"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья по теме
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский
Дошкольное детство – важный период в жизни человека. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя окружающий мир. И конечно, дети пытаются отразить его в своей деятельности: играх, рисовании, лепке, аппликации. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему носит преобразующий и созидательный характер. Именно поэтому она является одним из важнейших видов работы с детьми в детском саду. Наличие творческих способностей в жизни каждого человека играет очень важную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением гражданина, специалиста, семьянина. Я уверена, что каждый ребенок творец. Но, как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Я считаю, что одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_netraditsionnye_tehniki_risovaniya_-_chechel_s.a.docx | 100.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк»
Составила:
воспитатель
Чечель Светлана Александровна
Камчатский край, с. Мильково
- 2017 год -
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л. Сухомлинский
Дошкольное детство – важный период в жизни человека. В этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя окружающий мир. И конечно, дети пытаются отразить его в своей деятельности: играх, рисовании, лепке, аппликации. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему носит преобразующий и созидательный характер. Именно поэтому она является одним из важнейших видов работы с детьми в детском саду. Наличие творческих способностей в жизни каждого человека играет очень важную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением гражданина, специалиста, семьянина. Я уверена, что каждый ребенок творец. Но, как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Я считаю, что одним из основных методов развития творческих способностей у детей является рисование. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».
Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нестандартные решения развивают детскую душу, снимают отрицательные эмоции. Этот свободный творческий процесс позволяет вырастить творческую личность. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением растущего человека. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, овладевая определенными навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение. Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими особенностями поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, чем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с детьми дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения рисунка. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Вот несколько любимых детьми способов нетрадиционного рисования:
- рисование ладошкой.
- кляксография.
- ниткография.
- монотипия.
- рисование по мокрому.
- метод пальцевой живописи.
- набрызгивание.
- граттаж и т. д.
Если поближе познакомиться с этими способами, можно увидеть, как они просты и увлекательны, например:
Кляксография, например, заключается в научении детей делать кляксы так, чтобы видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого, или, что она тебе напоминает?" После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендую перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
А вот поролоновые рисунки более кропотливы. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепляются тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Теперь его можно обмакнуть в краску и рисовать методом штампов (красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты). Вначале дети хаотично рисуют геометрические фигуры. А затем я предлагаю им выполнить из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Загадочные рисунки могут получаться и следующим образом. Берем картон размером примерно 20х20 см. И складываем пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое дети рассматривают, обводят и дорисовывают. Этот метод известен как «ниткография».
Еще один метод – «монотипия» - изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Многим детям нравится рисование свечой. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом, не последнюю роль играет подбор фона к предмету.
Очень интересно и удобно создавать орнаментальный узор с помощью штампа. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Такими узорами можно украсить бумажные салфетки и скатерти, платочки и фартуки и т.д. Необходимые материалы и инструменты: бумага для рисования, краски, ножик, овощи или фрукты.
В художественно- творческой деятельности существуют следующие нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, кремов; листья деревьев, цветов и т. д. Это и занимает детей и вовлекает их в творческий процесс. Применение таких помощников в рисовании очень нравится дошколятам. Ведь так быстро можно нарисовать и шарик, и божью коровку, и цыпленка, и колесо, и мячик - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки от лимонада и отпечатать ее на лист. Получившийся ровный круг дополняется ребенком. Появляются дорисованные ножки, клювик, а вот глаза - отпечаток шляпки маленького гвоздика. И цыпленок оживает. Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников
Презентация...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...
Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...
Презентация по теме самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»
Тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»...