Паспорт педагогического проекта "Блокада Ленинграда"
проект (средняя группа)

Астахина Юлия Александровна

Данный педагогический проект посвящён трагическим событиям блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Цель проекта - формирование у воспитанников чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, сострадания к жертвам войны. В рамках проекта планируется провести выставку детского творчества, направленную на изучение исторических фактов, ознакомления с воспоминаниями очевидцев. Реализация проекта позволит углубить знанияо блокаде Ленинграда, сформировать ценностное отношение к миру и человеческой жизни, способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_astahina.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик Астахина Юлия Александровна

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

День снятия блокады Ленинграда

Вид проекта

 Информационно-творческий

Возраст детей

4-5 лет

Актуальность проекта

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель проекта

Расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной групп.

Проблема

70% детей в группе не знают про этот праздник и что происходило в эту дату.

Проблемный вопрос

Как рассказать детям о Дне снятия блокады Ленинграда?

Задачи проекта

Задачи для детей: 

- совместно с родителями принять участие в планировании проектной деятельности и распределении ролей

-вместе с родителями найти информацию о Блокаде Ленинграда

-самостоятельно подобрать картинки, нарисовать иллюстрации для выставки детских работ

-совместно с родителями посетить музеи и послушать историю Блокады Ленинграда

-совместно с родителями подобрать картинки для детского рисунка

-совместно с родителями подготовить рассказ для презентации своего выступления

-совместно с родителями презентовать рисунок и рассказать о том, что на нём изображено

-совместно с родителями принять участие в подведении итогов

-принять участие в викторине

Задачи для родителей: 

Предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: в день снятия блокады – 27 января:

  • площадь Победы, где сооружен Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, М. Московская;
  • музей памяти “Улица жизни” под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда;
  • музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9;
  • музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.

 

Задачи для воспитателей:

  • Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны;
  • Обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
  • Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка». Обогащать словарный запас детей;
  • Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда;
  • Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;
  • Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
  • Составление рассказов и разучивание с детьми о родственниках – участниках блокады или сражавшихся в годы Великой Отечественной войны;
  • Подготовка костюмов для участников торжественного мероприятия;
  • Разучивание стихов, слов песни и сценки.

Продукт проекта

Выставка детских рисунков

Сроки реализации

Краткосрочный проект – 1 неделя.

Практическая значимость проекта        

Для детей:

  • Формирование гражданственности и патриотизма:
  • Уважение к истории: Дети узнают о героическом прошлом своего народа, о мужестве и стойкости жителей блокадного Ленинграда. Это помогает формировать чувство гордости за свою страну и ее историю.
  • Сочувствие и сопереживание: Проект учит детей сопереживать чужой боли и трагедии, развивает эмпатию и милосердие.
  • Память поколений: Дети осознают важность сохранения памяти о событиях войны для будущих поколений.
  • Воспитание патриотических чувств: Проект способствует формированию чувства любви к Родине, к родному городу (если речь идет о Санкт-Петербурге).
  • Развитие познавательных способностей:
  • Расширение кругозора: Дети узнают новые исторические факты, знакомятся с бытом и жизнью людей в блокадном городе.
  • Развитие речи: Обсуждение темы, рассматривание иллюстраций, чтение стихов и рассказов способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли.
  • Развитие воображения: Слушание рассказов, просмотр видеоматериалов развивают воображение и эмоциональную сферу.
  • Формирование умения анализировать и делать выводы: Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
  • Развитие творческих способностей:
  • Возможность самовыражения: Дети могут выразить свои чувства и эмоции через рисование, аппликацию, лепку, создание поделок.
  • Развитие фантазии и креативности: Проект стимулирует творческое мышление детей.
  • Развитие социальных навыков:
  • Работа в коллективе: Участие в групповых обсуждениях, совместных проектах учит детей взаимодействовать друг с другом, работать в команде.
  • Умение слушать и слышать: Обсуждения в группе способствуют формированию умения слушать и уважать чужое мнение.

Для педагогов:

  • Реализация образовательных целей: Проект помогает реализовать задачи образовательной программы детского сада по патриотическому воспитанию, развитию речи, познавательных и творческих способностей.
  • Повышение профессиональной компетентности: Подготовка и реализация проекта способствует развитию профессиональных навыков педагога.
  • Поиск новых форм и методов работы с детьми: Проект позволяет использовать различные формы работы, такие как беседы, чтение, просмотр фильмов, творческая деятельность, экскурсии (при возможности).
  • Укрепление взаимодействия с родителями: Родители могут участвовать в реализации проекта, помогая детям в создании поделок, поиске материалов, участвуя в тематических мероприятиях.

Для родителей:

  • Приобщение к историческому наследию: Родители могут вместе с детьми узнать больше об истории блокады Ленинграда.
  • Укрепление семейных связей: Совместное обсуждение темы, просмотр фильмов, участие в мероприятиях проекта способствуют укреплению семейных связей.
  • Возможность проявить свою гражданскую позицию: Родители могут поделиться воспоминаниями о своих родственниках, переживших войну, что помогает сохранить память о прошлом.

Конкретные примеры практической значимости:

  • Участие в акциях памяти: Дети могут принять участие в акциях памяти, например, возложение цветов к памятникам, изготовление бумажных журавликов как символа мира.
  • Создание выставок: Дети могут создать выставку своих рисунков, поделок, посвященных теме блокады.
  • Подготовка концерта: Дети могут подготовить концерт для ветеранов, прочитав стихи, спев песни военных лет.
  • Проведение экскурсии (если есть возможность): Посещение музея, посвященного блокаде Ленинграда, поможет детям лучше понять исторические события.

Ресурсы

  1. Информационные
  2. Человеческие
  3. Мультимедиа  комплект
  4. Посещение музеев

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

15.01

Выявление первоначальных знаний детей Блокаде Ленинграда

Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов,

стихотворного и песенного материала.

Некоторые дети могут отсутствовать из-за болезни или группа может быть закрыта на карантин.

Мы узнаём, что 70% детей не знает о Блокаде Ленинграда.

15.01

Информирование родителей о предстоящем проекте

Родителей может не интересовать участие в проекте

Все родители готовы к участию в проекте

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

16.01

Вторая половина дня

Введение в тему “Подвиг Ленинграда”

Воспитатель и дети

Познавательный: Получили общее представление о войне и блокаде. Эмоциональный: Сочувствие и грусть.

Мотивационный: Интерес к теме. Социальный: Активное участие в беседе.

17.01

Вторая половина дня

Разучивание песни

 Воспитатель и дети

Дети узнали новую песню, связанную с темой блокады Ленинграда

18.01

Первая половина дня

Посещение музея

Воспитатель, дети и родители

Познавательный: Увидеть настоящие экспонаты, глубже погрузиться в историю. Эмоциональный: Сильные впечатления от увиденного. Мотивационный: Желание узнать больше. Социальный: Обмен впечатлениями с родителями и сверстниками.

18.19

Вторая половина дня

Рисунки «В блокадном кольце»

Дети и родители

Познавательный: Закрепление полученных знаний. Эмоциональный: Умеренный, переход к позитивным эмоциям.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

19.01

Организация выставки детских работ ко дню Блокады Ленинграда и викторина

45% детей не боялись выступать, а сейчас 55% детей не испытывает трудностей. Большинство детей получили опыт публичного выступления.

65 % выступали самостоятельно, 10 выступали с помощью родителей.

Методические рекомендации по подготовке презентации. Публикация сценария в электронном портфолио на личном сайте.

19.01

Совместный просмотр фильма с родителями и детьми «Легендарный город»

19.01

Родительское собрание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта "Дорожная азбука"

Актуальность темы. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и б...

Паспорт педагогического проекта в младшей группе на тему "Игрушки"

Педагогический проект на тему "Игрушки" в младшй группе...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Паспорт педагогического проекта «Будь здоров, малыш!»

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей, необходима совмес...

Паспорт педагогического проекта "Вот какое совпаденье: Новый год и День рожденья !"

Авторы и участники проекта: дети подготовительной   группы  , воспитатели, специалисты, родители воспитанников.Название проекта :" Вот какое совпаденье: Новый год и День рожденья !"Тип...

Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"

Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....

Паспорт педагогического проекта «Город мой - Воркута»

Воспитывать чувство гордости, уважение и любви к родному краю через знакомство с историей родного города,  достижениями  людей, прославивших наш город. Расширять кругозор и активизацию позна...