"Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
материал по рисованию (старшая группа)
Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для педагогов
Воспитатель Савина Е.Д
"Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»
Художник хочет рисовать.
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник-
Рисует он, где только может…
Андрей Усачев
В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально.В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Аверина Н. Л. рекомендует использовать развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства.
Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.
Так же творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия
Изобразительная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное значение для всестороннего развития детей, принося положительные эмоции детям. Применение нетрадиционных техник по рисованию, лепке и аппликации позволяет развивать их творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. Копируя окружающий мир, дети изучают и познают его. В рисунках дети изображают своё отношение к действительности. Развивая творческие
способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социуме, равные возможности для дальнейшего существование в нем.
Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные техники и различные материалы достаточно просты и напоминают игру. Детям будет интересно узнать, что рисовать можно даже на воде, а также пальчиками и ладонью? Техника печати позволяет изображать один и тот же предмет много раз, составляя различные композиции. Тампонирование - совершенно увлекательное занятие, когда необходимо нарисовать что-то легкое и воздушное: прикоснулся к бумаге тампоном и получилось облачко или одуванчик. Кляксография, рисование свечой, цветными ниточками - все эти техники способствуют развитию воображения, внимания, развития моторики руки и зрительно-двигательной координации. Необычность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
За непродолжительный период моей работы с детьми ОВЗ, я отметила, что изобразительная деятельность для них – деятельность проблемная. Многие не проявляют интерес к рисованию, лепке и аппликации, особенно рисованию красками, карандашом, ведь нужна усидчивость, волевые усилия. У большинства детей рассеянное внимание, наблюдается плохая координация, а у некоторых слабо развита мелкая моторика, движения рук несогласованные, часто не выделяется ведущая рука. Очень часто такие дети выполняют изображение импульсивно и небрежно.
Работая с детьми своей группы, я убедилась, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изодеятельности. Рисование, лепка, аппликация нетрадиционными способами - увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает ребенка. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно творить, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Использование нетрадиционных техник повышает интерес к изо-занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. Это огромная возможность для детей с ОВЗ думать, пробовать, искать, экспериментировать. Именно нетрадиционные техники изодеятельности позволяют создавать очень выразительные художественные образы, каждый может выбрать наиболее близкий ему способ творчества. У детей поддерживается положительное отношение к изодеятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении.
В своей работе с детьми чаще всего использую следующие нетрадиционные техники изодеятельности:
Рисование пальчиками.
Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Рисование ладошками.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Рисование ватными палочками.
Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем маленьких художников (например, ватными палочками создавать снег или дождь).
Тычёк жёсткой полусухой кистью - метод «тычка»;
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Восковые мелки + акварель.
Восковые мелки – один из лучших материалов для рисования, который отличается не только широким спектром творческих возможностей, но безопасностью их использования детьми.
Техника работы восковыми мелками и акварелью не только очень проста, но и эффектна. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны.
Особых секретов в этой технике нет: сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии.
Обрывная аппликация
Кляксография.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также, воспитывает сопереживание.
Пластилинграфия
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Аппликация из конфетти
Аппликация из ниток
Техника- выклеивание силуэта нарезанными нитями, разного размера
«Волшебные клубочки
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из природных материалов
Аппликация из вырезанных на цветной бумаге ладошек.
Ребятам эти техники очень нравятся. Они становятся увереннее в своих возможностях, развиваются их творческие способности, развивают внутренний мир ребёнка. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции.
В работе с детьми стараюсь найти с ними контакт. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент (показ персонажа кукольного театра) в зависимости от возраста ребенка.
Занятия строю из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой (можно использовать игру, персонажей кукольного театра, эпизоды из сказок с нарисованными персонажами).
2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Объяснение задания.
5. Непосредственная работа.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности требует повышения интереса со стороны воспитателей. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности детей. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Воспитатели должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. А это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование детей. В заключении хочется сказать слова М. Шкляровой «Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Используемая литература
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //Дошкольное образование. – 2010 - №1
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыками умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Источник
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Презентация...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...