Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.
С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта человека осуществилась! Наше занятие будет не совсем обычным. Сегодня мы отправимся в путешествие. А наше с вами путешествие будет космическим! Но для начала надо проверить, сможете ли вы стать космонавтом. Нам с вами необходимо выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» и отправить в космос. Согласны? Тогда вперед!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию связной речи.
Тема: «Путешествие к далеким планетам»
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обогащение словаря детей; активизация
лексического запаса по теме «Космос»; расширение представлений о космосе, закрепление представлений о планетах; совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже, образование сложных слов, обогащение речи словами-антонимами.
— Коррекционно-развивающие: развитие связной речи: умение составлять распространенные предложения; стимулировать детей к речевым высказываниям; развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.
Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, конверты с лежащими в них изображениями неизведанных планет, мяч.
Ход занятия
- Интеллектуальная разминка Организационный момент.
Логопед и дети стоят в кругу на ковре.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Для начала давайте пожелаем друг другу хорошего дня и настроения.
Логопед и дети берутся за руки и по очереди желают друг другу хорошего дня, создавая положительный настрой занятию.
Логопед: Ребята, вы знаете, что с давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта человека осуществилась!
Логопед: Ребята, сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Сегодня мы отправимся в путешествие. А какое может быть путешествие?
Дети: Путешествие на поезде, поездка по воде на лодке, полет на самолете. Логопед: А наше с вами путешествие будет космическим! Но для начала надо проверить, сможете ли вы стать космонавтом. Нам с вами необходимо
выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» и отправить в космос. Согласны? Тогда вперед!
- Введение в тему занятия.
Логопед: Итак, в первую очередь космонавт должен быть очень внимательным, иначе он не сможет полететь в космос, поэтому я раздаю вам карточки и вы должны выбрать на какой ракете вам предстоит полететь в космос. Для этого найдите одинаковые ракеты и разделитесь на команды. Это и будет ваш космический транспорт.
Логопед раздает детям картинки с ракетами, дети с одинаковыми ракетами собираются в команды и занимают свое место.
Логопед: Молодцы, вы справились, и теперь у нас есть транспорт, на котором мы сможем полететь в космос.
- Беседа по теме
Логопед вывешивает на доску картину с изображением Вселенной.
Логопед: Как вы думаете, должен ли космонавт много знать о космосе? Конечно, должен. Поэтому проверим ваши знания.
- Кто первым полетел в космос?
- Когда состоялся первый полет человека в космос?
- Кто летал в космос прежде человека?
- Что такое луна?
- Какая планета самая близкая к солнцу?
- Какая планета самая большая?
- Какая планета дальше всех от солнца?
Логопед: Отлично! Как оказалось вы владеете достаточным количеством знаний для полета в космос! Но ребята, подскажите мне, а для чего же нам с вами отправляться в это путешествие? Давайте подумаем и расскажем, но нужно будет использовать особые слова:
Я отправлюсь путешествие, чтобы...потому что... для того, чтобы... затем что...
Дети составляют свои предложения.
- Родственные слова
Логопед: Ребята, космонавт должен очень хорошо уметь слышать, иначе как он услышит возможные сигналы с далеких планет! Вот сейчас я проверю, хорошо ли работают ваши ушки! Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов в цепочке не подходит к другим.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
Земля, земляне, земной, зимний. Звездочка, звездный, свистун, созвездие. Луна, лунный, полнолуние, луковый.
Астроном, астрономический, астрономия, гастроном
Спутник, спутниковый, путник, спутники. Галактика, галактический, голова.
Логопед: Замечательно! Вы отлично все слышите и различаете на слух. Ни один сигнал из далеких галактик вы не пропустите.
- Составление предложений. Игра «Фантазируй-сочиняй».
Логопед: Нам предстоит увидеть много необычного, давайте попробуем пофантазировать о том, что же нас ждет, проверим, не испугаются ли будущие космонавты неожиданностей. О чем может идти речь, если я назову два слова, например: Юпитер, оранжевый. (Варианты детей). А можно так сказать (вариант логопеда для примера): Из космического корабля планета Юпитер выглядит оранжевого цвета.
Логопед предлагает детям слова для составления высказываний:
Метеорит, планета.
Звезды, ракета.
Луна, луноход.
Планета, спутник.
Взлететь, приземлиться.
Звезда, ярко.
Сатурн, кольца.
Звездолет, скоростной.
Комета, длиннохвостая.
Звездопад, яркий.
Логопед: Какие вы молодцы! Я принимаю вас в команду космического корабля. Все в порядке, готовимся к полету.
- Основная часть занятия
- Игра «Запуск ракеты»
Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)
Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)
Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).
Дети: Есть, включить контакты!
Логопед: Завести мотор!
Дети: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).
Все: 5,4,3,2,1 - ПУСК! (сомкнутые руки вверх).
- Игра «Скажи наоборот»
Логопед: Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Внимание! Внимание! Ребята, говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта и выполнить задание. Я буду называть вам слово, а вы мне в ответ называйте слово «наоборот». А потом придумайте с каждым из слов предложение, по образцу: Космонавты обрадовались, потому что...Космонавты расстроились, потому что...
Взлететь - приземлиться (Космонавты обрадовались, потому что им удалось взлететь с планеты. Космонавты расстроились, потому что приземлиться им не получилось).
Ярко - тускло
Темно - светло
Прилететь - улететь Далеко - близко
Высоко - низко
Медленно - быстро
Логопед: Ребята, вы отлично справились!
- Физкультминутка.
Логопед: Наше космическое путешествие продолжается, давайте разомнемся. Дети встают полукругом перед логопедом.
Раз - два, стоит ракета (поднимаем руки вверх)
Три - четыре, скоро взлет (разводим руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца,
Космонавтом нужен год.
(беремся руками за щеки, качаем головой)
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет.
(наклоны корпусом вправо - влево)
Пролетая над землею (разводим руки в стороны)
Ей передадим привет!
(поднимаем руки вверх и машем)
- Игра «Закончи предложение»
Логопед: Дети! Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты.
Дети становятся в круг.
Логопед: Я буду начинать предложение и бросать метеорит, а вы будете повторять начало и заканчивать его самостоятельно, а потом кидать метеорит назад мне.
Мы приземлились на неизвестную планету и там увидели...
Кратеры от метеоритов и горы были...
В космосе мы встретили инопланетян, они выглядели...
Инопланетяне любят делать...
При встрече инопланетяне пожелали людям...
Логопед: Отлично, ребята! Вы защитили наш корабль от метеоритов!
Дети садятся на стульчики.
- Заключительное слово логопеда о планете Земля.
Логопед. Ребята, нам пора в обратный путь. Отправляемся на нашу родную Землю. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены.
Дети закрывают глаза.
Логопед: Идет отсчет времени; «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!
Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.
Земля — планета, на которой мы живем. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.
- Подведение итогов занятия Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»
Итоговое занятие по лексической теме "Посуда". Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".
Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».
Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «Зимой на прогулке»
Развитие речевого творчества детей...
План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.
Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....
Открытое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Путешествие в город «Красивой речи»
Открытое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе «Путешествие в город «Красивой речи» ...