Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_folklornyh_zanyatiy.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план фольклорных занятий
детского фольклорного кружка «Сударушка»
Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. | Знакомство с гимном Краснодарского края | Рассказать о народной песне «Ты Кубань, ты наша Родина», которая стала гимном для казаков. Воспринимать праздничный, торжественный характер песни, выражающий чувство любви к малой Родине. Различать эмоциональное содержание пьесы, её характер, средства музыкальной выразительности. |
2. | Знакомство с символикой края. | Рассказать о гербе, о флаге. Воспитывать чувства привязанности к своей малой и большой Родине. Формировать интерес к прошлому и настоящему родной Кубани. Расширять представление детей о первом казачьем поселении на Кубани, которому суждено было стать столицей. |
3. | Земля отцов – моя земля | Познакомить с историей возникновения Кубанского казачества, образом жизни и быта казаков. Послушать казачьи песни в исполнении Государственного кубанского казачьего хора под управлением В. Захарченко. Выразительно передавать музыкально-игровые образы при инсценировании песен. |
4. | Будет хлеб – будет песня | Расширять знания и представления детей об окружающей жизни, приметах осени, хлебе, земледельческом празднике – жатва. Учить инсценировать кубанские народные песни. Учить самостоятельно придумывать танцевальные композиции с осенними листочками, разыгрывать жанровые сценки. |
ОКТЯБРЬ | ||
1. | Без труда – нет добра | Познакомить с работой людей осенью. Рассказать о сборе урожая, о посиделках-капустниках. Продолжать разучивать с детьми пословицы, загадки, шутливые прибаутки о труде, трудолюбии. Учить исполнять и импровизировать трудовые частушки, песни. |
2. | За околицей | Привлечь внимание детей к народно-бытовой культуре, обычаям и традициям своей Родины. Воспитывать детей в любви к родной природе, музыке, играм. Развивать их наблюдательность, воображение, музыкальный слух, память. |
3. | Кубанские посиделки | Познакомить детей с одной из форм общения в кубанских поселениях в прошлом – посиделками, самобытностью кубанского народа, проявляющейся в мастерстве народных умельцев, в устном народном творчестве (песнях, потешках, плясках). Разучивать старинные кубанские песни, игры, считалки, потешки, загадки. |
4. | Экскурсия в музей | Развивать представления детей о предметах «кубанской избы», назначения вещей, находящихся в ней. Познакомить с работой людей, значением их труда, с орудиями сельскохозяйственного труда: плуг, мотыга, борона. |
НОЯБРЬ | ||
1. | Волшебная дудочка | Дать детям представление о музыкальной культуре кубанского народа. Познакомить детей со свойствами и особенностями народных музыкальных инструментов. Учить различать их тембровую окраску, импровизировать на них. Познакомить с определениями «народная музыка», «народный оркестр». Развивать речь, память, активный и пассивный словарь. |
2. | Сказка быль, да в ней намек | Рассказать детям, откуда пришли к нам волшебницы-сказки. Обратить особое внимание на поэтический образ сказочных героев. Рассмотреть репродукции картин художника В. Васнецова. Способствовать развитию музыкальных и творческих способностей, инсценируя фрагменты народных сказок. |
3. | Богатыри земли русской | Рассказать об оружии и доспехах древнерусских воинов, об исторических героях: Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми кубанского народа. Воспитывать любовь к кубанскому народному творчеству. Обратить большое внимание на дикцию детей, правильное пропевание окончаний слов, особенно на слог «ся». |
4. | Игры для потехи | Познакомить с веселым Скоморохом, о том, что он был зачинщиком на пирах и народных гуляниях. Учить импровизировать игру на народных музыкальных инструментах индивидуально, подгруппами, в оркестре. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. | Зимние забавы | Расширять знания детей о зимних явлениях природы, признаках зимы, погодных народных приметах, праздниках. Познакомить с народными играми и забавами. Закреплять навыки выполнения народных танцевальных движений. Учить осваивать песенно-ритмическую основу народных игр с использованием считалок. Воспитывать ловкость, быстроту, находчивость и смелость. |
2. | В гостях у домовенка Кузи. | Приобщать детей к русской народной культуре, используя все виды фольклора: сказки, потешки, приговорки, песенки. Воспитывать на основе устного народного творчества особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, щедрости. |
3. | Русский перепляс | Познакомить детей с основными движениями русского народного танца, хоровода. Закреплять умение использовать знакомые движения в свободных плясках. |
ЯНВАРЬ | ||
1. | Сею, вею, посеваю | Познакомить детей с новогодне-рождественским циклом, получившим название Святок. Объяснить детям смысл всех святочных действий. Рассказать детям о новогоднем ритуале - посевании. Разучить обрядовые песни, сценку, народные подвижные игры. |
2. | Рождество Христово | Познакомить детей с религиозным праздником Рождества Христова, с библией, рождением Христа. Рассказать легенду о том, почему в рождество принято наряжать елку, о древних обычаях рядиться в карнавальные костюмы. Участвовать в обрядовом действии – колядовании. Самостоятельно применять знакомые танцевальные движения. |
3. | Знакомство с традициями и искусством Кубанского края | Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. |
4. | Святочные вечерки | Закреплять и обобщать знания о праздниках новогодне-рождественского цикла, о зимних приметах, гаданиях, верованиях. Познакомить со значением слов «игрища», «вечерки». |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. | Встреча Масленицы | Познакомить детей с последним зимним праздником Масленица – одним из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников. Учим петь песни по фразам «зеркальным» приемом, что способствует правильному звукообразованию, эмоционально-выразительному исполнению. |
2. | Широкая Масленица | Рассказать о чучело Масленицы. Предложить детям сделать чучело Масленицы из соломы, нарядить его и поиграть. Закреплять навыки художественной деятельности детей в творческом процессе. Вспомнить песни и хороводы о зиме, масленице. Оформить выставку на тему: «Широкая Масленица». |
3. | Проводы зимы | Обратить внимание детей на явления погоды: солнышко пригревает, сосульки «плачут». Продолжать разучивать песни веселого, жизнерадостного характера, передавая динамические оттенки. Чувствовать плясовой характер музыки, двигаться в соответствии с различным характером её частей: ритмично притопывать, кружиться парами. Самостоятельно играть в подвижные игры, в снежной крепости, кататься на санях. Сжигание чучело Масленицы и угощение блинами. |
МАРТ | ||
1. | Русские матрешки | Познакомить детей с народно-прикладным искусством: русской матрешкой, установление связи между игрушкой, жизнью и бытом народа. Рассказать об особенностях изготовления, своеобразии композиции, характере росписи. Рассматривание иллюстраций, чтение пословиц, поговорок, загадок. Развивать самостоятельное творчество детей при импровизации танцев и игре на музыкальных инструментах. |
2. | Дымковские барышни | Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать об искусстве изготовления глиняной игрушки, о веселом народном празднике «свистунье». Разучивать потешки, стихи, загадки, игры со словами. |
3. | Кубанские узоры | Воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой Родины. Развивать нравственное воспитание детей, используя народное творчество. |
АПРЕЛЬ | ||
1. | Закличка весны на Кубани | Расширять знания детей о приметах весны, обрядовых праздниках, традициях. Вспомнить пословицы и поговорки о весне. Учить петь песенки - заклички. |
2. | Земля – кормилица | Продолжать расширять кругозор, углублять знания о земле, о природе, о любви к родному краю, где мы живем. Развивать навыки и мышления средствами загадок, потешек, пословиц. Формировать у детей интерес к новым знаниям. |
3. | К нам весна - красна идет | Обобщение и закрепление полученных впечатлений, песенных и двигательных навыков, празднование прихода весны. Самостоятельно инсценировать знакомые народные песни, хороводы, используя элементы народного костюма. |
4. | Пасха | Знакомство детей с книгой «Детская Библия». Познакомить детей с праздником Пасхи, со старинными русскими обычаями, играми. Предложить послушать церковную и народную музыку, пасхальные песнопения. Рассказать о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Организовать выставку на тему: «Пасхальные яйца». |
МАЙ | ||
1. | И песни по свету летели | Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни композитора, родного края. Вызвать чувства гордости за свою «малую Родину». |
2. | Русские напевы | Познакомить детей с песнями, плясками, хороводами, играми русского народа. Познакомить с новыми музыкальными терминами: хор, ансамбль, музыкант, певец, оркестр. Исполнять песни напевно, в умеренном темпе, точно интонируя. |
3. | Озорные частушки | Познакомить детей с видами устной народной поэзии: частушки, прибаутки, небылицы. Воспринимать характерные интонации задорных частушек, чувствовать настроение музыки. Учить передавать ритмический рисунок песенных импровизаций на народных ударных инструментах. |
4. | Кубанские народные игры | Расширять кругозор детей на основе исторического материала, который доступен их пониманию. Развивать самостоятельность и умение импровизировать. Воспитывать чувства патриотизма, стремление подражать героям нашей малой Родины. |
ИЮНЬ – АВГУСТ | ||
1. | Уж я сеяла ленок | Познакомить детей с летними приметами, пословицами, поговорками, загадками о труде, о земле, о льне. Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки. Вспомнить знакомые народные песни, пляски, игры. |
2. | Пословицы, поговорки | Воспитывать художественный вкус, любовь к устному и музыкальному фольклору. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. |
3. | Спасовка - лакомка | Развивать духовные потребности путем приобщения ребенка к православным ценностям. Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе в конце лета. Формировать и закреплять представления о многообразии плодов, которые взращивает Божия земля к концу августа. Познакомить с народным праздником - Яблочным Спасом. Расширить знания детей о целебных свойствах яблок. Познакомить с приметами, связанными с яблоней, яблоком. Закреплять и развивать дружеские отношения детей. Учить заботиться о ближних, оказывать им внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка «Незабудка».
Приобщать детей к высокоморальной культуре своего народа, через детский фольклор, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывать художественный вкус, ...
Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка "Незабудка" 2014.
Годовой план работы по фольклорной деятельности кружка незабудка....
Календарно-тематический план клуба «Бабушки- сударушки»
Работа с родителями.Календарно-тематический план клуба «Бабушки- сударушки»...
Перспективно-тематический план по ручному труду кружка «Умелые ручки» с детьми дошкольного возраста.
Комплексно - тематический...
Сценарий тематического досуга (развлечения), посвященного фольклорному празднику "Масленица"
Приобщение к культуре русского народа, повышение познавательного интереса детей к народным праздникам и традициям своего народа...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...