Конспект занятия "Казачьи посиделки"
план-конспект занятия по сценарий праздника (подготовительная группа) на тему
Комплексное занятие по развитию речи с музыкальными играми и песнями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kazachestvu.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с № 102
Конспект занятия
на тему: «Казачьи посиделки»
воспитатель: ДесятскаяС.А.
Звучит музыка, входят девочки под песню
«А что у нас ранешенько на дворе»
Под песню «Солнце село за горою» выезжают мальчики.
(Дети становятся полукругом)
1ребенок: Не за морем – океаном
Не за островом Буяном.
А на седьмой излучине
Батюшки Дона
Встречаем гостей
Будьте как дома.
2 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие
Посидите, отдохните,
А мы вам песни пропоем, пропляшем
О Доне – батюшке, казачестве расскажем.
3 ребенок: Откуда Дон берет начало,
Где скрыта быстрая река
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края.
4 ребенок: Под незнакомою березкой
Начало Дон свое берет
Из-под травы земли московской
С Ивана- озера течет.
5 ребенок: Играют травы разноцветьем
И отражаются в Дону
С сердечным утренним приветом
Тропинкой по полю иду.
6 ребенок: А справа высится пшеница
Качая колос налитой
Ну как тут можно не влюбиться
В чудесный этот край родной.
7 ребенок: Здесь даль направо, а налево ширь
Которым нет ни края, ни предела
Здесь всплескивает в камышах пескарь
Спасаяся от цапли снежно – белой.
8 ребенок: Здесь дом – курень, а двор при доме – баз,
И здесь себя старушкой не считая
Лазоревым цветком в закатный час,
Нет – нет, и вспыхнет «Пчелочка» донская.
Исполняют танец «Пчелочка златая»
(Дети садятся на лавочки).
1 ребенок: Тетушка Аксинья, пришли к тебе на посиделки
парубки да девки.
2 ребенок: Попеть, повеселиться,
Да уму-разуму научиться.
3 ребенок: Добрая беседа всегда найдет соседа.
4 ребенок: Беседа без спорного слова.
Что тесто без дрожжей.
5 ребенок: Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Аксинья: Поведем мы беседу на очень интересную тему, о
Донском казачестве, его обычаях и традициях, песнях и
О поговорках. То, что вы сегодня услышите не дань моде,
а один из кирпичиков, вложенный в дело возрождения
славного, сильного, яркого, свободного племени – казачества.
- Ребята, а что означает слово казак?
1. Слово казак в переводе с татарского языка – удалой, вольный
человек.
- Степь да воля – казачья доля.
- Те казаки, которые селились по берегам Дона, стали зваться донскими.
- Были и другие казаки, те, кто селился на Украине, в Запорожье, называли себя запорожскими казаками.
- На реке Кубань - кубанские.
- Есть Терские казаки – на реке Терек.
- Забайкальские – на озере Байкал.
Аксинья: На Дону селились люди не только с Руси, но и
других земель. Среди казаков можно было встретить украинцев, белорусов, поляков и греков, персов, татар,
грузин, калмыков и осетин. Однако русских все же было больше, поэтому и все казаки, независимо оттого, откуда они пришли на Дон, считали себя людьми русскими и защитниками Руси.
Выступая в поход казаки брали с собой флаг.
- Ребята, а вы знаете какой был флаг у казаков?
- Флаг Всевеликого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу.
- Он состоит из трех продольных полос синего, желтого и красного цветов.
- Три народности живут издревле на донской земле и составляют коренных граждан донской области.
- Это донские казаки, калмыки и русские крестьяне.
- Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, символ реки Дон.
- У калмыков – желтый, символ степи
- У русских алый.
- Сегодня это флаг Ростовской области.
Аксинья: А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
Дети:
- Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
- Когда мальчику исполнялся один год его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви.
- Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
- Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
- Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
- А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
- Стреляли из лука, играли в «войнушку».
- Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине.
Аксинья: В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской
половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Дети: Казак должен быть ловким, смелым, храбрым и гордым.
Аксинья: Казачата, выходите
Свою ловкость покажите.
Игра «Ловкие казаки»
Аксинья: Жизнь казака без коня была немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром и пословица у них была сложена: «Казаку конь себя дороже»
Дети: Казак с конем и ночью и днем.
Исполняют песню «Ой при лужку, при лужке»
Аксинья: Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?
Дети:
- Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
- В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
- Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
- Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
- Это умела каждая хозяйка.
Аксинья: Девочку в семье очень любили, отмечали все девичьи праздники.
Дети:
- Праздновали первый шаг, дарили ленточки на бантик.
- Платочек – в церковь ходить.
- Все праздники сопровождались угощениями, песнями и плясками.
Аксинья: Ну казачки выходите, хоровод свой заведите.
Исполняют хоровод «На горе, то калина»
Аксинья: Девки с парнями, что стоите,
Себя в игре вы покажите.
Ребенок: (считалка) Шишел-вышел, вон пошел
На казачий двор зашел
Любушку себе нашел.
Игра: «Летели две птички»
Аксинья: Много у казаков было суеверий и поверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых.
Дети:
- Веником не надо бить, больному быть.
- Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
- В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:
«Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
А пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками, и были у казаков на все случаи жизни.
- Свою удаль покажите и пословицы скажите.
Игра: «Скажи пословицу»
- Казачьему роду нет переводу.
- Степь да воля - казачья доля.
- Я за родную Русь и смерти не боюсь.
- Бог не без милости, казак не без счастья.
- Хлеб, соль ешь, а правду режь.
- Чти отца своего и матерь свою.
- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.
- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.
Аксинья: Юмор и сатира в жизни казаков занимали очень важное место. Посмеяться, или как говорят пожартувать, позубоскалить казак всегда был рад. Много шуточных песен было на Дону, пели их на всех праздниках.
Ребенок: Да и мы от них не отстаем,
Шуточную песню сейчас вам споем.
Исполняют песню «На городе жито много»
Дети: 1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
- На Дону казаку и камешек подпевает.
3. Веселы привалы, где казаки запевали.
- Поют о том, что было в старину, и катит песня громкую волну, на водах Дона медленно качаясь.
- Она плывет размашисто, легко, то поднимаясь, то вдруг замирая, и машут в такт казачки ей рукой, ее в дорогу, в годы провожая.
Исполняют песню «Посею лебеду на берегу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....