Фольклорный праздник "Играй, гармонь любимая!"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Косицына Елена Викторовна

Фоьклорный праздник разработан для детей подготовительной группы как итоговый по теме: "С чего начинается Родина?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорный праздник27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник "Играй, гармонь любимая!"

Цель: Создать радостную атмосферу, праздничное настроение.

Задачи:

Учить детей навыкам игры на детских музыкальных инструментах.

Развивать потребность в общении с русским народным фольклорным жанром. Развивать творческие способности детей.

Воспитывать интерес к фольклорному наследию русского народа.

Оборудование атрибуты:

  • музыкальные народные инструменты: трещотки, балалайка, гармонь, гусли, ложки, бубен и др;
  • клубки ниток, лапти;
  • рубашки – косоворотки, кушаки, фуражки с цветком;
  • костюм Скомороха, Марфушки, Петрушки, сарафаны русские пестрые, «гжель», «березки»,  костюмы богатырей;
  • декорации в стиле русской деревни;
  • аккордеон, музыкальный центр;
  • напольные коврики.

Зал оформлен в русском стиле. На столе - русские народные инструменты: гармонь, балалайка, треугольник, ложки. Предметы быта русского народа.

Ход:

Дети входят в зал под русскую народную мелодию "По улице мостовой", выстраиваются в 2 шеренги напротив друг друга.

Хоровод «Земелюшка-чернозем».

(Дети садятся)

Ведущая:

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Песня и танец  (взрослые) «А я по  лугу».

Ведущая:

Крепко любили и любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен, сказаний, былин, храбро защищали от врагов, всегда знали, что отстоять Русь можно только тогда, когда «Один – за всех, все – за одного».

Много песен и стихов сложено, пословиц и поговорок о нашей Родине, о её защитниках – богатырях?

Дети читают пословицы:

1. За народное дело бейся смело;

2. Человек без Родины, что соловей без песни;

3. Жить - Родине служить;

4. Кто храбр, тот и жив;

5. Храбрый побеждает, а трус погибает;

6. Смелость города берёт.

(Звучит русская народная мелодия, появляются три ребенка в костюмах богатырей.)

Группа С.Намина песня «Богатырская наша сила»

Танец богатырей (одежда: шлем, щит, меч, кольчуга)

Богатыри:

1. Ой, вы, гой яси,

Люди добрые!

2. Много ходим мы

По родным степям,

3. Охраняем землю русскую

От врагов лютых,

Гостей непрошеных!

Ведущая:

Ой, вы, гой яси,

Добры молодцы!

Оставайтесь с нами

На празднике весёлом.

Отдохните от подвигов ратных!

Послушайте песни русские,

Поиграйте в игры народные,

Поводите с нами пляски хороводные!

(Богатыри садятся к детям.) 

Ведущая: Заиграет гармошка, собираются за околицей парни да девицы, да водят хороводы. Давайте и мы сейчас заведём хоровод!

Хоровод – инсценировка "Во поле берёзка стояла".

(Выходят девочки в русских  народных костюмах - березок, группы № 5 и 6)

Девочки:

1. Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

2. А водица далеко,

А ведёрко велико!

Инсценировка русской народной песни "Как у наших у ворот" (дети старшей группы)

(Уходят)

(Звучит шуточная музыка, в зал забегает Скоморох с ребенком Петрушкой – ребенок из средней группы, взявшись за  руку)

Скоморох: Привет ребята! Узнали кто я?

Ребята: Скоморох.

Скоморох: Мы скоморохи на все руки мастера мы и певцы и актеры,

акробаты и поэты, музыканты и плясуны. Мы сочиняем скоморошины, в

которых высмеиваем человеческие недостатки: жадность, злословие. А

 Петрушка нам помогает, участвует в спектаклях кукольного театра,

который мы, скоморохи, устраиваем на площадях городов.

Что же мы там делали, Петрушка?

Петрушка: Плясали, веселились, шутили, кувыркались.

Скоморох: А мы, ребята, вам сейчас с Петрушкой наши любимые

 скоморошьи движения покажем. Повторяйте все за нами.

      (Ребята проходят на коврики и делают движения под музыку)

“Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка” Н.А. Римского-Корсакого.

(движения: прыжки, поджимая ноги; прыжки, разводя

ноги и руки в стороны; лежа на спине, болтание руками и ногами и др. движения)

Скоморох: Молодцы, ребята, у вас здорово получается! А мы не только

плясать любим, но и петь.

 Петрушка, расскажи-ка детям, что такое русская народная песня?

Петрушка: Это песня, которую придумал русский народ.

Скоморох: Правильно, а сейчас, русская народная песня “Дудочка”. А мы с Петрушкой не с пустыми руками к вам пришли, а с музыкальными инструментами.

 Я запеваю, а вы играйте и подпеваете вот так: “Их, вох”.

(Скоморох достает из корзины русские народные музыкальные инструменты, раздает детям  инструменты: трещотки, балалайка,  ложки, бубен и др., а сам берет детскую гармошку)

Скоморох запевает: На зеленом лугу.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Раз нашел я дуду.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: То не дудка была.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Веселуха была.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стал я в дудку играть.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стали все танцевать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Стали все подпевать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Да под дудку плясать.

Ребята: Их, вох.

Скоморох: Вот ребята, молодцы, повеселились от души.

Ну, что ж ребята нам с Петрушкой пора, до свидания!

(Под шуточную музыку Скоморох с Петрушкой уходят.)

Мальчик:

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит треугольник, запели гармошки.

В нашем оркестре всего понемножку:

И даже играют тарелки и ложки.

В нашем оркестре всего понемножку:

Помогут оркестру и наши ладошки.

(открывается занавес, на стульчиках лежат музыкальные инструменты: гармонь, дудки, ложки, гусли, балалайки; выходят дети  и занимают свои места)

Мальчик:  выступает ансамбль "Добры молодцы"?

Оркестр исполняют мелодию "Ах вы, сени, мои сени".

(Выходит девочка в русском народном костюме)

 Марфушечка:

Старым старушкам -

Шерсти клочок,

А красивым молодушкам -

Белый ленок.

Весело поётся,

Весело прядётся.

Исполняется русская народная мелодия «Веселый хоровод» на скрипке девочка под.гр. – Кристина Шаля.

(выходят девочки в пестрых сарафанах с веретенцами)

Исполняется танец "Прялица".

Ведущая:

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёный, погляжу.

1. Бродит одиноко

Огненное око, Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.     (Солнце)

2. Белая вата

Плывёт куда-то.        (Облако)

3. Рассыпалось к ночи

Золотое зерно.

Глянули утром -

Нет ничего.                   (Звёзды)

4.Сверкает, мигает,

Огненные стрелы посылает.    (Молния)

5. Золотое коромысло

Над рекою повисло.                (Радуга)

Мальчик:

Эх, возьму-ка я гармошку,

Да сыграю вам немножко.

Другой мальчик:

Станем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоём.

Девочка:

Да и мы, пожалуй, встанем,

От мальчишек не отстанем!

Ведущая:

Частушки в исполнении ансамбля «Гармошка».

Частушки.

Все вместе:

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Мальчик:

Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

- Мы вчера коров доили,

Молоком умылися!

Девочка:

По деревне я пошла,

Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал:

- Курица обидела! 

Мальчик:

На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Девочки:

У берёзки, у сосёнки

Тоненькие веточки,

А мы бойкие девчонки

- Все мы, как конфеточки!

Мальчик:

Сидит ёжик на берёзе

- Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

Мальчики:

А мы русские ребята,

Мы нигде не пропадём!

Если надо, мы станцуем,

Если надо, мы споём!

Все:

Ой, довольно мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру весёлую!

Выходит Марфушечка:

Как песню мы начнём спевать,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы петь и плясать,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание?

Начинаем соревнование!

В сопровождении русской народной мелодии проводится соревнование "Смотай нитки в клубок".

Ведущая: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше да тяжелей?

(Сравнивает клубки, благодарит победительницу и участниц.)

Ведущая (обращаясь к мальчикам): Ай вы, ребятушки, что же призадумались, закручинились? Вижу-вижу, что и вам поиграть захотелось! И для вас у нас есть игра-забава.

Показывает лапти и приговаривает:

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои...

И удобны, и красивы, и на пляску быстры.

А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?

Проводится игра-забава "Обуй  лапти"

Марфушечка: Ай, да молодцы, славно у вас получается.

      Выносит самовар, обращается к детям:

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою.

"С чая лиха не бывает!",

- Так в народе говорят.

Чай - здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

Ансамбль взрослых «Реченька» исполняет песню:

«И кто его знает».

Ведущая,  Марфушечка и дети вместе:

Тары-бары-растабары,

Выпьем чай из самовара

С сушками, ватрушками

И с блинами русскими!

Приятного аппетита!

(звучит русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

фольклорный досуг "Играй гармонь"

фольклорный досуг для детей старшего возраста...

Фольклорный праздник "Играй, гармонь любимая!"

Фоьклорный праздник разработан для детей подготовительной группы как итоговый по теме: "С чего начинается Родина?"...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»

Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...