Просим к нашему хлебу и соли.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Вашему вниманию представляю конспект совместной деятельности по теме хлеба с использованием ИКТ.
Ежегодно, в октябре месяце, миллионы россиян отмечают официально установленный праздник – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Но не всем известно, что 16 октября – Международный день хлеба. Эти события замечательно объединяются в одно – праздник Хлеба, праздник Тружеников, святое призвание которых растить и выпекать хлеб.
Почему именно хлеб? Да потому, что «хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица», – так написал большой и честный человек, писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери. Удивительно, как смог такой доступный и такой привычный нам продукт вобрать великий по предназначению и по результату труд.
Хлеб – гениальное изобретение человечества, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Древние египтяне одним и тем же иероглифом обозначали три важнейших для себя явления: солнце, золото и хлеб. Золотое пшеничное зёрнышко – словно маленькое солнце. Оно озаряет нас, показывает истинную человеческую сущность. Именно поэтому хлеб – категория нравственная. Прекрасные стихи посвятил хлебу болгарский поэт Ахсан Баянов:
С детских лет запомнил навсегда:
Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.
Солнечное в нём живёт светило,
В нём живёт душа родных полей,
Нежность доброй матери моей.
Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по образовательной области Познание "Просим к нашему хлебу..." | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности по теме
«Просим к нашему хлебу и соли»
с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.
Цель: Прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.
Задачи:
- Сформировать первичные представления о труде взрослых в поле, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Расширить словарный запас. Закреплять понятия слов:плуг, борона, сеялка, сноп, копна, серп, амбар, элеватор, ток и т.д.
Планируемые результаты: Дети имеют представление о труде в поле, появился интерес и желание использовать полученные знания в игровой деятельности, отражать в художественно-продуктивной деятельности. Уважительное отношение к хлебу. Пополнен и расширен словарный запас, и кругозор детей.
Материал и оборудование: Мультимедиа, презентация по сценарию, костюмы русские народные, серп и модели серпов, сумки сеятелей, формочки для выпечки, разноцветное солёное тесто, музыкальное сопровождение.
Содержание образовательной деятельности
Родителей приветствует песенка из сборника «Как жили на Руси» (вступление1)
Дети входят в зал под песню «Колосок и солнышко» парами. Проходя через центр, первая пара перед гостями ставит корзину с выпечкой, все подходят с поклоном и расходятся в разные стороны, образуя полукруг. Хозяйка входит и останавливается в центре полукруга.
Хозяйка: Здравствуйте, судари, сударушки, гости желанные! Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. Хлебом-солью встречали гостей, жениха с невестою на пороге, новорожденных. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.
Выходят хозяюшки.
Хозяюшка 1: Мы гостей своих встречаем
Круглым пышным караваем!
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Хозяюшка 2: С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб, соль из рук!
Дети с поклоном, подносят караваи и ставят перед гостями.
Хозяйка: Из таких маленьких зерен растут хлебные колосья. Сеют рожь, пшеницу, ячмень (можно спросить детей какие зерна сеют в полях). (На экране выводится слайд с современной техникой для посева). А когда сеют хлеб? (весной). Такой посев называется яровым. А осенний – озимы. На поля выезжают сеялки, трактора. А раньше на Руси хлеб сеяли вручную (слайд как вручную сеяли хлеб). Чтобы колосья росли спелыми, наливными и урожай был богатым, пели особые песни.
Дети поют народную песню-попевку «Расти, рожь большая». (дети взявшись за руки идут по кругу, а три мальчика в кругу сеют зёрна)
- Нива, золотая (дети идут по кругу, а 3 мальчика сеют зёрна)
Добрая, медовая,
принеси нам хлеба,
стебелёк до неба. (дети садятся на корточки)
- Расти, рожь, большая, (встают, поднимая вверх руки)
Вот такая,
Расти копна золотая, (ссужают круг в центр)
Вот такая! (растягивают круг в ширину).
Сели.
Хозяйка: В наш век, век современной техники и электроники, хлеб всё равно даётся нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. И наши ребята, знают, как к нам на стол приходит хлеб: (дети читаю четверостишия под слайды, на которых изображена современная сельскохозяйственная техника).
1-й ребёнок: За лесами, за лугами,
Раздаётся в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
2-й ребёнок: На широкие долины
Вышли новые машины;
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки давно.
3-й ребёнок: Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и стал золотистой стеною.
И слышит, страна, за уборку пора!
И поле идут, трактора, трактора…
Хозяйка: Вот и созрели колосья. Наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатва. (На экране слайд золотой нивы)
Хозяюшка 1: солнце поднимается, заря загорается,
А наши жницы на поле идут, поют, заливаются!
Исполняется «Обрядная урожайная»
Все идут по кругу, а 3 девочки имитируют жатву серпами:
Дети: чье же поле золотом блестит?
Жницы: это наше поле в золоте стоит!
Дети: жницы не дремали, жницы жито жали!
Жницы: связали снопами, сложили копнами.
Дети: кто же это поле так красиво сжал?
Кто же это с поля урожай собрал?
Жницы: это жницы сжали, каравай почали!
Все вместе: хлебушко расти. Времечко лети,
До новой, до весны. До нового лета, до нового хлеба!
Все сели, остались жницы.
Жница 1: а мы жито жали, во снопочки вязали!
Жница 2: на ток возили, цепами молотили.
Жница: 3: будем тесто месить, пирогами всех кормить!
Сценка «Тесто»
В центре стоит кастрюля. Внутри сидит ребёнок, накрыт полотенцем. На экране слайд русской избы (горница)
Ведущий-рассказчик: замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.
Было тесто бело,
Дулось и пыхтело,
Фыркало, шипело.
Тесто песню пело!
Тесто: (вылезая из кастрюли)
Уползу я из кастрюли,
Я не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой
Иль пампушкой с творогом.
Бабка: (пытаясь запихнуть тесто обратно в кастрюлю)
Стой, стой, не беги,
Я спеку пироги.
Будешь ты с начинкой,
С ягодкой-малинкой.
Будешь кулебякой
И коврижкой с маком!
Ведущий: отвечает бабке тесто…
Тесто: (вываливается из кастрюли, встаёт)
Мне в кастрюльке мало места,
Мне в кастрюльке стало тесно.
В печку лезть не интересно!
Ведущий: на пороге свинка, розовая спинка.
Свинка хрюкает, визжит,
К тесту белому спешит!
Свинка подбегает к тесту.
Тесто: ты меня не трогай,
Подожди немного.
Буду я с начинкой, ягодкой малинкой.
Буду кулебякой и коврижкой с маком!
Свинка: мне не нужен мак, съем тебя и так!
Свинка бегает за тестом.
Тесто: ой, спасите, пропаду! Ой, спасите, караул!
Дед: будешь ты с начинкой, с ягодкой-малинкой?
Тесто: буду!
Бабка: будешь кулебякой и коврижкой с маком?
Тесто: буду!
Я хочу быть пирогом вкусным, ароматным,
Угощу я всех детей булочками с маком! (из кастрюли достаёт цветное тесто солёное).
Хозяйка: ой, спасибо тесто, за подарок. Мы с вами гости, дорогие ещё с тестом поработаем!
Хозяюшка 1: каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб хозяин дома, всему он голова!
Хозяюшка 2: силою Державы его звали встарь,
Хлебушек по праву в Государстве – царь!
Песня о хлебе «Расти колосок, расти колосок…»
Хозяйка: в старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. Когда стали резать, то резали, прижимая его к груди. О хлебе сложили много пословиц.
Хозяйка предлагает ребятам вспомнить пословицы о хлебе…
Игра с родителями «Назови концовку пословицы»
Хозяйка: Горька работа…да хлеб сладок!
Хочешь есть калачи… не сиди на печи!
Пироги не растут…на кустах!
В землю не положишь…и с земли не возьмёшь!
Догулялись мужики…нет ни хлеба, ни муки!
Не ленись с плужком… будешь с пирожком!
На чужой каравай…рта не разевай.
Пот на спине…так и хлеб на столе.
Хозяюшка 1: Ох, захотелось пирожка,
Есть и масло и мука!
Хозяюшка 2: мы и тесто замесили, а гостей не угостили!
Хозяйка: верно, хозяюшки мои дорогие, а ведь тесто то наше нас дожидается. Что мы можем сделать из муки?
Дети: печенье, баранки, сухари, хлеб, торты…
Хозяйка всех приглашает за столы поработать с тестом. На столе цветное тесто, формочки, скалки. Ребята вместе с взрослыми изготавливают различные поделки из цветного солёного теста.
В конце хозяйка благодарит всех. Кто пришел на праздник словами:
Вы запомните, люди, золотые слова:
Хлеб – всему голова!
Хлеб – всему голова!
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел ни рук сил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Милости просим в нашу светлицу"(фольклорное представление)
Театрализованное фольклорное представление с участием родителей....
Традиции русского народа."Хлеб да соль".
В данной статье Вы можете узнать интересные факты об обычиях русского народа связанные с хлебом и солью. Этот материал поможет при подготовке к НОД по теме "Хлеб", и организации фольклорных праздников...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)...
Милости просим в нашу избу
«Милости просим в нашу избу» Цель: Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством.Задачи:- Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, ...
Сценарий сказки "Хлеб да соль"
Сценарий сказки "Хлеб да соль" для конкурсной программы...
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
«МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ»
Создание условий для приобретения и осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, используя русское народное творчество. Привить интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.Развива...