"Игровые традиции предков"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Турнир для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
* Повысить познавательный интерес дошкольников к истории и культуре калмыков.
* Привлечь ребят к играм в "альчики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_traditsii_predkov-turnir_dlya_detey_starshego_vozrasta.docx | 172.91 КБ |
Предварительный просмотр:
« Игровые традиции предков»
турнир для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
* Повысить познавательный интерес дошкольников к истории и культуре калмыков.
* Привлечь ребят к играм в "альчики".
Предварительная работа: занятие-презентация, обучение играм в "альчики"
Калмыцкие народные игры являются традиционным средством воспитания детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт. Труд, национальные устои , представления о чести ,смелости , мужестве, желание обладать силою, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. В играх дети проявляют смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Во многих играх у калмыков нашло отражение основные занятия- скотоводством , поэтому вместо игрушек зачастую использовали кости животных. Одно из самых распространенных—шаhас (альчики) животных.
Слайд №1.
Что это такое? Альчики – это надкопытные кости овец. Красивые, вычищенные косточки. Их используют для игр. Любимая и распространенная калмыцкая игра.
Как давно играют? Судя по тому, что их находят среди древних раскопок, играют в нее очень давно. У каждого мальчика была своя коллекция. К ним было трепетное отношение: их лакировали, красили. Калмыки всегда с особым почтением относились к альчикам очень бережно, храня в специальных мешочках. Считалось, что они приносят счастье своему хозяину. Игра в альчики дает возможность бедняку-победителю разбогатеть, таким образом, получить равный шанс в управлении своей Судьбой.
Что с ними делают? Косточки берутся из употреблённой в пищу баранины. После того, как обгладывается кость, из ее сочленения достается тот самый альчик. Его очищают от остатка мяса и дают детям. А те собирают и хранят в мешочке. Играют в него в тёплое время года.
Польза. Говорят, что альчики развивают глазомер, ведь нужно умело метать косточки и попасть с далекого расстояния. А еще можно развить ловкость, меткости и аккуратность. Это как шахматы, нужно делать математические расчеты. И можно весело и интересно провести время.
Слайд №2
В группах проводится отборочный тур. В отборочном туре принимают участие все желающие. Для участия в турнире выбирают лучших - метких и ловких (2- 3 человека).
Зал украшен в традициях калмыцкого народа. Звучит калмыцкая домбра.
Ведущая: Приглашаем всех на турнир национальной калмыцкой игры в «Альчики»
Сочинили эту игру простые люди, которые не умели ни читать, ни писать, но их творчество, выдумка не забылась, не пропала, а бережно передавалась из уст в уста, от родителей к детям. Давайте же играть в игры наших предков!
Наш турнир будут оценивать компетентное жюри.
«Игра в альчики»
На кон ставится условленное количество альчиков (ставятся они ребром). Игроки отходят на расстояние 1,5 метра и бросают поочередно биту, стремясь выбить как можно больше альчиков. Альчик, отлетевший на 5-7 см., считается выбитым. У каждого участника три попытки.
В этом состязании жюри выбирают победителя.
Ведущая: А сейчас приглашаю всех болельщиков играть.
Игра « Поймай хвост дракона».
Дети становятся друг за другом и держат друг друга за пояс. Первый ребенок голова, последний хвост. Выбирают водящего, который будет ловить «хвост дракона». Задача первого не позволить водящему поймать последнего.
Ведущая: Продолжаем наш турнир.
Следующее состязание.
« Подбрасывание вверх и ловля альчиков на лету одной рукой».
Одновременно играют несколько детей.
Играющий берет 5 альчиков, подбрасывает их одной рукой вверх и старается той же рукой на лету поймать все альчики. Игрок, сумевший поймать больше альчиков, считается победителем.
Жюри определяет победителя.
Ведущая: А я опять приглашаю наших лучших болельщиков.
Игра « Охотник с герлыгой».
Для этой игры нужна герлыга (или гладкая палка длиной 2 м.) Участники игры (6 или более) становятся вне начерченного круга (диаметр-2,5 м.). Дети, участвующие в игре, берут себе названия диких или домашних животных. В центре круга становится «охотник», опираясь на герлыгу. Затем он ставит герлыгу (палку) одним концом на землю и выкрикивает название любого из названных животных, а сам стремительно выбегает из круга. Названное «животное» должно успеть вскочить в круг и схватить палку до ее падения. Если успеет, то становится назад на свое место, если нет, становится охотником. Играющие не должны мешать друг другу. Выигрывает тот, кто ни разу не сыграл роль «охотника».
В первый раз водящего выбирают с помощью считалки.
Играющим можно присваивать наименования не только животных, но и цветов, деревьев, предметов, в зависимости от тех слов, которые надо закрепить в речи детей.
Ведущая: Ну, и наконец, последнее соревнование нашего турнира. Это еще один вариант игры в альчики.
«Игра в альчики» (вариант №2»)
Играют несколько человек. Игроки выстраивают «стенку» из альчиков (их ставят ребром, в 2-3 этажа). Поочередно бросая биту, игроки разбивают «стенку». Выбитый альчик забирает играющий. Побеждает тот, кто больше собьет альчиков.
С помощью считалки определяют того, кто начинает игру. Можно прятать в ладошке альчик. Кто угадал, в какой руке находится альчик, тот начинает игру.
Жюри определяет победителя.
Ведущая: Подошел к концу наш турнир, посвященный играм наших предков. Слово предоставляется нашему жюри.
Жюри определили победителей в каждом соревновании. Победителей награждают грамотами.
Ведущая: Прощаясь, хочу сказать. Люди будут жить, пока в них будет жить любовь к своим традициям. Играйте в национальные игры, они интересны, красивы, заражают своим весельем и остроумием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней
Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...
Статья Нужно ли соблюдать традиции предков
Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколе...
Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве".
Проект «Традиции предков-драгоценное наследие в тувинском фольклоре и изобразительном искусстве»Вид проекта:познавательно – творческийУчастники проекта.Дети - педагоги &nda...
Мастер-класс для педагогов "Лозоплетение. Мы помним традиции предков"
Данный материал предлагает педагогам познакомиться с народными промыслами умельцев родного края....
"Народно игровые традиции как условие, обеспечивающее ценностно-смысловое содержание деятельности воспитанников"
Народно игровые традиции как условие, обеспечивающее ценностно-смысловое содержание деятельности воспитанников...
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода....
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста»
Важной задачей гармоничного развития личночти дошкольника является освоение им культурного наследия, духовного богатства, исторического опыта своего народа. Народные сказки, игры, потешки, сказания, п...