Главные вкладки
Тема «Одежда и традиции Донского казачества, платок для казачки Василисы Ильиничны ».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
Воспитание чувства уважения к старшему поколению и любови к своей земле. Ознакомление детей с жизнью и традициями Донских казаков; углубление знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развитие интереса к истории своего народа.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление об одежде и о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды. Обогатить словарь детей новыми словами : курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта),кармазин, киндяк, чекмен, завеска, запон, фейжонка, шлычка, коклюшка.
Развивающие: Развивать творческие способности и эстетический вкус у детей, познавательные способности у детей, любознательность, стремление узнать больше нового и интересного о своей малой родине
Воспитательные: Воспитывать желание следовать казачьим традициям. Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_kostyum_kazachiy_platok_dlya_v._i.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Одежда и традиции Донского казачества, платок для казачки Василисы Ильиничны ».
Цель:
Воспитание чувства уважения к старшему поколению и любови к своей земле. Ознакомление детей с жизнью и традициями Донских казаков; углубление знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развитие интереса к истории своего народа.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление об одежде и о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды. Обогатить словарь детей новыми словами : курень, станица, подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта),кармазин, киндяк, чекмен, завеска, запон, фейжонка, шлычка, коклюшка.
Развивающие: Развивать творческие способности и эстетический вкус у детей, познавательные способности у детей, любознательность, стремление узнать больше нового и интересного о своей малой родине
Воспитательные: Воспитывать желание следовать казачьим традициям. Воспитывать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою малую родину.
Демонстрационный материал: Ростовые куклы в костюмах Донского казака и казачки. Подлинные предметы быта казаков Дона. Импровизация убранства казачьего куреня.
Материалы и оборудование: ткань натянутая на багет, краски для росписи по ткани, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о быте казаков: О.Г. Веряскина «История донского края»; И.В. Венков, А.В. Лазарев "Живу на Дону Книга юного казака» .
Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта.
Знакомство с музыкальным творчеством Донских казаков.
Ход занятия:
Звучит казачья народная песня
Воспитатель приветствует детей в казачьих традициях
Воспитатель: Здорова ночевали?
Дети: Слава Богу!
Воспитатель: Ну а теперь ребята предлагаю Вам сделать вместе гимнастику приветствия:
(Дети сидят на ковре в кругу.)
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Воспитатель: Ребята, в начале нашего занятия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?
Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.
Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?
Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…
Воспитатель: А что означает слово «казак»?
Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель читает стихотворение Н. Туроверова:
Средь донских степных полей и кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут, казаки давно живут.
Гордый и лихой народ заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу на своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют
Песни звонкие поют
Память предков охраняют,
Веру в бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и курень просторный построит, и подворье. Дом у казака называется курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье.
Казак не только отлично шашкой владел, но и занимался рыболовством, животноводством, растениеводством и охотой для пропитания своей семьи.
Казачьи поселения назывались – станицами. Станицы считались военным поселением, способным выставлять для казачьего войска одну сотню всадников. Станицы состояли преимущественно из одноэтажных деревянных или саманных домов -куреней, крытых камышом или черепицей. Центром культурной жизни станицы была православная церковь. Поскольку казаки были заняты на военной службе, то хозяйство нередко оставалось на женщин.
Ребята сегодня мы с Вами пришли в гости в курень Донских казаков Мелеховых Василисы Ильиничны и Пантелея Прокофьевича. Вот Пантелей Прокофьевич Донской казак. Посмотрите ребята на одежду казака, казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником.
Ребята, а знаете почему Донскикие казаки носили синие шаровары с красными лампасами?
Примерный ответ детей: -Нет.
Воспитатель: А я Вам расскажу! В казачьих кругах ходит она версия-легенда на этот счет, согласно которой лампасы на штанах у казаков появились так: Однажды казачьи посланники, вернувшись из Москвы после проведения переговоров, привезли выданное им государем жалование, выплаченное деньгами, хлебом и сукном, с особым указанием по ткани, предписывающим выдать лучшим атаманам алый кармазин – это тонкая ткань ярко-алого, цвета, а всем остальным – синий киндяк- это ткань для кафтанов . Однако казаки такое указание выполнить отказались, считая, что среди них нет лучших или худших – они все равны. Поэтому было решено поделить всю ткань поровну. Синей ткани было больше, поэтому каждому казаку отрезали по большому куску, которого хватало на чекмени (верхняя одежда, кафтан) и штаны, а алой было мало, но ее все равно разделили на равные части. Каждому досталось по узкой полоске, которую вшили в боковые швы штанов. Штаны с лампасами у казаков стали не только отличительным признаком, говорящим о принадлежности к казачеству, но и своеобразным символом национальной особенности, независимости и вольности.
Головной убор казаки летом казаки носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. На ногах казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом.
Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду Василисы Ильиничны. Женская одежда казачки состояли из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка». Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» - обязательная
принадлежность женского костюма. Фартуки казачки носили два - это завеска – фартук без нагрудной части, или запон- короткий фартук из холста с пришитой небольшой грудинкой: различают праздничный и расхожий (на каждый день). Праздничный запон украшали ткаными узорами.
На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки.
- Девушки на выданье одеваются точно так же как молодые замужние женщины — все отличие заключается в повязке головы.
У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок), или фейжонка головной убор из связанных на коклюшке темного кружева. Её носили, цепляя центральную часть на пучок волос, оставляя концы свободно свисающим по бокам. Пожилые казачки носили платок.
Ребята, когда мы с Вам шли в гости к казакам Мелиховым то возле их куреня мы видели, множество ярких Лазориков- так на Дону казаки называют тюльпаны, предлагаю сегодня нам с вами подарить нашей хозяюшке новенький платок, расписанный изображением этих цветов, так как казачки всегда на своей одежде и предметах быта изображали только те цветы, которые у неё растут на подворье. Уверена, что мы угодим Василисе Ильиничне!
- Но прежде, чем мы приступим к работе, сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки, тереть кулачком по кулачку.
Крепко, крепко их потрем,
А потом повыжимаем, выполнять движение «выжимаем белье».
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, движение кистями вверх – вниз.
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим, Движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.
Мы погладим утюгом.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании работы дети любуются полученным результатом.
Рефлексия:
Воспитатель: - ребята скажете вам понравилось гостить в курене Мелиховых?
Примерные ответ детей: -Да!
Воспитатель: А что вы узнали нового о костюмах казаков?
Примерные ответы детей: -фуражка, платок, шаровары, и т.д.
Воспитатель: Ребята, что еще вы узнали о казаках, чем они занимались, где жили как называется дом казака?
Ответы детей….
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. А главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Одежда и традиции Кубанского казачества».
Тема «Одежда и традиции Кубанского казачества».Цель:Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Кубанских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, назван...
«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»
Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...
Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"
Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"...
Презентация на тему «Музыкальные казачьи игры , как отражение культуры и традиции донского казачества»
Презентацияна тему «Музыкальные казачьи игры , как отражение культуры и традиции донского казачества»...
Презентация на тему " Казачьи игры, как отражение культуры и традиций донского казачества"
Презентация по казачьим играм....
- Мне нравится (1)