Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
статья

Галина Роо

Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и представлять картину своей работы целиком, сочинять, воображать и фантазировать. Воображение и фантазия — очень важная сторона жизни ребенка. Развивается воображение очень интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. От умения фантазировать у детей зависят возможности творческого мышления, чем больше ребенок фантазирует, тем выше у него интерес к творчеству и к искусству. Для развития творческого воображения у детей, необходимы особые, более интересные занятия по изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.

Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую моторику рук, учит ребёнка думать и представлять картину своей работы целиком, сочинять, воображать и фантазировать. Воображение и фантазия — очень важная сторона жизни ребенка. Развивается воображение очень интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. От умения фантазировать у детей зависят возможности творческого мышления, чем больше ребенок фантазирует, тем выше у него интерес к творчеству и к искусству. Для развития творческого воображения у детей, необходимы особые, более интересные занятия по изобразительной деятельности.

Как известно - все дети талантливы. Поэтому необходимо, как можно раньше заметить, выявить эти таланты и постараться дать возможность детям проявлять их и развивать на практике. Уже в раннем возрасте дети пытаются нарисовать то, что видят вокруг.

От рисования нетрадиционным способом дети в восторге, их  привлекает то, что можно рисовать, чем хочешь, и как хочешь. И им легче нетрадиционными способами рисования быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования пока трудно сделать.

В наше время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, например: мыльными пузырями, размазыванием краски под пленкой, рисование ладошкой, рисование по мокрой бумаге с солью, кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование чернильными красками, коллаж, рисование отпечатками листьев, набрызг, витраж, рисование мятой бумагой и т. д.

Так же детям очень интересны разные виды аппликации и различные техники изготовления поделок: объемная аппликация, аппликация методом обрывания бумаги, скульптурная лепка, обертывание предметов, жгутиковое плетение, тиснение, прессовка.

Начинать работу нужно с создания развивающей среды. Заготовить практический материал: разработать и подготовить дидактические игры для развития воображения и фантазии, создать условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов: краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстративный материал).

Занятия должны проходить в разнообразных формах: квесты, экскурсии в сказку, превращения в мастеров – художников, художников – оформителей детских книг и т. д.

Во время рисования нетрадиционными техниками, дети испытывают огромные незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно увидеть то, что в данный момент у ребёнка настроение, что его радует, а что огорчает.

Дети часто копируют образец, который им предлагает воспитатель,но при рисовании нетрадиционными техниками воспитатель не демонстрирует готовый образец, а только показывает способ действия с инструментами и материалом. Это и толкает ребенка на самостоятельную работу. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Для развития творческих способностей, воображения, мышления можно использовать следующие задания:

1. «Нарисуй настроение». Во время прослушивания музыкального произведения можно предложить «увидеть», какое настроение передает музыка, отобразить в рисунке то, что чувствует в данный момент ребенок.

2. «Дорисуй изображение!». В этом задании первому ребенку предлагается, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать один элемент. Второй ребенок предполагает, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен дорисовать линию в соответствии со своим замыслом.

Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школе. При занятии рисованием укрепляются мышцы кистей рук, что необходимо для письма, развивается воображение, память, образное мышление и речь, наблюдательность.

Дети понимают, что надо свою деятельность доводить до конца, что любую работу необходимо планировать, потому что любая деятельность происходит по правилам. При использовании определённых техник нетрадиционного рисования требуется точность и быстрота движений (например, пока краска не высохла необходимо выполнить определённые действия – выдувание через трубочку, размыть изображение и т.д.), силой нажима на материал или инструмент дети изучают свойство предметов, прочность, толщину линий, глубину цвета. Дети узнают, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты), c помощью природного материала (листьев деревьев, коры, бересты), разрисовывать камушки и т. п

Вместе с детьми необходимо постоянно устраивать выставки рисунков, украшать группу и детский сад своими рисунками и поделками, готовить подарки родителям к праздникам. Нетрадиционное рисование интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными, так как у каждый ребенок фантазирует по своему. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить и изобразить что то свое, необычное.

Работы, выполненные в нетрадиционной технике рисования, могут заинтересовать и родителей. Можно провести консультации, открытые и совместные занятия по рисованию нетрадиционными техниками изображения, создать уголки для рисования, оформить выставки общих (детей и родителей) работ, провести, мастер-класс, где родители совместно с детьми принимают активное участие. Благодаря тому, что родители и воспитатели работают совместно, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей.

В настоящее время у детей возрастает интерес к нетрадиционной технике рисования. Они начинают творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Развивайте творческие способности детей, фантазию, воображение. Чем больше творческих людей, тем прекраснее мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста,  заметила: дети очень любят рисовать, успешно  овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.

Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Презентация по теме самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»...