских, эвенках, бурятах.
Задачи:
-Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.
-Воспитывать интерес, чувство толерантности и уважения к другим народам, к особенностям их обычаев, традиций и культуры.
-Воспитывать гражданские и гендерные чувства.
-Формировать умение создавать игровую обстановку, взаимодействовать друг с другом.
-Развивать навыки сотрудничества.
-Знакомить с традиционной музыкой и танцами бурятов, играми народов Прибайкалья
-Учить детей изготавливать из кусочков кожи обереги в стиле культуры эвенков.
-Развивать творчество.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты: имеет представления о народах, проживающих на территории малой Родины; задаёт вопросы взрослому, используя разные формулировки; проявляет интерес к быту, народному костюму, играм и танцам разных народов; испытывает гордость и любовь к «малой Родине».
Предварительная работа с детьми:
-Рассматривание иллюстраций и картинок «Коренные народы Сибири», с изображением народов Сибири, их быта, рода деятельности, традиций;
-рассматривание кукол в народных костюмах (бурят, русский, эвенк);
-беседы, составление рассказов по картинам; рассматривание карты России, Иркутской области, Братского района и нахождение на них места проживания бурятов и эвенков;
-чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд – «Орлиная скала», «Почему кедр, ель и сосна всегда зеленые», «Кубулгаты» (записаны краеведом В.И.Рассадиным), «А где тот олень?», «Собаки и человек», «Богатырь Байкал», «Хурист», «Две сумы»; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье», «Скачки» (Цыден-ЖапЖимбиев), «Таежная, озерная, степная…», «ХитрыйБудамшу» (Дамба Жалсараев), «Ая Ганга» (ДондокУлзытуев);
-разучивание подвижных игр Сибирских народов: «Важенка и оленята», «Хейро», «Каюр и собаки», «Евражки и полярная сова», «Золотые ворота», «Заря»;
-аппликация, рисование «Кисет», «Коврик», «Рукавицы» – по мотивам бурятских и эвенкийских орнаментов;
-изготовление макетов юрты, чума, плоскостных кукол-макетов в традиционных мужских и женских одеждах эвенков и бурят;
Материал и оборудование:
Колесо времени; слайды природы Прибайкалья, народных костюмов бурят, эвенков, русских сибиряков, силуэты костюмов народов Прибайкалья; фото избы, юрты, чума; атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Охота и рыбалка»; материал для продуктивной деятельности (силуэты оберегов из кожи и меха, стразы, клей), алгоритмом изготовления оберегов.
Ход деятельности:
- Настрой на предстоящую деятельность
– Здравствуйте, вам! –
Встало солнце рано-рано,
Добрый день!
Эй, ребята - Добрый день!
Улыбаются озёра:
Добрый день!
С высоты кивают горы:
Добрый день!
И в твоё окошко ветер
Постучится на рассвете:
Просыпайся, просыпайся!
Добрый день!
Над родною стороною
Добрый день.
И с тобою и со мною
Добрый день.
И страна у нас такая
Нету ей конца и края!
Мы ей тоже дружно скажем:
Добрый день!
Добрый день! Все вместе
Добрый день!
Давайте поприветствуем друг друга и поздоровайтесь разными способами с помощью жестов, мимики, слов, движений (начинает педагог)
2.Игра «Приветствие» с помощью клубочка
Правила игры: клубок передается по кругу, отвечает тот, у кого клубок. Дети поочерёдно здороваются глазами, жестами, движениями или словами.
3. Речевое общение
– Ребята, скажите, как можно нас назвать? (дети, люди, россияне, братчане, сибиряки)
– Вы сказали, что вы – сибиряки. Интересно, а кто жил в Сибири раньше? Какими они были? Чем занимались? Чтобы это узнать, я предлагаю вам перенестись в прошлое, совершить путешествие на много лет назад.
-С помощью чего можно попасть в прошлое? (сказать заклинание, на машине времени и другие предполагаемые ответы детей) .
-Я предлагаю вам отправиться в путешествие с помощью колеса истории. Вы согласны?
(на столе макет «Колесо истории»).
4.Элемент загадочности (С движениями) слайд
- Повернитесь, пожалуйста, ко мне.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо историй мы повернём
И рассказывать о нём начнём,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли! (поворачивается «Колесо истории», на экране появляется изображение колеса, изображения народов Прибайкалья: русский, бурят, эвенк).
Слайд
– Вот мы и в прошлом.
5.Чтение стихотворения (бурятского поэта Цыден-ЖапЖимбиева «Как гласит преданье» в переводе Г. Граубина):
Как гласит преданье, триста лет назад
Встретились в Сибири русский, эвенк и бурят.
Русский земледелец возле Ангары
Ковырял лопатой кочки да бугры.
Пас бурят отару где-то в стороне,
И к нему подъехал эвенк на коне.
«Сайнбайну-у!» – прокричал бурят –
Это означало: «Здравствуй, брат!»
Русский улыбнулся и сказал: «Привет!»
С незнакомыми друзьями разделил обед.
С той поры частенько виделись они, –
Ближе у народов не было родни!
- И так какие же народы жили на территории нашего края?(ответы детей)
- А как называется наш край? Правильно, Прибайкалье!
- А почему он так называется?(Рядом озеро Байкал)
-У каждого народа есть свой национальный костюм.(показ на экране) Как вы думаете, чей это костюм? А это чей? Почему вы так думаете?
6.Речевое общение Закрепление национальностей(это люди какой национальности? А эти? И т.д.)
-Каждый народ имел не только национальный костюм, но и свое национальное жильё.
Слайд
-Давайте вспомним, как называется жильё Слайд
-у русского народа (изба), как называется жильё у бурятского народа (юрта), у эвенков (чум).
Крутится колесо…
Колесо покрутись,
Жильё народов Прибайкалья появись
Посмотрите, какое жильё там, на горизонте, изба или чум? Ребята, люди какой национальности жили в избе? (русские), в чуме? (эвенки) Юрте? (буряты)
-Давайте наших жителей расселим по жилищам, в которых они должны жить. Как называется жилище у русских, бурят, эвенков? Из чего они сделаны?Слайд
Как же они будут жить, необходимо обустроить их быт. Что у русских находилось в избе для обогрева, тепла (печь), а у бурят? (очаг с открытым огнём), у эвенков?
Слайд (печь, очаг)
7. Сюжетно-Игровая творческая деятельность.
Все народы, чтобы выжить в трудных сибирских условиях должны были трудиться. Как они добывали себе пищу? с помощью чего? (ответы детей)
Слайд (колесо)
Колесо , покрутись
Дети в народов Прибайкалья превратись
-Я предлагаю мальчикам- будущим мужчинам, собрать всё необходимое и отправиться на охоту и рыбалку. Что нам для этого понадобиться?
Слайд (лук, стрелы, ружья, копья) выберите житоны. Что изображено на житонах с обратной стороны? (стрела и лук, сети) Мальчики у которых на житонах изображены охотничьи снасти пойдут на охоту. А у кого рыболовные- отправятся на рыбалку.
А девочки, будущие женщины, ждали мужчин с охоты и рыбалки, занимались домашним хозяйством и рукоделием. Они изготавливали талисманы-обереги, чтобы те оберегали их от всяких бед и болезней, приносили им удачу. Давайте и мы займёмся рукоделием, изготовим обереги.
8. Продуктивная деятельность
Слайды (обереги )-(животные, рыба)
Изготовление оберегов из кожи и меха
9.Музыкальная деятельность.
Вечером все собирались после трудного дня и отдыхали. Все народы любили свои народные песни, танцы, водить хороводы. Очень популярная песня у бурят была под названием «Хатар».
В этой песне они по очереди пели про удачную охоту или, наоборот, призывали удачу на охоте, пели про счастье, про свою жизнь, что видели, то и пели, а все вместе танцевали и подхватывали припев: «Ёхор-ёхор-ёхорьё». Слайд
Давайте мы тоже попробуем сочинить «Хатар».
– Подумайте, о чём будете петь.
– Я начну, а тот, кому я отдам бубен, продолжит, а все вместе поем припев.
– На «Хатар» пришли, поплясать пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё
– Мы к друзьям пришли, повеселиться пришли.
Ёхор, ёхор, ёхорьё … .
Русский народ любил водить хороводы, играть в народные игры Слайд
10. Народная игра «Заря»
11.Рефлексия
- Как многонационален наш край, какие замечательные народы живут рядом с нами.
- Давайте же всегда будем дружными, сохранять нашу природу, наши традиции и приумножать их, чтобы наш край процветал!
Слайд
12.Чтение стихотворения Дамба Жалсараева «Любимая Сибирь» (отрывок):
Слайд
Таежная, озерная, степная –
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
С тобой земля, мы слиты воедино.
Моею стала и судьба твоя.
Поклон тебе от сердца, край родимый,
Любимая Сибирь моя!
Слайд
Колесо покрутись.
В детский сад наш вернись!
12..Подарки для гостей – обереги, талисманы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Центр развития ребенка — детский сад № 9»
« Солнечный город»
муниципального образования города Братска
Конспект
Познавательного мероприятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
Подготовил
Воспитатель
Соснина Наталия Витальевна
Г.Братск-2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Улицы города"
Мероприятие разработанно с учетом принципа интеграции образовательных областей. Включает в себя коммуникативную, исследовательскую, продуктивную деятельность детей....
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"
Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".
На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...
КОНСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Путешествие в осенний лес»
конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие по Выдумляндии»
Цель: Развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности. Задачи:Обучающие1.Учить детей рассуждать, высказывать свои мысли....
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Спасение Чиполлино»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 411 г. Челябинска» Конспектпедагогического мероприятияс де...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»(окружающий мир) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие на ферму»
Образовательня область: " Познавательное развитие"...