Рассказывание детям русской народной сказки "Маша и медведи"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Цель:
-участвовать в инсценировании и драматизации ее отрывков;
воспитывать навыки пересказа,учить отвечать на вопросы,интонационную выразительность речи(беседа,поощрять активное участие в беседе);
-развивать общую и мелкую моторику,учить активно учавствовать в беседе,отвечать на вопросы и задавать их.
Предварительная работа:
До занятий рассматриваем с детьми рисунки к сказке.выполненные Е.Рачевым. Учитель-дефектолог предлагает обратить внимание на слова.которые говорил медведь.намереваясь съесть пирожок,и Машенька,сидя в коробе повторяет.
2-3 повторить с детьми фразу "Идет медведь между елками,бредет медведь между березками.в овражки спускается,на пригорки поднимается"
Оборудование:
Короб,ширма.маска медведя,елочки,куклы,дед.бабушка.собачка,2 корзины.
Занятие проходит в музыкальном зале.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Учитель-дефектолог рассказывает сказку.Во время рассказа за ширмой появляются фигурки,изображающие деда и бабушку.
Напоминает продолжение сказки:
"Жили-были дедушка и бабушка.Была у них внучка Машенька (машеньку изображает ребенок)"
Действия происходят около ширмы:
- Дедушка и бабушка,-говорит Машенька,- отпустите меня в лес с подружкой!
Дед с бабушкой отвечают: "Иди, только смотри,от подоужек не отставай,не то заблудишься"
Учитель-дефектолог продолжает рассказывать эпизоды из сказки:
"Вернулся вечером медведь,увидел Машеньку в избушке, обрадовался:"Ага- говорит,-теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить,будешь кашу варить,меня кашей кормить "
Потужила Маша, погоревала,да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Стала Маша думать как ей от медведя убежать. Кругом лес,в какую сторону идти-не знает,спросить не у кого... Думала она,думала и придумала.
Приходит раз медведь из леса,а Машенька и говорит ему:"Медведь,медведь,отпусти меня на денек в деревню:я бабушке и дедушке гостинцев отнесу"
- Нет- говорит медведь,-ты в лесу заблудишься.Давай гостинцы,я сам их отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков,достала большой-пребольшой короб и говорит медведю: "Вот смотри,я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их бабушке и дедушке. Да помни:короб по дороге не открывай,пирожки не вынимай,Я на дубок влезу,за тобой следить буду"
"Согласился медведь взять короб и отнести гостинцев в деревню. Машенька говорит медведю:"Выйди на крылечко,посмотри,не идет ли дождик!"
Только медведь вышел на крылечко,Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову положила блюдо с пирожками.
Идет медведь,видит короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.Идет медведь между елками,бредет медведь между березками, в овражки спускается,на пригорки поднимается. Шел-шел,устал и говорит:
"Сяду на пенек.съем пирожок".
А Машенька из короба:
Вижу,Вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
-Ишь,какая глазастая,- говорит медведь,-все видит!
Действия медведя и Машеньки драматизируются два раза.
"Пришел медведь в деревню, нашел дом,где бабушка и дедушка жили,и давай изо всех сил ворота стучать:-Тук-тук-тук!
-Открывайте.открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес"
Собаки почуяли медведя и стали лаять громко. Напугался медведь,поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка и бабушка (куклы из-за ширмы).Видят,короб стоит.
-Что это в коробе?-говорит бабушка.
Подняли крышку,смотрят и глазам своим не верят: в коробе машенька сидит-живехонька и здоровехонька.
Обрадовались дедушка и бабушка. Стали машеньку обнимать,целовать,умницей называть.
2. После прослушивания и обыгрывания сказки,учитель-дефектолог задает вопросы:
1.Какую сказку вы сейчас прослушали?
2.Какие герои вам в сказке понравились?
3. Что должна делать в доме медведя Машенька?
4.Что придумала Маша, чтобы уйти от медведя?
3. Игра "У медведя во бору"
У медведя во бору
Грибы,ягоды беру,
Медведь не спит
И на нас рычит!
Играют все дети. Когда играющие произнесли последние слова,медведь.до сих пор дремавший,начинает ворочаться,потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать.
Учитель-дефектолог задает загадки:
1. Он вберлоге спит зимой
под большущею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Дети отвечают: медведь)
2. Кто мохнатый и большой,
Кто в берлоге спит зимой. (Дети отвечают: медведь)
ЛИТЕРАТУРА.
1. В.Н.Лукьяненко "Мир народной культуры в детском творчестве",Ростов-на-Дону,2006г.
2. А.И.Маскаков, Т.А.Тумакова "Учите, играя" Москва "Просвещение", 1979г.
3.В.В. Гербова "Занятия по развитию речи от 2-4 лет", Москва "Просвещение",1989 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание детям русской народной сказки "Маша и медведь"
Данный материал обучает пересказу, способствует активизации устной речи, расширению активного словаря, учит навыкам драматизации фрагментов сказки. Воспитывает умение слушать сказку внимательно, ...
Из опыта работы: Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц-хваста»
Развивать интерес к русским народным сказкам....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»
Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...
Конспект занятия. Чтение художественной литературы. Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.
Конспект занятия. Чтение художественной литературы.Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать у детей ум...
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.
Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...
Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», Аппликация «Колобок в лесу»
Цель:1. Закрепить знания детей о сказке «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии.2. Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки...