Конспект образовательной деятельности по физической культуре "Путешествие в страну вечной мерзлоты"
методическая разработка по теме

 

Образовательная область «Физическая культура»

 

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

(нетрадиционная форма организации: интеллектуально-оздоровительная)

 

Занятие физической культурой,

построенное по единому сюжету

 

Тема: «Путешествие в страну вечной мерзлоты»

(для детей старшего дошкольного возраста)

 

Организованная образовательная двигательная деятельность

 

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурно-оздоровительном занятии.

Интеграция образовательных областей:

         «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности:

         Игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная.

Цели деятельности педагога:

         Формировать и закреплять навыки правильной осанки по средствам физических упражнений и интеллектуального развития.

Задачи:

·        здоровьесберегающие – формировать навыки здорового образа жизни (массаж активных жизненных точек, дыхательные упражнения);

·        оздоровительные - способствовать профилактике нарушения осанки и плоскостопия, укреплению опорно-двигательного аппарата;

·        коррекционно-развивающие – развивать координацию движений, мелкую моторику, воображение, психофизические качества - быстроту, ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве, творческие способности;

·        обучающие – совершенствовать технику выполнения упражнений, ходьбы с преодолением препятствий, лазания по гимнастической скамейке;

·        познавательные – расширять представления о географическом расположении северного и южного  полюса, размещении их на глобусе, о растительном и животном мире, климате; развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края; учить устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью животных; развивать мышление, память, способность к умозаключениям;

·        воспитательные - воспитывать бережное отношение к животным и птицам, чувство коллективизма, сопереживания, любознательность, желание познавать окружающий мир.

Планируемые результаты интегративных качеств дошкольника:

         Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физкультуры, к здоровому образу жизни, целеустремленность. Познакомить детей с подвижной игрой «Белые медведи», способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры.  

         Развить образное и пространственное мышление; развить внимание, фантазию детей, помочь детям мыслить без стереотипов, учить детей переносить свойства с частного на общее и наоборот; обучать пониманию себя и умению «быть  в мире с собой», сопереживанию другим людям;

Оборудование:

         Дорожка здоровья - ребристая доска, массажные коврики, гимнастическая скамейка, два обруча в вертикальной подставке с наклеенным скотчем – «озеро» для рыбок, рыбки из салфеток, дуги, кочки, два обруча вертикальных, веревочки.

Материал:

         Подготовленные картинки по темам: животный мир Арктики и Антарктиды, глобус, музыкальные записи северного ветра, метели, звуки, сопровождающие северное сияние, песни «Капитошка», «Пингвины», «Где-то на белом свете».

Здоровьесберегающие технологии:

         Дыхательная гимнастика – А.Н. Стрельниковой;

         Точечный массаж и дыхательная гимнастика – В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;

         Профилактика плоскостопия и нарушения осанки - В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров;

         Массаж с массажными мячиками – К.К. Утробина.

Предварительная работа:

Ø знакомство с животными Севера;

Ø дидактическая игра «Знакомство с глобусом».

 

Содержание организованной деятельности детей:

         Дети входят в зал, здороваются:

Инструктор

         Придумано кем-то просто и мудро

         При встрече здороваться: «Доброе утро!»

         «Доброе утро солнцу и птицам!
         Доброе утро! — Улыбчивым лицам!».
         И каждый становится, добрым, доверчивым,
         Пусть доброе утро длится до вечера!

Инструктор

         Ребята, а какими словами можно поприветствовать друг друга вечером? (добрый вечер).

         Слова – до свиданья, спасибо, простите, пожалуйста, здравствуйте -             щедро дарите!

         Без них невозможно на свете прожить

         Слова эти надо с любовью дарить.

Какое слово мы подарим нашим гостям?

Инструктор

         Отгадайте-ка ребятки, вот про что моя загадка.

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

Знают все и млад, и стар, что она – большущий шар.

                                                                                     (земля)

Игровая ситуация:

         Ребята, вы уже знаете, что глобус – уменьшенная модель Земли. А я вам расскажу то, что его «макушка» выкрашена белым неспроста. Обратите внимание – снизу глобус тоже белый. Так обозначены на глобусе (и на карте) две противоположные полярные области Земли - самая северная и самая южная – Арктика и Антарктида.

         Арктику омывает Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым, крепким льдом. Здесь на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? (ответы детей)

         Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь.

         Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и покрасили в белый цвет.

         Если перевернуть глобус вместе с подставкой «вверх ногами», то мы увидим вторую белую «макушку». Огромная белая страна. Только здесь не океан, а земля, закованная в ледяной «панцирь» - огромный материк Антарктида.

         Холоднее места не найдешь во всем мире. Студеный ветер наносит все новые горы снега. Под собственной тяжестью снежные сугробы утрамбовываются и превращаются в лед. И так из века в век.

         Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну вечной мерзлоты.

         Только слабеньким друзья в наш поход идти нельзя!

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

(для профилактики простудных заболеваний)

Чтобы горло не болело,                          - гладить ладонями шею сверху вниз

Мы его погладим смело.

 

Чтоб не кашлять, не чихать,                    - указательными пальцами растирать

Надо носик растирать.                               крылья носа

Лоб мы тоже разотрем,                           - приложить ко лбу ладони «козырьком»

Ладошку держим козырьком.                   и растирать его движ. в сторонывместе

«Вилку» пальчиками сделай,                  - указательными и средними пальцами

Массируй уши ты умело.                 растирать точки перед и за ушами

Знаем, знаем – да – да – да! –                 - потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна!

Инструктор

         В Антарктиде айсберги и льды.

         Среди льдов пингвины и киты

         Да еще китихи и китята

         В общем, где пингвины и киты, -

         Маленькой сосулькой стал бы ты!

А чтобы нам не превратиться с сосульку потренируем наши ножки.

Малоподвижная игра «Карусель».

(может быть гимнастикой для стоп)

Завертелись карусели и помчались с ветерком.

Поначалу еле – еле, а потом бегом, бегом.

Повертелись, покружились, а потом остановились.

Зрительная гимнастика

         «Маячок», «Часики», «Мргалки», «Смотрелки - засыпалки».

Инструктор

         Вот теперь пора идти

         Ждут преграды на пути

Не цветет там мак и клевер

Царство снега – это …(север)

Антарктида – это самое холодное место на Земле: летом – 50ºС., зимой – 90ºС.

Ходьба обычная.

Ходьба на носках, руки вверх, щелкая пальцами – по сугробам

Ходьба на пятках, руки в стороны, сжимая кисти рук.

Ходьба на носках приставным шагом, руки вперед, поочередно соединяя все пальцы с большим.

         По льду неуклюжа, ходят пингвины – ходьба на пятках.

Лед кругом, а эти птицы

Не боятся простудиться

                            (Пингвины)

В океане темно-синем,  - ходьба на внешней стороне стопы.

Лапой, выудив моржа

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа.

                            (Белый медведь)

Зверь морской клыкастый,  - «черепашки», на низких четвереньках.

Вместо ног – ласты.

                            (Морж)

Хорошо мне в зоопарке,  - ходьба на ладонях и стопах.

Только климат слишком жаркий

Должен я в воде сидеть

Белый северный …

                            (Медведь)

Бег с захлестом голени.

         В течение   всего года над Антарктидой и Арктикой дуют мощные полярные ветры.

Бег змейкой на носках или скамейка между ногами – через снежную гору.

         Часто ветер поднимает снежную пыль и закручивает ее в вихрях – так  назревают снежные бураны.

Ходьба на носках, одна рука вверх другая низ; волнообразные движения вверх – вниз.

         Весной и осенью в полярных областях  можно понаблюдать одно из красивейших явление природы – полярное сияние.

Ходьба на  внешней стороне стопы, руки  вверх, опустить руки через стороны вниз.

         На ночном небе, загораются сверкающие дуги, переливаясь разными цветами.

Ходьба на носках, руки в стороны; сжимать разжимать кисти рук.

         Этот фейерверк  устраивает Солнце.

Ходьба перекатом с пятки на носок, руки вверх, ладони соединить.

         Весной  можно увидеть голубовато-зеленого цвета острова – бродяги – это Айсберги.

Дети ложатся на коврики.

         Зимой в Арктике не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки -  ночь. И тянется она полгода. В центре Арктики весь покрытый льдом находится Северный Ледовитый океан.

Упражнение № 1 «волны океана»

         И.п.: лежа на спине, одна рука вверх, другая вниз

         - поочередное поднимание и опускание рук.

А вот по океану проплывает айсберг.

Упражнение № 2 «айсберг»

         И.п.: то же.

- плавно поднять нижнюю часть туловища и  ноги вверх, опираясь руками в поясницу, согнуть одну ногу в колене.

         Но, несмотря на холод и полярную ночь живут в Арктике различные птицы и животные.

         Может плавать целый день

         В ледяной воде тюлень!

         На холодном льду лежит,

         И не мерзнет, не дрожит!

Питается тюлень рыбой. Хорошо плавает, ныряет. Вместо ног – ласты.

Упражнение № 3 «тюлени»

         И.п.: лежа на спине, руки внизу.

         - приподняться и посмотреть на «ласты».

         Любят и нырять. Могут находиться под водой до 18 минут.

Упражнение № 4 «ныряльщики»

         И.п.: то же руки вниз.

         - сгруппироваться, удержаться несколько секунд.

         Они замечательно плавают.

Упражнение № 5 «купание»

         И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища одна внизу, другая вверху

- поочередное поднимание и опускание рук.

         Их узкие крылья в воде действуют как ласты, а ноги как руль.

Упражнение № 6 « рулевые»

И.п.: то же, руки вдоль туловища, кисти в стороны.

         - приподняться, удерживаясь на весу выполнять движения стопами -

           одной вверх, другой вниз.

         Любят кататься на горке на брюшке.

Упражнение № 7 «катание с горки»

         И.п.: стоя на коленях и кистях.

         Иногда они падают брюхом на лед и быстро скользят, помогая себе лапками и ластами – крыльями.

Многие арктические птицы откладывают яйца высоко на скалах, чтобы хищные звери не могли до них добраться.

Упражнение №8 «высокие гнезда»

         И.п.: на высоких четвереньках.

         - походить вокруг себя.

Прыгай в прорубь, не дрожи

Закаляйся, как… (моржи)

         При помощи двух длинных клыка они выбираются на лед для отдыха. По льду и земле передвигаются, работая задними ластами. Могут находиться под водой почти 10 минут.

Упражнение №9  «моржи»

         И.п.: сидя на ягодицах

         - передвигаться вперед-назад.

         Остаются в Арктике на всю зиму белые совы. Они гнездятся на земле, обычно на небольшом возвышении, чтобы было удобно наблюдать за окрестностями. Она не сразу откладывает все яйца, потому и птицы в одном гнезде могут быть разного размера.

Упражнение № 10 «белые совы»

         И.п.: сидя на пятках, в позе эмбриона, руки вперед

         - встать на колени, руки на поясе, отклоняться назад.

         Живут в Антарктиде и морские млекопитающие.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит!

Тюлени весной выбираются на лед, чтобы обзавестись потомством. На суше – неуклюжие, зато в воде – замечательные пловцы, ныряют и могут находиться под водой 1 час, не дыша. Питаются они рыбой, кальмарами.

Упражнение № 11 «тюлени»

         И.п.: стоя на коленях.

         - сесть на пятки, вытянуть руки вперед,

            переместить центр тяжести на предплечья, подтянуть ноги.

         Морские слоны – самые крупные из тюленей. Они называются так потому, что у самцов над носом есть морщинистый кожаный мешок, который они могут раздувать в своеобразный хобот. Его длина – 6 метров, вес – 3,5 тоны. У каждого морского слона несколько подруг.

Упражнение № 12 «морские слоны»

         И.п.: сидя на корточках, на полной стопе.

         - приподняться на носки, покружиться вокруг себя.

         Самое крупное животное на Земле  - это кит. Он хоть и живет в воде, но вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. Его длина – 33 метра, вес 150 тон – тяжелее, чем пять слонов. Сердце его весит более 500 килограмм. Однако питается планктоном. У китов вместо зубов во рту – сито – китовый ус.

Упражнение №13«синий кит»

         И.п.: стоя.

         - вдох через нос, сомкнуть зубы – выдох – ш – ш – ш.

         Дышат киты, как все звери воздухом. Когда кит выныривает из воды, чтобы сделать вдох – выдох, они выпускают фонтан высотой – 12 метров.

         Дыхательное упражнение «Кит».

Носиком сейчас вдохни

И дыханье задержи

Выдыхаем воздух ртом,

«Пых» мы говорим потом.

         Дети – киты легко бегают на носочках по всему залу, на команду «Кит!» приседают и после максимального вдоха делают максимальный выдох и задерживают дыхание как можно дольше.

Вразвалочку ходит, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин).

 

Ритмическая гимнастика «Пингвины»

         В Антарктиде осадки выпадают в виде снега Дождь крайне редкое явление, но вот посмотрите, осталась капелька Капитошки. Давайте с ним потанцуем.

Ритмопластика «Капитошка»

         Самым крупным хищником на земле и жителем Арктики является – белый медведь.

Белые медведи немного косолапы,

Белые медведи немного толстопяты.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

         Его рост – 2,5 метра, а вес – 450 килограмм – это столько, сколько весят 10 человек. Он не живет на одном месте. В поисках пищи они кочуют по глубокому снегу и по дрейфующим льдам.

Ходьба по дорожке здоровья

- Ходьба по кочкам – «льдинки».

         Он хорошо плавает.

- Лазание по гимнастической скамейке на животе - «плавание».

         Отлично ныряет.

- Ходьба с приседанием.

         Ловко лазает по скалам.

- Лазание на четвереньках по гимнастической скамейке.

         Ловит рыбу.

- Прыжки на двух ногах через скамейку, то с одной, то с другой стороны

         Любит ягоды.

- Подлезание под дугу «кусты».

         У белых медведей появляются детеныши в берлоге, покрытой в толще снега. Она защищает медвежат от ветра и холода.

Как проворные дельфины,

Плавают в воде пингвины!

А как вылезут на сушу,

Ходят очень неуклюже.

Игра для профилактики плоскостопия «Поймай рыбку».

         В большом обруче разложены рыбка (из салфеток). У каждого игрока своя «берлога» (обруч на подставке, в середине лента из скотча). Звучит песня «Где-то на белом свете», дети начинают собирать ногами рыбок и переносить к себе в «прорубь-обруч».

или вариант №2

         Посреди зала лежит обруч – это «прорубь», в нем лежат веревочки, мелкие предметы – «рыбки». Дети – пингвины. Под музыку они «ловят»  пальцами ног «рыбок» и складывают около себя. Побеждает играющий, поймавший большее количество «рыбок».

         Малоподвижная  игра «Кашалот, Касатка, Дельфин»

Дети действуют по сигналу:

         «кашалот» - ходьба на внешней стороне стопы, руки над головой в замке, изображая большую голову (у него огромная голова 1/3 всего тела.);

         «касатка» - ходьба на носках, руки вниз отведены от туловища, щелчки пальцами.

         «дельфин» - ходьба на пятках, руки за голову, сводить и разводить локти.

                                               Подвижные игры

Подвижная игра «Золотая рыбка»

         Все дети – «рыбки», один ребенок – «рыбак». «Рыбки» бегают по залу, уворачиваясь от «рыбака». « Рыбак» начинает их ловить. Первая пойманная «рыбка» присоединяется к «рыбаку», взяв его за руку. Образуется «невод», и они продолжают ловить уже вдвоем.

         Если рыбакам удается поймать «рыбку» и схватить ее свободными руками так, чтобы «рыбка» оказалась в «неводе», она считается пойманной.       Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний оставшийся играющий и будет самой ловкой «золотой рыбкой».

Подвижная игра «Белые медведи».

         Выбирается водящие – «белые медведи», которые собираются в условленном месте на «льдине». Дети находятся на противоположном конце зала за чертой (в домике).

         По сигналу дети выходят из «домика» и идут к льдине со словами:

Где здесь белые медведи?

Их не видно на снегу,

Испугаться я могу.

В дом скорее побегу!

         После этих слов медведи выбегают и ловят ребят. Дети должны быстро добраться до «домика», а те, кого поймают, сами становятся медведями.

Речевые игры:

         Дети стоят в кругу, или на гимнастической скамейке. Ведущий бросает мяч ребенку, а те в свою очередь бросает обратно, называя правильный ответ.

         Мы по кругу идем и с собою берем…сладкое, жидкое, твердое, мягкое, кислое.

         «Скажи, одним словом»

Растут березы – березовая роща.

Растут сосны – сосновый бор.

Растут ели – ельник.

Растут дубы – дубрава.

Упражнение для развития мелкой моторики рук «Лезгинка»

         Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8  смен позиций.

Упражнение для развития мелкой моторики рук «Ухо – нос».

         Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

         Функциональное упражнение «костер»

         Дети садятся на ковер вокруг «костра». По команде: 

«жарко» - дети отодвигаются от «костра»

 «руки замерзли» - протягивают руки к «костру»;

 «ой, какой большой костер» - встают и машут руками;

«искры полетели» - хлопают в ладоши;

«костер принес дружбу и веселье» - берутся за руки и ходят вокруг костра.

Итог занятия:

            Скажу я слово – далеко,

         А ты ответишь – близко.

         Скажу я слово – высоко,

         А ты ответишь – низко.

         Скажу тебе я слово – трус

         Ты отвечай – храбрец.

         Теперь – начало – я скажу,

         Ты отвечай – конец.

 

Использованная литература:

1.     Журнал «Инструктор по физкультуре» 2011 №1.

2.     С.Д.Сажина Технология интегрированного занятия в ДОУ. – ТЦ «Сфера» М.2008.

3.     Н.Е.Вераксы Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред.– М. Мозаика-Синтез, 2011г.

4.     Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований - М. УЦ «Перспектива», 2011г.

5.     Т.Б. Сидорова Познавательные физкультурные занятия – Волгоград: Учитель, 2011г.

6.     А.С. Галанов «Игры, которые лечат» - для детей  от 3 до 5 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

7.     Б.Б. Егоров, В.Г. Кудрявцев  «Развивающая педагогика оздоровления».

8.     Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного  возраста 3-7 лет» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. ISBN 5-691-00651-7.

9.     К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

10.                        М.Н.Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» - М.:      Айрис-пресс, 2007.  – (Дошкольное воспитание и развитие).

Выводы:

         Формированию навыков здорового образа жизни способствовали игры: «Неболейка», «Кит»;

         Игры «Поймай рыбку» и общеразвивающие упражнения, объединенные единым сюжетом - способствовали профилактике нарушения осанки и плоскостопия, укреплению опорно-двигательного аппарата, играя, дети учились совершенствовать технику выполнения упражнений;

         Развитию координаций движения, мелкой моторике, воображению послужили игры «Ухо - нос» и «Лезгинка», в которых дети развивали свои творческие способности;

         Играя, дети закрепили полученные знания о животном и растительном мире, климате северного и южного полюса;

         Подвижные игры «Белые медведи», «Золотая рыбка» - воспитывали выдержку, честность, справедливость и дисциплину

         Интегрированные занятия способствуют, играя познавать, интеллектуально развиваться и оздоравливаться!

 

                                                             

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._puteshestvie_v_stranu_vechnoy_merzloty_anotatsiya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

(нетрадиционная форма организации: интеллектуально-оздоровительная)

Занятие физической культурой,

построенное по единому сюжету

Тема: «Путешествие в страну вечной мерзлоты»

(для детей старшего дошкольного возраста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие по дружной стране» образовательная область познание

Тема: «Путешествие по дружной стране»Задачи: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная.Расширять представление о народах России. Воспитывать любовь и ...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Путешествие в страну Спортландию»

Материал способствовует  укреплению опорно-двигательного аппарата, формированию у детей основы здорового образа жизни,  формирует положительные взаимоотношения между детьми, умение работать ...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Физкультурия»

Представлен конспект образовательной деятельности  с целью создания социальной ситуации развития по физической культуре...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну мячей»...