Зимние посиделки.
материал (старшая группа) по теме
Приобщение к русским народным традициям через музыкально - театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_posidelki.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ.
Фольклорный праздник для детей старшего возраста.
Задачи: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; воспитывать уважение к народным традициям через различные виды музыкально – театрализованной деятельности.
Действующие лица: Хозяйка, Домовой Кузьма Кузьмич, Ведущие – воспитатели каждой группы.
Зал оформлен в стиле горницы крестьянской избы с русской печкой, лавками ит.д. На столе самовар, деревянные расписные и гончарные изделия. На полу – домотканые половики.
Звучит русская народная музыка, взрослые и дети в русских народных костюмах собираются в зале.
Ведущий - Хозяйка. Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час –
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством и радушием
Знаменит родной наш край:
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай.
И места гостям приметные
За обеденным столом –
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
Будут игры, будут пляски,
Будут песни хороши,
Ведь когда – то посиделки
Были праздником души.
Ждём ребят сегодня в гости,
Приглашаем и девчат.
Посиделки начинаем –
От души вам каждый рад!
Хозяюшка: Здравствуй те, пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома!
Веселья вам да радости!
Приходите в нашу светлицу
Поработать да повеселиться!
Кто пироги любит есть, для того и работка на целый день есть!
Собрались все вместе коли,
Произносят: "чином чин",
Начинаем с хлеба-соли,
С русской песни наш зачин!
песня «К нам гости пришли».
После песни выходят три девочки, у одной из них в руках хлеб и соль на рушнике
Подготовительная группа
1. Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
2. Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова -
Из прошлого, из нашего.
3. И потому, принять изволь,
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке,
Из наших рук и хлеб и соль!
Девочки подходят к зрителям, кланяются и угощают их караваем. Ставят на столик перед зрителями.
Хозяйка: (Садится) В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: от скуки бери дело в руки». Вот и проводили дело за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, а другие корзины плетут. То песню затянут, то шуткой перебросятся, то пляску заведут. Весело было!
Несколько девочек и мальчиков садятся за работу.
Хозяйка. Посмотрите, а наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Кто прядёт, кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да ещё и приговаривают что-то:
Старшие
Девочки по очереди говорят пословицы.
1. Наша изба ровно тепла –
На дворе метель, а у нас тепло!
2. Домом жить – не лукошко шить!
3. Домом жить – не развеся уши ходить!
4. Домом жить – обо всём тужить!
5. Дом вести – не лапти плести!
6. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
7. Иголка, иголка,
Ты тонка и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
Хозяйка: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
Хозяйка. Кажется, подруженьки песню завести хотят, а парни не прочь помочь.
Девочка, сидя за прялкой, исполняет песню "Дуня – тонкопряха" (М\п 2009,№7)
Хозяйка.
Другие рукодельницы сплясать нам хотят.
Подготовительная.
Я плясать пойду,
Девчат с собою позову.
Пляска «Прялица»
Хозяйка. Слышу и наши добры молодцы о труде разговор завели:
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4. Сделал дело –
Все. Гуляй смело!
Мальчик. Ой, жги – говори, заиграли ложкари
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.
Ой, жги – говори, заиграли ложкари!
Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную мелодию (пляска)
Хозяйка.
- Предлагаю вспомнить, а как же в старину на Руси назывались месяцы?
Сидит кукушка на мосту,
Скуковала раза три.
Ты все месяцы в году
По старинке назови.
Я назову вам месяц, а вы - старинное его название. Готовы?
• Январь – просинец
• Февраль – бокогрей
• Март – протальник
• Апрель – снегогон
• Май – травень
• Июнь – хлеброст
• Июль – страдник
• Август – жнивень
• Сентябрь – хмурень
• Октябрь – грязень
• Ноябрь – листогной
• Декабрь – студенец
Гости дорогие, да всё вы знаете. А приметы народные знаете?
Хозяйка:
Под горою у реки
Живут гномы – старики.
Эти гномы мутят воду,
Предвещают нам погоду.
- С давних времен русский народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие народные приметы дошли до сегодняшнего дня.
Кто готов о приметах рассказать?
Подготовительные.
-Ярко блестят зимою звезды – к морозу
-Зима снежная – лето дождливое
-Кошка стены скребет – будет вьюга
Старшая
Дым столбом – к морозу
Длинные сосульки – к затяжной весне
Зимой собаки валяются – к метели
Старшая
Кошка на печку лезет – к морозу
Лес зимой шумит – к оттепели
Воробьи дружно чирикают – к теплу
Хозяйка: Мирно льется беседа, тихо потрескивает огонь в печи, за окном дует зима холодом, а мы с вами…послушаем.
Ведущая подготовительной группы:
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать какие?
А вот такие…
Дети инсценируют небылицы.
- Федул – чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал.
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
- Сынок, сходи за водой на речку!
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют, шьют, да поют!
- А матушки?
- Порют и плачут! Порют да плачут!
Хозяйка: А теперь Шутки прибаутки на пол минутки.
Старшая (инсценирование)
Как на речке, на реке,
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой.
Я на солнышке лежал, к верху бороду держал.
2-й:
Смех-потешки услыхали
Сразу к вам мы прибежали.
3-й:
Где потешки поют –
Там весело живут
Правда, Даниловна?
2-й:
Правда, Гавриловна!
3-й:
Неразлучные старушки –
Мы живем в лесной избушке.
2-й:
Избушка на кочке,
Блинами обита,
Оладьями покрыта.
3-й:
Есть ограда кругом
Пирожки с творогом.
2-й:
А еще представим в лицах,
Вам веселье небылицы!
3-й:
Что Марфуша для Петра
Наварила, напекла?
92 блина, 2 корыта киселя,
5 пирогов – не нашла едока.
2-й:
Сел комарик на дубочек,
На еловый на пенечек.
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек. Спрятался!
Хозяйка: Стоп, стоп! Голова кругом пошла. Что за Марфуша? Что за комарик? Я ничего не понимаю!
Подготовительная.
Ребёнок.
Про комарика не пели,
Не успели, не успели.
Исполняют песню «Все мы песни перепели…» (М\р 2006, №5)
Хозяйка. Давайте-ка лучше за игры приниматься!
Можно в них и силой и ловкостью помериться.
Воспитатель подготовительной группы: В «Кострому» мы поиграем?
Дети: Поиграем!
Воспитатель: Кострому вы все узнали?
Дети: Все узнали!
Воспитатель: Кострома – это старинное женское имя.
Игра «Кострома» (м\п 2009, №7)
Хозяйка.
Мы ворота открываем, да в «Тетёру» поиграем.
«Тетёра» игра (старшая )
Эй, плетень, моя, плетень, заплетайся,
Вы, детишки, скорей собирайтесь.
Игра «Плетень» (старшая)
А клубок, мой клубок покатился,
Далеко, далеко укатился.
Игра «Уж я улком шла» (м\р 2006, №5)
Хозяйка. А теперь попросим девочек сюда,
Дам им в руки три клубка.
Пусть красавицы порадуют народ,
Кто с работаю управится вперёд?
Игра "Смотай нитки". Участвуют 3 девочки, сматывают нитки в клубок
Из – за печки падает ложка. Слышится стук.
Хозяйка. Это кто там балуется? Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового забыли в горницу пригласить! Давайте его позовём!
Дети: Уж ты, дед Домовой,
Мы хотим играть с тобой!
(Появляется Домовой)
Хозяйка. Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?
Домовой. Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать – я бы и не шалил!
Хозяйка. Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки.
(Домовой ест, а дети играют)
«Как у бабушки Наташи» пальчиковая игра
Как у бабушки Наташи (показывают кончики воображаемого платочка)
Ели пшённую мы кашу. Соединяют ладони перед собой, делая «тарелку», показывая её в разные стороны.)
Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой» - указательным пальцем левой руки рисуют в воздухе «дымок», поднимающийся вверх),
Каша вкусная с дымком (меняют руки),
С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз – «ломоть хлеба»),
С маслом (левую руку кладут на правую сверху – «слой масла»),
С молоком! (Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка».)
Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки. Большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две «ложки»),
Съели кашу всю до крошки. (Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложку» ко рту.)
Вот какая каша (снова делают «тарелку»)
У бабушки Наташи! (держатся за «кончики платочка»).
Хозяйка. Ну как? Хороша каша?
Домовой. Ай, хороша…
Как куснёшь, так и уснёшь,
Как вскочишь – ещё захочешь!
Хорошая бабушка Наташа, вкусная у неё каша.
Хозяйка.
Дети бабушку сильно любят,
Для неё подарки купят.
«Купим мы бабушка…» песня (м\р 2006 №5)
Домовой. Попробуйте, ребятки, отгадать мои загадки, и не за будьте, какое время года за окном.
-Всю зиму смирно лежит, а весною убежит (снег)
-В гору деревяшка, а с горы коняшка (сани)
-Кто угадай-ка седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки (зима)
-Белая морковка зимой растет (сосулька)
-Летом спит, зимой горит,
-Рот открывает, что дают – глотает (печка)
-Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)
-Сама не ест, а всех кормит (ложка)
Хозяйка. Что это у тебя, Домовой, в руках.
Домовой. Старинная обувь. Может, кто знает, как называется?
Дети отвечают.
Домовой: будем играть, лапоточки надевать.
Хозяйка. Знаем, Домовой, как раньше любили на Руси с лапоточками поиграть. Да и мы не против. Давайте, поиграем.
народная игра "Лапоточки"
Чтобы выйти погулять,
Надо лапти обувать.
Ой, да обувать. - 2 раза.
Ты, парнишка, не зевай,
Лапоточки обувай.
Дети стоят в большом кругу, в центре две пары лаптей. По маленькому кругу ходят три ребёнка. По окончании песни дети, что находятся в центре, обувают лапти. Кому не достались – встаёт в большой круг.
Хозяйка. На наших посиделках очень весёлый народ.
Всем известно, что подружки
Жить не могут без частушки!
(Частушки)
Мы девчоночки – умейки:
Вышиваем и прядём.
Мы частушки сочиняем,
Очень весело живём! У-У-Ух!
Не стой, милый, на пороге,
Ведь устанут твои ноги.
Лучше сесть на лавочке –
Рядом с моей прялочкой. У-У-Ух!
Полотенце вышивала
Петухами, утками.
Я Андрюшу поджидала
Часами, минутками. У-у-ух!
Дайте лён, дайте лён –
Сорок девять веретён.
Стану прясть, попрядывать –
На дружка поглядывать. Ух-у-ух!
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать! У-у-ух!
Домовой.
Спасибо, потешили вы меня! А хотите, и я вам расскажу сказочку? Тогда слушайте. Жил-был…(Осёл!)
Да нет, не осёл! Жил-был…(Баран!) Да нет, не баран! Жил-был дед Степан! (Появляется Дед Степан – кукла)
(Дети показывают сказку с использованием кукол «Би-ба-бо»)
Степан. Туточки я!
Дети (поют) (На мелодию «Ах, вы, сени»)
Уж, ты, дедушка Степан,
Наизнанку твой кафтан,
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили.
Рассказчик. А жил дед Степан с бабкой Варварой. (Появляется бабка – кукла)
Бабка. Туточки я!
Дети (поют): (На мелодию «Ой ли, ай люли»)
Уж ты, бабушка Варварушка,
Напеки скорей оладушек!
Твои рученьки искусные,
Напекут оладьи вкусные.
Ой, ладушки, ой, ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Ане и Ванюшеньке, Насте и Андрюшеньке.
Вот каки оладушки
Испекла нам бабушка!
(проигрыш)
Спасибо! (говорком)
Рассказчик. И была у деда с бабой Курочка Ряба.
Курица. Ко-ко-ко!
Дети. Ой, Курочка, да ты Рябушечка! Ты где была? (поют)
Курица. По двору гуляла.
-Что там делала?
-Яичко снесла.
-А где ж то яйцо?
-Укатилось за крыльцо.
-А оно какое?
-Золотое!
Дети поют: Ой, курочка,
Да ты Рябушечка!
Вот пшено, водичка –
Дай ты нам яичко!
Курица. Ко-ко -ко!
Снесла курица яйцо!
Рассказчик. Дед бил, бил. Бил (дети играют на трещётках), не разбил, (Все дети) – Ох!
Баба била, била, била (дети играют на ложках), не разбила (Все дети) – О-хо-хо!
(появляется мышка, дети шуршат).
Дети (поют и играют):
Мышка-норушка жила за горушкой,
В дом прибежала, хвостиком махала,
Яичко покатилось, упало…(Все дети) – Ах! И разбилось!
Рассказчик. Дед плачет (низким голосом) А-а-а-а…, баба плачет (высоким голосом )
А-а-а-а! А курочка их утешает…
Дети поют: Курочка по сенечкам похаживает,
Крылышками рябыми помахивает,
Бабушку и деда уговаривает…
Курочка (поёт):
Вы не плачьте, дед и баба,
Принесёт вам Кура Ряба
Яйцо новое, простое
И совсем не золотое.
Дети. Ой, курочка,
Да ты Рябушечка,
Вот пшено, водичка,
Дай ты нам яичко!
Курочка. Ко-ко-ко! Снесла курочка яйцо!
Рассказчик: Дед и баба заплясали,
Курочку обнимали (куклы танцуют)
Дети поют.
Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!
(Артисты выходят на поклон)
Хозяйка: (Старшие)
А теперь поиграй с нами, Кузьма Кузьмич!
Умел народ трудиться –
Умел и веселиться!
А ну, народ, становись в хоровод!
Будем мы сейчас играть,
И принцессу выбирать!
«Шёл козёл по лесу» хороводная игра
(выстраиваются в центре)
Домовой: А где каравай?
Хозяйка. Праздник наш мы завершаем
Вкусным пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим! (выносит каравай)
Домовой. За песни, за сказки – баранок связку!
«Бай качи, качи, качи» песня
(детям раздают баранки).
Хозяйка. Посидели, повеселились, пора и по домам. Самовар долго кипел – все песни высвистел!
Дети: СПАСИБО, ХОЗЯЮШКА, ЗА РАБОТУ, ЗА ВЕСЕЛЬЕ, ЗА УГОЩЕНЬЕ!
Хозяйка. И вам спасибо за труд, за радость!
ОБЩИЙ ХОРОВОД «Субботея» или «Посею лебеду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.
Непосредственно образовательная деятельностиь проводится для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...
зимние посиделки.
Знакомство детей с народными праздниками....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»
Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...
Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"
Конспект музыкального развлечения...
«Зимние посиделки у Арины».
Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....
«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...
Открытое занятие "Зимние посиделки".
Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....