Открытое занятие "Зимние посиделки".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зимние посиделки. | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечения с использованием народных игр для старшего дошкольного возраста.
«Зимние посиделки».
Цель: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе народного фольклора.
Задачи: Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора;
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров фольклора.
Закрепление ранее изученных народных игр.
Хозяйка (Ведущая):
Воспитатель:
музыкальные номера:
1. Пляска «Валенки».
2. Х-д «Как на тоненький ледок».
3. х -д «Русская Зима».
Игры:
1. подвижные:
1. игра «Русский плетень».
2. игра «Дед Мороз».
3. игра «Платок».
4. игра «Липкие пеньки».
5. игра «Пирожок».
6. игра «Водяной».
2. словесные: “Бой скороговорок».
ХОД: В зале темно, Хозяйка зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Зажигается свет, входят дети.
Воспитатель: Тук – тук, тук- тук!
Из ворот слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек-
Девчонок и мальчишек!
Хозяйка: Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Да играли на Руси! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!
Воспитатель: Эй, ребята, выходите, дружно пляску заводите,
Ведь наш русский народ ловко пляшет и поет.
Пляска «Валенки».
Вступление.
1 фр. Выходят девочки (Д.) – в руках валенок – валенки кладут на пол.
2 фр. Стоят (за валенками) – руки «полочкой», делают «пружинки».
3, 4 фр. Бегут по кругу, ноги в захлёст, встают на места. (клином перед ёлкой)
1 куплет
(медл.) «Каблучок» - руки на пояс (пятка, руки развели (носок,
«полочка» (перетоп) – повторить 2 раза.
(быстро) «Плечики» - руки опущены («ёлочки», топать на месте.
Припев. «Каблучок» + развести руки 2 раза,
«Кружение» вокруг себя - повторить 2 раза.
2 куплет. Выходят мальчики
(М., подходят к Д. (у Д. руки "полочкой», встают рядом).
Д. обходят М. – руки «полочкой».
Припев. «Каблучок» и развести руки 2 раза + "До-за-до"
3 куплет. Идут хороводом.
Припев. Сужают круг (топающим шагом - руки вверх, расходятся также.
До-за-до 1 раз.
Проигрыш. Идут парами под ручку, выстраиваются в линию, пританцовывают.
4 куплет. М. стоят, Д. обходят их 1 круг («плечики»)
Д. выходят вперед 4 шага + кружатся вокруг себя 1 раз.
Припев. «Каблучок» + развести руки 2 раза, «Кружение» - повторить 2 раза.
Проигрыш. Д. стоят, пританцовывая, М. к ним подбегают, берут за талию – (визг) отбегают назад,
Д. в это время удивляются, ладошки к вискам.
(муж. вокал) М. делают шаг вперед – танцуют. (Д. в это время берут валенок) .
(жен. вокал) Д. обходят мальчиков 1 круг, поворачиваются друг к другу, берутся за валенок.
Держась за валенок, отходят 3 шага друг от друга и сходятся – повтор 2 раза.
Держась за валенок, кружатся 1 круг.
(пауза) Одной рукой держатся за валенок, поклон.
Хозяйка: Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,
Да и девушки под стать, им не станут уступать.
Мальчики выстраиваются у одной стены, девочки у другой.
Проводится игра «Русский плетень».
(музыкальный руководитель играет любую русскую народную мелодию, наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни. )
Хозяйка: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Воспитатель: Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
Проводится “Бой скороговорок».
1. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
2. У четырех черепашек четыре черепашонка.
3. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
4. Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
5. Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
6. От топота копыт пыль по полю летит.
7. Купила бабуся бусы Марусе.
8. Проворонила ворона вороненка.
Хозяйка: Блестят коньки,
Блестит каток,
Пушистый снег искрится.
Надень коньки
Свои, дружок,
Попробуй прокатиться.
Воспитатель: Пускай тебя
Щиплет мороз —
Смотри — не испугайся,
Пусть заморозит он до слез —
Ему не поддавайся.
Проводится игра русская народная «Дед Мороз».
Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Приносил подарков воз.
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветер вьюжит,
Метели кружат.
Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге).)
Хозяйка: А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме?
Пословицы:
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
Хозяйка: Ох, и славно вы говорите,
А как играть умеете, покажите.
Воспитатель: Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Проводится народная игра «Платок».
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с узором. Все четыре круга идут и напевают:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда , которая первой построит дом.
После игры звучит тихая музыка.
Хозяйка: Вижу я издалека:
Едет Ваня к нам сюда,
Едет прямо в хоровод.
Расступись, честной народ!
Х-д «Как на тоненький ледок».
Ваня (ребёнок) вместе с детьми водит хоровод, постоянно падает.
1. Как на тоненький ледок | 4. Две подружки увидали, |
Припев: Ах, зима, ты зима, | 5. Две подружки увидали, |
2. Выпал беленький снежок | 6. Как поедешь ты, Иван, |
3. Ехал Ваня, поспешал, |
Хозяйка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ваня. Нет, я падал понарошку,
Рассмешить хотел немножко.
Физминутка (проводит Воспитатель):
С неба падают снежинки,( показываем)
Как на сказочной картинке.(разводим руки)
Будем их ловить руками,
(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А потом покажем маме. ( вытягиваем ладошками вверх)
А вокруг лежат сугробы, (руки вверх)
Снегом замело дороги. ( руками водим внизу )
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Хозяйка: И стоит на опушке леса
Сухой постаревший пенек.
Одинокий садится путник
На него отдохнуть часок.
Воспитатель: Давайте мы с вами сыграем в игру «Липкие пеньки».
Игра «Липкие пеньки».
(считалкой выбираются 3-4 ребенка, они становятся «липкими пеньками», эти дети садятся на пол, они не должны сходить с места, ловят- салят только при помощи рук. Те, кого они осалили, так же садятся рядом со своим «пеньком» и пытаются осалить других)
Хозяйка: А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать докучные сказки?
А не знаете таких?
Так слушайте:
Жил-был царь
У царя был двор
На дворе был кол
На колу мочало
Не сказать ли сначала ? (повторяет)
Воспитатель: Нет, детей черед пришел.
Докучные сказки (театр валенок):
1. Жили- были 2 братца
Кулик да журавль
Накосили они стожок сенца
Поставили среди кольца
А не сказать ли с конца?
2. Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?...
3. Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
4. Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..
Хозяйка: Уж хватит говорить не пора ли нам всем перекусить?
Проводится русская игра «Пирожок».
Правила игры: играющие выбирают покупателя, а остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булочником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.
Покупатель подходит к булочнику и спрашивает:
- Где мой пирожок?
Булочник отвечает:
- За печкой лежит!
Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:
«Я бегу, бегу», - торопится стать перед булочником.
Если ему это удается, он делается булочником, задний - пирожком, а покупатель снова должен покупать.
Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булочником, а пирожок - покупателем.
Хозяйка: Речка чудная течёт,
С тёмною водою.
Водяной в реке живёт,
Важен он собою.
Воспитатель: Он зелёный, добродушный,
Любит петь он под луной.
Хор набрал он из лягушек,
И концерт даёт весной.
В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская игра – «Водяной».
Русская игра – «Водяной»
(считалкой выбирается один ребенок, он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?
Ну- ка выходи, с нами посиди.
Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.)
Хозяйка: Стой, мой милый хоровод, стой, не расходись.
Посмотрите, какой мы хоровод заводить умеем.
х -д «Русская Зима».
1. Мягкий беленький снежок тает на ладошке, | идут по кругу. лёгкий бег. |
ПРИПЕВ: Проигрыш. | «тарелочки». 3 притопа. поворот. «пружинка». |
2. Снег как добрый чародей бродит в переулке. | «ковырялочка». «грозилка». трут нос, удивляются. |
3. Спят деревья крепким сном под напев метелей, | «спят» идут в центр круга. идут назад. лёгкий бег на месте. |
Хозяйка: На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей старины.
Воспитатель: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: до новых встреч!
Хозяйка: А гостей мы провожаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
Воспитатель: Каравай мы всем подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(детям и гостям подносится каравай)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День открытых дверей. Совместное мероприятие с родителям и муз. руководителем "Пасхальные посиделки"
Познакомить детей с пасхальными традициями русского народа....
Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Расширять представления детей о приметах весеннего цикла, развивать образное мышление, приобщать детей к культуре и традициям русского народа....
Сценарий открытого занятия по развитию речи и окружающему миру "Русские народные посиделки"
Русские народные посиделки...
открытый показ развлечения "Маленькие посиделки"
В нашем детском саду каждый воспитатель ежегодно проводит открытые показы занятий или развлечений. Развлечение "Маленькие посиделки" я показывала в 2010 году. Кроме наших воспитателей присутство...
Конспект открытого занятия "Посиделки Чай, чай"
конспект...
День открытых дверей "Посиделки в теремке",досуг с родителями
День открытых дверей.Досуг с родителями «Посиделки в теремке»...