Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Воронина Наталия Владимировна

Занятие для детей подготовительной к школе группы посвящено ознакомлению с хохломской росписью и обучению приемам декоративного рисования в этом стиле.  Дети узнают историю и особенности хохломы, сами создают рисунки с традиционными элементами (ягод, листья, травки). Занятие развивает художественные способности, мелкую моторику и интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

155048 Ивановская область,г.Тейково,ул.8 Марта,д.7,тел 84934341673

ИНН 3704003620 КПП 370401001

Конспект занятия.

 Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи подготовительная к школе группа.

                                                                                        Разработала:   воспитатель

                                                                       Воронина  Наталия  Владимировна

г. Тейково, 2025 год

ТЕМА: Чудо-чудное, диво дивное—золотая хохлома.

Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей и эстетического вкуса посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством Хохломы.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • - познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи;
  • - упражнять в составлении узора;
  • - на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы;
  • познакомить детей с особенностями хохломской росписи: яркими цветами, растительными орнаментами, традиционными элементами (ягодами, листьями, травами).
  • - научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка).

Развивающие задачи:

  • развивать мелкую моторику рук через выполнение декоративных рисунков.
  • развитие умения работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли и чувства.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи.

Предварительная работа:

Беседа о хохломской росписи – провести краткую беседу с детьми накануне занятия, рассказать им о хохломском искусстве, показать фотографии и иллюстрации, презентацию «Чудо – хохлома».

Мотивация – объяснить детям, что они будут создавать красивые рисунки в стиле хохломы, подчеркнуть значимость их творчества.

Пример работы – показать детям готовый образец рисунка, выполненного в стиле хохломы, чтобы они имели представление о конечном результате.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: 

  • через изучение хохломской росписи дети узнают о культурных традициях России, истории народного искусства и особенностях быта. Можно включить в занятие информацию о дереве, из которого делают хохломские изделия, и о природных мотивах, используемых в росписи.

Речевое развитие: 

  • во время занятия дети общаются друг с другом и с воспитателем, обсуждают свои работы, делятся впечатлениями. Это способствует развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и умению выражать свои мысли.

Художественно эстетическое развитие: 

  • дети знакомятся с традиционным русским декоративно-прикладным искусством, изучают характерные элементы хохломской росписи и осваивают приемы рисования. Это способствует развитию художественного вкуса, мелкой моторики и творческого мышления.

Социально – коммуникативное:

  • коллективная работа над рисунками учит детей взаимодействию, сотрудничеству и взаимопониманию. Они учатся помогать друг другу, делиться материалами и идеями, что способствует развитию социальных навыков.

Труд: 

  • дети учатся аккуратно пользоваться красками и кистями, ухаживать за рабочими инструментами, убирать рабочее место после занятия. Это формирует трудолюбие и ответственность.

Музыка: 

  • можно включить в занятие народные мелодии или музыку, соответствующую духу русской культуры, чтобы создать соответствующую атмосферу и усилить эмоциональное восприятие.

Чтение художественной литературы: 

  • перед началом занятия можно прочитать детям стихи или отрывки из произведений, посвященных русскому народному творчеству, что обогатит их литературный опыт и расширит кругозор.

Методические приемы:

Словесный: беседа, пояснение, вопросы и ответы, анализ занятия.

Наглядный: использование наглядного материала, использование мультимедийных ресурсов (презентации).

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания рисование.

Используемые формы организации деятельности детей: на занятии используется комбинированная форма, которая может включать в себя две или несколько форм: фронтальную, групповую работы.

 Индивидуально – дифференцированный подход осуществляется к детям испытывающим трудности при выполнении каких - либо заданий.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой, развитие самостоятельности, ответственности, дифференцированный подход к детям.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование (проектор, экран), презентация  «Чудо Хохлома»,

посуда с хохломской росписью, гуашь, кисточки №2, №4, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды, палитры, образцы элементов хохломской росписи; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла»«Калинка»«По малину в сад пойдем».

Ход интегрированной деятельности:

 Позывной утреннего круга, звенит колокольчик. (Дети стоят в кругу)

 Приветствие.

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаются).

Воспитатель: - Ребята, давайте подарим друг другу свои солнечные улыбки и пожелаем хорошего дня.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

2. Повторение знаний о ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ.

- А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими?

Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали«Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, да ложки?» Покупатели спрашивали«Откуда посуда?» А они отвечали«К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома, да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

- А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

- Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома»

- Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера(Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет).

- Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки).

- Вы совершенно правы, в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир: дымковских коней, расписных матрешек, и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы!

4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да). Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

Физминутка.

Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

5. Закрепление опорных знаний.

- Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме, если она круглая).

- Что будете рисовать после(Завиток, изогнутую веточку).

- Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будете изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки(Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод(Кисть, тычок).

- Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

- Молодцы, ребята, всё знаете!

6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

ХохломаХохлома,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку).

7. РЕФЛЕКСИЯ

- Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома.

- Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

- Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

- А что вам больше всего вам понравилось?

- Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи.

Стихотворение П. Синявского «Хохлома»

Хохломская роспись

Алых ягод роспись-

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа

Задачи:Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной ...

Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»

Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию  в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашива...

Конспект занятия по рисованию в смешанной дошкольной группе на тему Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и...

Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.

Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашивать элементы хохломской росписи;3. Развивать художественное творчество;4. Воспитывать эстетический вку...