Рассказывание детям русской народной сказки "Маша и медведи"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Мнацаканян Ашхен Арминаковна

Цель:

-участвовать в инсценировании и драматизации ее отрывков;

воспитывать навыки пересказа,учить отвечать на вопросы,интонационную выразительность речи(беседа,поощрять активное участие в беседе);

-развивать общую и мелкую моторику,учить активно учавствовать в беседе,отвечать на вопросы и задавать их.

Предварительная работа:

До занятий рассматриваем с детьми рисунки к сказке.выполненные Е.Рачевым. Учитель-дефектолог предлагает обратить внимание на слова.которые говорил медведь.намереваясь съесть пирожок,и Машенька,сидя в коробе повторяет.

2-3 повторить с детьми фразу "Идет медведь между елками,бредет медведь между березками.в овражки спускается,на пригорки поднимается"

Оборудование:

Короб,ширма.маска медведя,елочки,куклы,дед.бабушка.собачка,2 корзины.

Занятие проходит в музыкальном зале.

                                                                                                                                                                                                                 ХОД ЗАНЯТИЯ. 

1. Учитель-дефектолог рассказывает сказку.Во время рассказа за ширмой появляются фигурки,изображающие деда и бабушку.

Напоминает продолжение сказки:

"Жили-были дедушка и бабушка.Была у них внучка Машенька (машеньку изображает ребенок)"

Действия происходят около ширмы:

- Дедушка и бабушка,-говорит Машенька,- отпустите меня в лес с подружкой!

Дед с бабушкой отвечают: "Иди, только смотри,от подоужек не отставай,не то заблудишься"

Учитель-дефектолог продолжает рассказывать эпизоды из сказки:

"Вернулся вечером медведь,увидел Машеньку в избушке, обрадовался:"Ага- говорит,-теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить,будешь кашу варить,меня кашей кормить "

Потужила Маша, погоревала,да ничего не поделаешь. Стала она жить  у медведя в избушке.

Стала Маша думать как ей от медведя убежать. Кругом лес,в какую сторону идти-не знает,спросить не у кого... Думала она,думала и придумала.

Приходит раз медведь из леса,а Машенька и говорит ему:"Медведь,медведь,отпусти меня на денек в деревню:я бабушке и дедушке гостинцев отнесу"

- Нет- говорит медведь,-ты в лесу заблудишься.Давай гостинцы,я сам их отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков,достала большой-пребольшой короб и говорит медведю: "Вот смотри,я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их бабушке и дедушке. Да помни:короб по дороге не открывай,пирожки не вынимай,Я на дубок влезу,за тобой следить буду"

"Согласился медведь взять короб и отнести гостинцев в деревню. Машенька говорит медведю:"Выйди на крылечко,посмотри,не идет ли дождик!"

Только медведь вышел на крылечко,Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову положила блюдо с пирожками.

Идет медведь,видит короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню.Идет медведь между елками,бредет медведь между березками, в овражки спускается,на пригорки поднимается. Шел-шел,устал и говорит:

"Сяду на пенек.съем пирожок".

А Машенька из короба:

Вижу,Вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

-Ишь,какая глазастая,- говорит медведь,-все видит!

Действия медведя и Машеньки драматизируются два раза.

"Пришел медведь в деревню, нашел дом,где бабушка и дедушка жили,и давай изо всех сил ворота стучать:-Тук-тук-тук!

-Открывайте.открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес"

Собаки почуяли медведя и стали лаять громко. Напугался медведь,поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка и бабушка (куклы из-за ширмы).Видят,короб стоит.

-Что это в коробе?-говорит бабушка.

Подняли крышку,смотрят и глазам своим не верят: в коробе машенька сидит-живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка и бабушка. Стали машеньку обнимать,целовать,умницей называть. 

 2. После прослушивания и обыгрывания сказки,учитель-дефектолог задает вопросы:

1.Какую сказку вы сейчас прослушали?

2.Какие герои вам в сказке понравились?

3. Что должна делать в доме медведя Машенька?

4.Что придумала Маша, чтобы уйти от медведя?

 3. Игра "У медведя во бору"

У медведя во бору

Грибы,ягоды беру,

Медведь не спит

И на нас рычит!

Играют все дети. Когда играющие произнесли последние слова,медведь.до сих пор дремавший,начинает ворочаться,потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать.

Учитель-дефектолог задает загадки:

1. Он вберлоге спит зимой

под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна. (Дети отвечают: медведь)

2. Кто мохнатый и большой,

Кто в берлоге спит зимой. (Дети отвечают: медведь)

  

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. В.Н.Лукьяненко "Мир народной культуры в детском творчестве",Ростов-на-Дону,2006г.

2. А.И.Маскаков, Т.А.Тумакова "Учите, играя" Москва "Просвещение", 1979г.

3.В.В. Гербова "Занятия по развитию речи от 2-4 лет", Москва "Просвещение",1989 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание детям русской народной сказки "Маша и медведь"

Данный материал обучает пересказу, способствует активизации устной речи, расширению активного словаря, учит навыкам драматизации фрагментов сказки. Воспитывает умение слушать сказку внимательно, ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Конспект занятия. Чтение художественной литературы. Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.

Конспект занятия. Чтение художественной литературы.Рассказывание детям русской народной сказки "Снегурушка и лиса". 2-мл.Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой. Воспитывать у детей ум...

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк» в обработке М. Булатова.

Тема:Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка- сестричка и волк". Дети вместе с воспитателем попадают в сказочную страну, в каторой живёт сказительница- хранительница сказок.Она ...

Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. «Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», Аппликация «Колобок в лесу»

Цель:1. Закрепить знания детей о сказке «Колобок». Упражнять детей в образовании слов по аналогии.2. Учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки...