Методическая разработка к празднику "Масленица", 2015 год.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал подобран для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Посвященный масленичным гуляниям. Содержит много познавательного материала и веселых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_2015_starshaya_podgotovitelnaya_gruppy.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник Масленицы 2015 г.
« …Дети радуются блинам, чучелу и тому, что можно намазюкать мордашки и смешно одеться (приносят из дома мамины юбки, шали, платки, фартуки)
Оформление.
Зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты. Обязательно — изделия русских промыслов, самовар.
На листах ватмана нарисуйте блины, пусть у них будут забавные мордашки, развесьте блины по комнате. Под потолком можно закрепить бумажное солнышко…»
За участие в конкурсах - призы. Награда — орден солнца (на грудь медалька, на ленте).
Всем участникам – леденцы.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД - Кто не знает, сообщаем!
Сегодня Масленицу мы встречаем!
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
А чтобы праздник встретить, что нам нужно?
(Дети отвечают: - Веселиться, радоваться, хороводы водить!
ВЕД - Сегодня мы будем зиму гнать со двора, звать весну.
Масленица - очень древний праздник, он был самым веселым праздником в году.
Люди не работали целую неделю, а только веселились, ходили в гости друг к другу, ели разные вкусности!
Праздник отмечали в марте, когда зима уже уходила.
Вместе с зимой уходили холод, голод, невзгоды. Весна приносила тепло, солнце, зелень, цветы, надежды на счастливую жизнь и хороший урожай.
ВЕД – А теперь – ответьте, что бывает зимой?
Вьюги да метели?
Дети: Да! (поднимают руки вверх)
Смех да веселье?
Коньки да салазки?
Цветы «Анютины глазки»?
Снежные горки?
Грибы на пригорке?
Резные снежинки?
Зимние ботинки?
Трескучие морозы?
Красивые розы?
Звонкие капели?
Птичьи трели?
ВЕД – Ребята, давайте споем песню про весну, которую мы так ждем!!
(Стоя у мест) - Песня о весне -сесть
ВЕД – К празднику готовились заранее – строили снежные крепости, заливали горки, чтобы они стали ледяными.
Зачем? (Кататься с горок)
А еще - убирали дом, готовили угощения на всю неделю.
ВЕД – Но самым главным угощением было что?
У Масленицы герой один:
Круглый и вкусный?..
А зовут его… (Блин)
ВЕД - Блин – символ Масленицы. Он – горячий и круглый, как Солнце, которое все так ждут!
-А с какой начинкой бывают блины?
(Дети – С грибами, с капустой, творогом, картошкой…)
-Что еще готовили к столу, знаете?
(Дети – Блины, пироги, жаворонки, голубей, сласти, орехи, семечки…)
ВЕД – А с какой начинкой бывают пирожки?
(Дети – перечисляют)
ВЕД – Ребята, если вас попросила мама помочь ей испечь яблочный пирог – вы бы ей помогли? Тогда готовьтесь, мы сейчас с вами займемся пирогом!
ВСЕ (на местах) – «Яблочный пирог» -(жестовая игра-массаж Железновой)
ВЕД – Ну вот, молодцы! Пирог испекли, а теперь нам пора Масленицу звать!
Дети кричат- «Мас-ле-ни-ца!»
Под весел. муз. ( Фолк-шоу-группа «Колесо» … «Едет…Давай, встречай!») воспитатели вносят Масленицу, обходят с ней по залу, припласывая, ставят в центре зала). – (Дети хлопают).
ВЕД – Здравствуй, Масленица! Мы ждали тебя! Давай-ка мы тебя рассмотрим хорошенько!
Вы видите, что привязано к руке Масленицы? Блин!
Каждый день праздничной недели имел свое название.
Первый день праздника назывался «Встреча».
В этот день делали вот такое чучело – большую толстую бабу, набитую соломой и старыми тряпками, сажали на палку.
ВЕД – Ой, смотрите – Масленица не только в руке блин держит! В другой руке – что там? (берет лист с загадками из рук М-цы, читает загадки)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.)
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)
Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.)
Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(Блины.)
ВЕД – Ребята 4 группы, спойте нам песню про блины!
4 гр – П- «Блины»
ВЕД – Молодцы, спасибо! Можно продолжать веселиться.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД – На второй день праздника люди ходили в гости, на ярмарку, катались в расписных санях и хвастались ими перед соседями. Катались с горок, мужчины мерялись силой, устраивались кулачные бои. Состязались в ловкости, находчивости. Второй день называли «Заигрыш».
Мы сейчас тоже посоревнуемся – кто более ловкий?
Игра со снежками - «Снежный тир»
- и т о г и -
ВЕД - Третий день назывался очень вкусно: «Лакомка»!
Женщины звали мужей своих взрослых дочек (зятьёв) на блины.
И у нас блины!
Наша Маслёна будет наблюдать за соревнованиями . Мы поиграем в игру с блинами. (Поставить Масленицу около столика)
Игра «Кто перенесет больше блинов с подноса на свою тарелку»
( 2-3 человека, 1 поднос с блинами, 2-3 пустые тарелки) Блины бутафорские. Переносить по одному)
- и т о г и -
ВЕД – На третий день заканчивалась «Узкая Масленица» - когда праздновали, в основном, в своих семьях.
Сейчас мы встанем около Масленицы и спляшем для нее веселый танец про веснушки!
Т (все) – по кругу – «Где живут веснушки?» -сесть
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД - В четверг начиналась Широкая Масленица – «Широкий _ разгул».
Гуляли шумно, весело, тратили много денег на еду и развлечения, угощали друг друга. Наряжались в веселые, яркие наряды. Каждый мужчина хотел показать, что он самый сильный. Женщины наряжались – каждая хотела быть самой красивой!
(Перенести Масленицу на другое место)
ВЕД - Сейчас я вас на смекалку проверю. Я буду рассказывать о тех, кто летает и не летает, а вы все внимательно слушайте. На словах «летят, летят», вместе со мной нужно поднимать руки и махать ими как крылышками, или совсем не махать.
Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Летят, летят, летят!
Пчелы летят, жжужат-гудят:
Жу-жу-жу, медову несем росу!
Летят, летят, летят!
Поросята летят, розовеньки визжат:
Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят, летят, летят!
Комары летят, во все горло звенят:
Зы-зы-зы,наточим носы!
Летят, летят, летят!
Медведи летят, во все горло рычат:
Ры-ры-ры, не пустим в боры!
Летят, летят, летят!
Вед. Ну, молодцы, внимательные какие, трудно вас с толку сбить.
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД – В пятницу взрослая дочь, в ответ на мамино приглашение, звала свою мать к себе в гости на блины.
Мама должна была придти не одна, а с подругами. Было шумно и весело. Выходили на улицу, играли во взятие снежной крепости, в снежки.
Кто у нас сегодня самый меткий?
Игра «Попади снежком в блин Маслёны».
(Муз. «Ой, блины, блины…»)
(5 чел. У каждого по 2 снежка. Бросаем поочередно по одному снежку.) 1-2 раза
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД – В субботу – «Золовкины посиделки».
Катались с горок, ели угощения, каждый придумывал, как лучше встретить гостей.
Игра ……………………………………………………………………………….
жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж
ВЕД – В воскресенье – последний день праздника.
-Как вы думаете, что будет, если всю неделю кататься с горок, бороться, бросаться снежками?
-Да, будут синяки и шишки.
Их залечивали, поправляли здоровье.
Догуливали, доедали то, что осталось.
Этот день назывался «Прощеное воскресенье» - с утра просили прощения у своих близких за те обиды, которые им причинили , даже нечаянно, в течение года.
У хозяек было много забот.
-Какие?
-Да, отмыть дом, вымыть всю посуду – ведь гуляли целую неделю!
Отмывали так, чтобы не осталось ни жириночки!
-А Масленицу куда девали?
Т.к. она изображала злую зиму, голод и несчастья, ее сжигали. Сам праздник Масленицы, гулянья любили, а Масленицу – нет. Настоящую Масленицу делали некрасивой, на лице не изображалось ни глаз, ни рта, ни носа.
Но сейчас все изменилось – мы не боимся холода и голода. Поэтому Масленицу мы не будем сжигать.
Мы ее делаем веселой, и она украшает наш праздник.
И блины у нас есть настоящие!
МАМА: Ой, сыночки, дочки!
Испекла для вас блиночки.
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяны,
С маслицем, сметаной.
Угощайтесь детки!
ВЕД – Спасибо большое! Мы обязательно отведаем блинов, это будет немного позже – в группе. А сейчас – проводим Масленицу, пусть зима уходит, а весна приходит!
«Масленица со двора съезжает»… (М-цу носят взрослые на руках. Она машет и уходит)
ВЕД - Вот уж Зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Снег и холод прочь уводит
Весну красную приводит.
Давайте хороводы водить!
Х-д (ВСЕ) - «Весну звали» (фонограмма) -НЕ садиться!
ВЕД - Идет матушка-Весна,
Отворяйте ворота!
А теперь, через весеннюю дугу - милости просим!
(Под муз. дети проходят через дугу, а ведущий произносит):
ВЕД - Пусть нам ярко светит весеннее солнышко!
Пусть оно нас согревает, тепла не жалеет!
Пусть принесет нам радость и здоровье!
Весну красную зовем, скоро лето в гости ждем!..
…И т.д., своими словами.
(Каждая группа цепочкой проходит через дугу, подходит к своему воспитателю, который берет блины со столика, и уводит детей в группу.)
----------------------------------------------------------------------------------------------
Приготовить:
Масленицу, дерево с лентами, блины бутафорские, блины настоящие, мама, читающая стихотворение, дуга весенняя, тарелки одноразовые 3-4 шт, поднос, снежки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Годовой план на 2014-2015 учебный год"
Годовой план на 2014-2015...
Методическая разработка для детей дошкольного возраста "У истоков народного мастерства" 2014-2015 уч.год
Знакомство детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами - потешками, песенками; сказками; народными промыслами....
Методическая разработка "Перспективное проектное планирование лексических тем в средней группе на 2015-2016 учебный год"
Методическая разработка представляет собой перспективное планирование лексических тем для детей средней группы компенсирующей направленности на 2015 - 2016 учебный год. План представляет собой таблицу...
Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.Учитель – логопед Сидорова Мария Ильинична МАДОУ № 219 «Детский сад комбинирован...
Методическая разработка "Игра как средство обучения общению" 2014-2015
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВ...
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.
Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....
Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.
Тема: Сундучок для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...