Учебно-методическая разработка праздник-досуга для родителей и старших дошкольников - "Зимние Рождественские встречи".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Приобщение детей к национальным традициям на Руси посредством театрализованных постановок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга

 (праздника для родителей и старших дошкольников)

"Зимние Рождественские встречи".

                                                     

                                                             Автор сценария - воспитатель ГБДОУ

                                детский сад № 126

                                                                  Невского района  г. Санкт-Петербурга

                                                  Пьянова Владлена Яковлевна.


Сценарий досуга (праздника для родителей и старших дошкольников) "Зимние Рождественские встречи" :

Действующие лица:

Ведущая-Воспитатель (также может быть ребенок)
Зимушка-Зима - девочка
Зимние месяцы - Декабрь, Январь, Февраль - мальчики.
Пастухи:
1 пастух - мальчик.
2 пастух - мальчик.
3 пастух - мальчик.
Ангел - девочка.
Дети - не менее 5 детей, обязательно участвуют мальчики и девочки.
Хозяева, которые "принимают у себя в гостях" тех, кто колядует - девочка и мальчик.
Девочки на гадании - не менее 3-х девочек - выбирающих предметы, одна девочка с подносом, которая предлагает "подружкам" погадать.
Снеговик - мальчик.
Дети - рассказчики о традициях - могут быть мальчики и девочки.

Костюмы детей:

Зимушка-зима - белоснежное платье, головной убор, (корона или что-либо в русском народном стиле).
Месяцы Зимы - возможны одеты в классические костюмы, обшитые серебристой мишурой.
Пастухи - брюки и рубашки серого цвета темных тонов, накидки на плечи.
Участники колядок, девочки на гадании, хозяева и дети-рассказчики - все одеты в костюмы в русском народном стиле: девочки - блузки (рубашки) белые или яркие - цветные, сарафаны, на головах - ленточки; мальчики - рубашки с поясом, черные брюки.


Оборудование:

Наряженная новогодняя елка; посохи для пастухов – небольшие прутики, покрытые серебристой краской, магнитофон, подборка музыкальных произведений для данного мероприятия: песня "Коляда" в исполнении группы "Ивана Купала", классическое произведение – « концерт для клавира фа минор 2 часть в исполнении солистов Московской филармонии « Концертино»;   песня в исполнении Эдуарда Хиля "Зима" (авторы - С. Островой, Э. Ханок); музыкальные инструменты для участников колядования: деревянные трещотки, бубен, деревянные ложки, дудочка, небольшой столик для "хозяев" с самоваром, угощением, со свечкой, два стула; предметы для гадания - поднос, выполненный в стиле какой-либо русской народной росписи, атласная красная лента, наперсток, колечко на палец, носовые платочки по количеству предметов на подносе; стулья по числу всех детей группы, которая показывает праздник; репродукция картины « Зима», автор И.И.Шишкин; иллюстрация портрета Петра I; иллюстрация Белокаменной Москвы, из книг или отдельно; подборка стихотворений о Зиме: А.С.Пушкина « Вот север, тучи нагоняя…»; угощение для ребят - гостей на празднике (конфеты, пироги, пряники и т.д.).

Место проведения: групповое помещение, музыкальный зал.
Время проведения: I или II половина дня (общее время 45 минут).
Участники встречи: дети группы - "артисты".
На мероприятие могут быть приглашены педагоги других групп, специалисты  - учитель - логопед, педагог - психолог, дети старшей и подготовительной группы.                                                                                  
Задачи: создать положительную психологическую атмосферу; сплотить группу; развивать невербальное общение; формировать творческую атмосферу внутри детей - артистов; познакомить детей с древними русскими традициями, праздниками: празднованием Нового Года, Рождества, Святок, объяснить их происхождение и значение; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, любовь к русскому народному творчеству; продолжать учить понимать образное содержание сказки, закрепить знания детей о характерных признаках зимнего времени года, умение соотносить явления природы зимой, о признаках зимы; получить эмоциональный отклик детей на прослушанную музыкальную композицию, увиденные театрализованные фрагменты.

Ход праздника:

1. Вводная часть
Вступительное слово Ведущего.
2. Вход участников праздника.
3. Основная творческая часть
.
- Знакомство с Зимушкой-Зимой.
- Знакомство с Декабрем, его признаками.
- Рассказы о традициях празднования Нового Года на Руси.
- Чтение стихотворения о Новогодней елке.
- Знакомство с Январем, его рассказ  о себе.
- Рассказ о Христосе, о Рождестве.
- Показ сценического отрывка из пьесы "Рождество" - "Пастухи" под музыку
- Показ поделки детей "Вертеп" для родителей и детей - гостей праздника.
- Рассказы детей об угощении на Рождество.
- Сообщение ведущей о колядовании.
- "Колядки" в исполнении детей.
- Рассказ ребенка о Святках, о гадании.
- Рассказ ребенка о празднике Крещения.
- Ведущая приглашает Февраля на "сцену".
- Рассказ Февраля о себе.
- Сообщение об изменениях в природе в Феврале, приглашение Снеговика.
- Снеговик читает стихотворение о себе и приглашает Зиму на сцену.
4. Заключительная часть.
Заключительное слово Ведущей - воспитателя. Предложение гостям подпевать слова песни "Зима" под музыку, аплодировать артистам.
5. Музыкально-ритмическая часть. Выполнение всеми выступающими детьми физкультурной минутки под музыку (под песню).
6. Вручение угощения детям - гостям и угощения для артистов от гостей; слова благодарности за увиденный праздник, выступление ребят.


1. Дети друг за другом (первой идет девочка Зимушка-Зима), в колонну по одному стоят в раздевалке (или возле музыкального зала).
В группе создано свободное пространство - сцена, стулья стоят по количеству выступающих детей вдоль сцены; перед сценой поставлены рядами стульчики для гостей - детей других групп, а для родителей парты (столы) поставлены рядами вместе со стульями.

Ведущая (воспитатель). Вступительное вводное слово.
- Здравствуйте дорогие гости, здравствуйте ребята. Мы вас сегодня пригласили  к нам в группу на наш праздник, чтобы вместе с вами мы окунулись в сказочную атмосферу, немного подробнее познакомились с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, послушали рассказы наших ребят об обычаях на Руси, о праздновании Нового года и, конечно же, поговорим о Зиме. Давайте же начнем наш праздник и поприветствуем наших артистов!
2. Вход участников утренника.
Под песню группы "Ивана Купала" дети колонной заходят в группу (музыкальный зал), высоко понимают руки и хлопают в такт музыке. За девочкой-Зимой дети делают круг и проходят по кругу 2 раза. Затем встают к стульям  на "сцене", продолжают хлопать в ладоши.
В круг выходят девочки, идут несколько кругов, затем поворачиваются лицом к зрителям и выполняют движение в стиле русских народных танцев (по собственному замыслу), затем делают еще один круг и держатся за сарафанчики, встают к своим стульям. Мальчики также встают в круг (девочки с места хлопают), идут по кругу, хлопая, затем поворачиваются лицом к зрителям, выполняют танцевальные русские народные движения (по собственному замыслу), затем снова делают круг, проходят по кугу, поставив "руки в боки", и расходятся на свои места.
После окончания (приглушения музыки) дети садятся на стулья.


3. Основная (творческая) часть.
Девочка-чтец (читает стихотворение, выходит на сцену).

А.С.Пушкина
... 
Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов. 
Брега с недвижною рекою 

(Девочка-чтец садится на стул).

Девочка - Зимушка-Зима.
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня - (дети вместе говорят "Зима!").

- В году 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по 3 месяца!
Вот и первый мой помощник - первый зимний месяц!
Декабрь. (мальчик говорит с поклоном).
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, Зимушка-Зима!
Зима. - Здравствуй, месяц Декабрь!
Расскажи нам о себе, что интересного ты приносишь с собой? (Зима садится на стул).
Декабрь. Богатство Зимы - это снег!
Люди на Руси всегда с благодарностью и с любовью относились к снегу. Ведь снег оберегает землю от мороза!
- Зимой снег глубокий, летом - хлеб высокий!
- Снег холодный от мороза укрывает! (Декабрь садится на стул).

Ведущая-воспитатель.
- Спасибо, месяц Декабрь! Посмотрите-ка, ребята (показывает репродукцию) и, пожалуйста, расскажите нам еще что-то о Зиме, а репродукция с картиной «Зима» Вам поможет!).
Ребенок-рассказчик 1.
- Люди говорят - декабрь зиму начинает, а год заканчивает! Еще - пришел Яшка - белая рубашка, где он пробегает - ковром устилает!
Ведущая-воспитатель. - Интересно, ребята, кто же такой этот Яшка?
Ответ детей: Яшка - это снег!
Ведущая-воспитатель. Посмотрите, ребята, кто изображен на этой картинке?
Ответ детей: Это наш царь - Петр I.

Ведущая-воспитатель. Правильно, это Петр I.
- Давайте, послушаем рассказ Даши (рассказчика) и узнаем, что же сделал для русского народа Петр I важного во время своего правления и как это связано с Зимой, с декабрем.
Ребенок-рассказчик 2.
- Именно в декабре наступает замечательная пора - новогодняя! Оказывается, давным-давно, Новый год на Руси отмечали в марте, затем 1 сентября. А за 4 года до рождения Санкт-Петербурга царь Петр I издал указ, что теперь в России Новый год будет отмечаться как в Европе - с 31 декабря на 1 января. И в Москве был устроен праздник с фейерверками, на улице горели костры. И люди праздновали 7 дней. ( Рассказчик садится на стульчик).
Ведущая-воспитатель. - Спасибо большое, очень интересно! А вот, пожалуйста, обратите внимание на эту иллюстрацию из книги.
Именно такая была Москва в те времена - белокаменная.
 
Воспитатель показывает иллюстрацию гостям и ставит на стол у доски.
Ведущая-воспитатель. - Послушайте, пожалуйста, стихотворение о новогодней елочке, которое нам прочитает Даша (чтец).
Чтец:  

Елка  модница такая, что всем на удивление!
Любит бусы, блестки – любые украшения.
Но на ее, поверьте, великую беду
Наряд ей надевают всего лишь раз в году.                                                            (чтец садится на стульчик)
Ведущая-воспитатель. - Давайте, еще послушаем и узнаем как украшали новогоднюю елку!

Ребенок-рассказчик 3.
- Украшать новогоднюю елку на Руси стали тоже по указу Петра I. Эту традицию он привез из Европы. Украшали ее всей семьей. Вырезали, клеили, раскрашивали елочные игрушки, золотой и серебряной краской окашивали орехи, в разноцветную бумагу заворачивали конфеты и пряники.

А Дед Мороз вместе со Снегурочкой стали приходить к детям на праздник Нового Года уже 130 лет.
Ведущая-воспитатель. Благодарит рассказчика.
- А вот и месяц Январь к нам пожаловал!
Месяц Январь. (говорит с поклоном).
- Здравствуйте, гости дорогие! Я - месяц Январь, первый месяц Нового Года и наступаю после Декабря. И новогодняя елочка сверкает и у меня!
- Ведь сначала на Руси стали украшать елку и дома зелеными ветками на Рождество, по велению Петра I. Елка - это символ новой жизни. А макушку всегда и обязательно украшали звездой!
Ведущая-воспитатель.
- Спасибо, Январь, за твой рассказ. А теперь давайте послушаем трогательную рождественскую историю.
Ребенок-рассказчик.
- "Христос"  - означает царь. Давным-давно, бедная девушка Мария и старый плотник Иосиф отправились из города Назарета в свой родной город Вифлеем. Путь их был долгим и трудным, путники очень устали. И лишь за городом они нашли себе место для ночлега - пещеру, куда пастухи приводили овец в плохую погоду.
Ведущая-воспитатель.
- Наши ребята подготовили небольшой сценический отрывок из пьесы "Рождество", которые называется "Пастухи".
(Детям-пастухам раздаются посохи. Пастухи входят втроем на сцену).
под классическое произведение – « концерт для клавира фа минор 2 часть в исполнении солистов Московской филармонии « Концертино»;  
( Можно создать атмосферу "ночи" - частично временно погасить свет.)
I Пастух.
- Друзья, вы только посмотрите, какая ночь чудесная сегодня! А звезды! Как бусинки на черном покрывале! ( Показывает рукой на "небо" обращая внимание пастухов и зрителей).
II Пастух. - Да ты поэт!
III Пастух - (Произносит с грустью) Как жаль, что человек - как малое дитя ломает все игрушки, воюет, портит Землю.
I Пастух - Когда весь день так устаешь, пасешь в пустыне скот, то ночью хочется, чтоб отдохнули и ноги, и голова..Прекрасно, что мы можем видеть Землю, звезды!
II Пастух - Ну, хватит, все, пора и нам поспать, прямо здесь, под небом!
I Пастух - В такую ночь - нам не уснуть! Как тихо! Все как-будто ждет чего-то!
II Пастух - Чего же?
I Пастух - Не знаю, наверное, какого-то события, его как-будто ждет весь мир!
III Пастух - Смотрите, что это?! ( Показывает рукой на "небо")
II Пастух - Какое яркое сиянье в небе!!!
I Пастух - Оно спускается.
III Пастух  - Там кто-то есть, в сиянье этом, прямо в середине! В сверкающей одежде! Как красиво! (Пастухи делают 1-2 шага назад). Выходит Ангел и встает перед Пастухами.
Ангел-девочка. - Я - Ангел, я прибыл, чтобы сообщить вам радостную весть - сегодня родился тот, кто станет Спасителем для всех людей.  Он принесет с собой  добро, любовь. Он - человек, пока еще младенец! И назван он Иисус.
(Пастухи встают рядом с Ангелом, кланяются и садятся на свои места).
Ведущая-воспитатель. - Давайте теперь послушаем об угощении на Рождество!
Ребенок-рассказчик. - На Руси, в домах, хозяйки пекли пироги с горохом, картофелем, сочни с ягодами, готовили сочиво - кашу с медом, ягодами и плодами. Поэтому день перед Рождеством назвали - сочельником! В сочельник люди зажигали и ставили на окна свечи, как будто согревали маленького Христа.
Ведущая-воспитатель. - Да, действительно, в сочельник маленькие девочки и мальчики, в сопровождении взрослого, ходили по городу, по селу, заходили в дома, где горели свечки и пели песни, шутили. А хозяева их угощали. Этот обычай называется колядованием. А также песни - колядки.  Давайте, дорогие гости, попробуем представить как это было!
(Дети, которые исполняют колядки выходят на сцену с музыкальными инструментами. С другой стороны сцены сидят за столиком с угощением и утварью "хозяева" - мальчик и девочка).

Сценка "Колядки".

Колядующие. - С праздником хозяина поздравляем, здравия желаем!
Хозяева. - Добро пожаловать всем в дом!
Колдующие. ( играют на инструментах и поют).
- Коляда, коляда! Пришла коляда 
Накануне Рождества!
Мы ходили, мы искали Коляду святую,
По всем дворам, по проулочкам.. (2 раза)
Хозяйка. - Угощайтесь, гости дорогие! Здоровья и вам!
(Артисты кланяются и садятся на места)
Ведущая-воспитатель. - А сейчас нам Настя (ребенок-рассказчик) расскажет о святочных традициях.
Ребенок-рассказчик. - После Рождества наступает самое веселое время - Святки. Люди специально шили нарядные платья, костюмы ряженых, маски. Играли в игры, гадали вечерами и ночами - узнавали свою судьбу.

Все предметы, которые находятся под платочками на подносе, означают только хорошее в новом наступившем году.
Ленточка - долгая и счастливая жизнь. Наперсток - успех и удачу в делах. Кольцо - любовь и богатство. 
( На подносе лежат под носовыми декоративными платочками - атласная алая лента, наперсток и колечко).

Сцена "Гадание на Святки".


Три девочки - участницы гадания стоят на сцене девочка с подносом в руках, спиной к зрителям, лицом к девочкам - подружкам, обращается к каждой и них).
Девочка с подносом - Ах, подруженька, моя душенька! Под платочком выбирай, что же ждет тебя узнай!
Подружка 1. (Поднимает первый платочек, достает ленту и показывает всем).
Все подружки поют песню.

 - Щука шла из Новгорода! Слава! Хвост несла из Белгорода!

Девочка с подносом. ( Подходит ко 2-ой подружке) Подружка под следующим платочком находит наперсток, показывает всем.
Подружки поют.

- А на щуке чешуйка серебряная! Слава!

 И серебряная, и позолоченная! Слава!
Девочка с подносом подходит к 3-ей подружке.
Подружка 3-я под платочком находит кольцо, показывает всем.
Девочки поют песню. 

- А на месте глаз - дорогой Алмаз! Слава!
Все девочки кланяются и садятся на места.
Ребенок-рассказчик. - Когда заканчивались Святки, наступали обычно сильные морозы. Наступал праздник - Крещение, 19 января. В избах люди рассказывали друг другу сказки. Часто даже приглашали людей - рассказчиков. Их слушали всей семьей.
Ведущая-воспитатель. - Вот мы и познакомились с некоторыми традициями русского народу в канун Нового года. Но ведь после Января еще не начинается весна, есть еще третий месяц зимы - Февраль.
Февраль. - Здравствуйте, я месяц Февраль! Я самый короткий зимний месяц.
- Хоть весна за мной идет,
Но речку сковывает лед!
И ветер буйный, северный, и белая пурга,
Все закрывают елочки я в белые снега.
- Детвора все еще лепит снеговиков,
Но уже происходят постепенно изменения в погоде и природе!
 Вот ваш друг - Снеговик, он ведь к холоду привык!

Снеговик.
- За окном, в углу двора
Снеговик стоял вчера.
Потеплело, Снеговик
Сел в попутный грузовик.
- Я на Север, за Зимой,
Через год вернусь домой!
Выходит Зимушка-Зима и вместе со Снеговиком уходит на свое место - может взять его за руку и "забрать" с собой).

4. Заключительная часть.


Ведущая-воспитатель. - А ведь если бы к нам не пришла Зима, мы бы не узнали так много всего интересного! Давайте мы немного разомнемся и все дружно сделаем нашу физкультурную минутку. ( под песню в исполнении Эдуарда Хиля "Зима"). А наши гости могут нам дружно аплодировать в такт музыке или даже подпевать!

5. Музыкально-ритмическая часть.

Физкультурная минутка. ( под песню в исполнении Эдуарда Хиля "Зима» С. Острового и Э. Ханка)


- У лета на опушки жила зима в избушке,
(Дети идут друг за другом по кругу)
- Она снежинки солила в березовой кадушке.
(Останавливаются..поворачиваются в круг, руками со "снежками" имитируют движение: как будто кладут снежки каждый перед собой в "кадушку" по очереди правой, левой рукой).
- Она сучила пряжу, она ткала холсты,
(Имитируют руками движение: как будто "сучат" пряжу - вытягивая руки поочередно правой и левой рукой, пальцами "захватывая нитки").
- Ковала ледяные над реками мосты.
(Правой рукой имитируют, что держат молоточек и стучат  по своей левой ладошке, делая 2-3 полукруга у себя над головой).
- Потолок ледяной, дверь скрипучая,
(Поднимают руки вверх, ладонями вверх, параллельно потолку - показывая потолок и при этом, под музыку, вставая и опускаясь на носочки. Затем, имитируют движение и каждый " открывает дверь" правой рукой).

- За шершавой стеной тьма колючая,

(Стоя на одном месте, дети поворачиваются вокруг себя 2 раза, согнув руки в локтях перед собой, ладонями от себя – «показывая стену». Затем, останавливаясь, «поеживаются», потирая ладонями свои руки, имитируя, что им холодно.)

- Как шагнешь за порог, всюду иней,

(Дети делают шаг в круг, поднимают правую руку ко лбу, смотрят вправо и влево – «видят всюду иней».)

- А  из окон парок синий-синий.

(Руки на поясе, наклон вперед и выдох из себя, имитируют, как идет пар изо рта – после слова «парок».)

- Под быструю музыку дети легким бегом двигаются друг за другом по кругу, руки на поясе.

- Ходила на охоту, гранила серебро,

(Дети идут по кругу, имитируя, что они «держат на плече ружье».)

- Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг и показывают как «достают месяц с неба и кладут его в ведро» - поднимаясь на носочки, права руга вверх, берут пальцами «месяц»  и опускают руку под ногами влево в наклоне; повторяют 2 раза.)

- Деревьям шубы шила, творила санный путь,

(Стоя лицом в круг – наклон, опустив руки, затем поднимая руки постепенно вверх – показывая снизу-вверх «дерево»; делают шаг вперед, выбрасывая руки вперед,  руки ближе к полу, не поднимая вверх – имитируя «санный путь».)

- А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

(Легкий бег по кругу друг за другом; затем останавливаются и садятся на корточки, сложив ладошки вместе и закрыв глаза – имитируют «отдых и сон».)

Под быструю музыку дети легким бегом дети двигаются друг за другом; повторяют движения и поют  под музыку слова вместе с исполнителем.

В конце песни под последний такт дети останавливаются, поворачиваются всем корпусом и лицом к зрителю и резко поднимают обе руки вверх.

Ведущая-воспитатель. – на этом наш праздник подошел к концу!

Нам очень приятно, что вы пришли к нам в гости, мы надеемся, что вам понравился наш праздник! Очень важно что сегодня, особенно, наши маленькие зрители, побольше узнали о традициях русского народа.

6. Слова воспитателей-гостей и/или родителей об увиденном мероприятии.

Вручение угощений детям-гостям от «артистов» и ответное вручения угощения «артистам».

Ведущая-воспитатель. - До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Учебно-методическое пособие "Использование развивающих игр для всестороннего развития старших дошкольников и подготовки их к школе"

Настоящее учебно-методическое пособие разработано с целью оказания практическим работникам ДОУ методической помощи при организации игровой деятельности со старшими дошкольниками....

Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействи...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы весну встречаем»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Мы весну встречаем»...

ПРОЕКТ Совместно с родителями для детей дошкольного возраста «Рождественские встречи» в средней группе «Лучики»

Цель:Прививать любовь и уважение к семейным ценностям, активизировать желание родителей и детей участвовать в совместных семейных мероприятияхВызвать эмоционально – положительное отношение...