Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"
статья
Доклад "Народная кукла как педагогическое средство приобщения к культуре и традициям Донского казачества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedagogicheskaya_nahodka_okonchatelnyy.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 Мастер-класс
«Создание и использование в образовательном процессе народной куклы, как средство приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию и Донского края России»
Народная мудрость гласит:
«Человек, утративший свои корни,
становится потерянным для общества».
Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите представиться: Маманович Екатерина Аркадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района. Слайд 2 Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Национальная доктрина образования закладывает в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры воспитания, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Слайд 3 Выявление ценностных ориентиров образования в их культурно-историческом измерении представляется актуальным и необходимым, так как основная задача образования - формирование социально значимой личности, способной профессионально и продуктивно решать на всех уровнях задачи общественного развития. Это признание углубляет и расширяет содержание образования, котороеориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Слайд 4 Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания у детей духовно-нравственных ценностей.
В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Слайд 5 Наше образовательное учреждение имеет статус «Казачье», присвоенный Министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» в 2004 году. Накопленный дошкольным учреждением опыт реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе позволяет успешно организовать деятельность в данном направлении.
Слайд 6
Приобщение детей к традициям, обычаям донских казаков я стала реализовывать через знакомство с народной игрушкой, ведь игрушка для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре. Игрушки создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы.
Слайд 7 Знакомя детей с культурой и обычаями донских казаков, я способствую формированию творчески развитой личности ребенка, развитию познавательных способностей, воображения и эстетического вкуса через использование в образовательном процессе народной куклы. С давних времен кукла являлась мощнейшим педагогическим средством воспитания и обучения: «воспитывая» куклу, ребенок «воспитывает» себя и тем самым передает знания, имеющиеся у него, активизирует их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств, примеряя на себя разные роли.
Интерактивные путешествия во времена казачества, помогли найти ответы на следующие вопросы: «Где и в какое время появилась кукла, и как она пришла на Дон?», «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?».
Но где же нам взять такую игрушку?
Все очень просто - мы их делаем своими руками и используем в совместной и самостоятельной игровой деятельности.
При реализации задач образовательной области познавательное развитие происходит формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Реализуя задачи образовательной области физическое развитие, делаем с куклами утреннюю гимнастику, выполняем физминутки, играем в подвижные игры.
В социально-коммуникативном развитии происходит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, в том числе знакомство с традициями и укладом жизни в казачьих семьях; развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками через посредника – куклу или игрушку. Это происходит посредством обыгрывания различных ситуаций, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, отчасти заменяя бездушные магазинные игрушки, ведь в игрушку, созданную своими руками ребенок вложил свою любовь, тепло и старание.
Слайд 8 При реализации задач образовательной области речевое развитие - использую игрушки для разучивания с детьми стихов, поговорок, песен. Выучив какое-либо произведение, дети с огромной радостью учат ему кукол, поют им песни, колыбельные.
Слайд 9 Совместное изготовление и использование в образовательной деятельности народных игрушек является как информационно-творческим педагогическим средством, так и коррекционным, поскольку в процессе изготовления игрушек задействуется мелкая мускулатура кистей рук, а как результат – развитие мелкой моторики рук. Это положительно сказывается на развитии звукопроизношения и графомоторных навыков детей. Помимо этого, создание народной игрушки является своего рода релаксацией и медитацией, дети снимают эмоциональное напряжение, расслабляются, представляя, какие игры организуют с этими игрушками, либо поют, как это делали их предки казаки в процессе работы.
Деятельность в рамках образовательной области художественно-эстетическое развитие, надеюсь, представлена мною в полном объеме в данной презентации процесса непосредственного изготовления кукол.
Таким образом, куклу мы с легкостью можем вписать в любую образовательную деятельность и выполнить задачи каждой образовательной области.
Слайд 10 В помощь педагогам мною проведены следующие мастер-классы.
Данный опыт можно использовать как педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, так и в дополнительном образовании, и начальном школьном.
Слайд 11 Готовясь к традиционным праздникам, мы с детьми изготавливали различных кукол, которые впоследствии использовались в образовательной деятельности и в самостоятельной игровой деятельности детей, а затем становятся подарками мамам, бабушкам, либо становятся интерактивными экспонатами музейной комнаты «Казачья горница» нашего детского сада. Слайд 12
И обучающиеся других групп, посещая музей, могут брать их, играть с ними и знакомиться с культурой и традициями нашего Донского края.
Слайд 13
В рамках участия в благотворительной акции «Дари добро» большого регионального этнокультурного проекта «Курагод казачьих традиций», мы с детьми изготовили кукол-пеленашек, в подарок воспитанникам второй младшей группы с целью приобщения малышей к казачьим традициям.
Слайд 14 Чтобы донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитываю их в национальных традициях, обращаясь к истокам народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.
Слайд 15 Наши воспитанники принимают активное участие с данными поделками в творческих конкурсах различных уровней.
Сейчас я с уверенностью могу сказать, что совместное изготовление народной игрушки и использование ее в образовательной деятельности – это действенный инструмент, он несет глубочайший культурный замысел и наследие, сделав жизнь воспитанников интереснее и насыщенней, обогащает наш музей экспонатами, побуждает детей и взрослых глубже вникать в историю и традиции нашего края.
Слайд 16 Попробуйте и вы, это действительно работает, делая образовательный процесс по реализации регионального компонента в ДОУ увлекательным, познавательным и интересным как для детей, так и для педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам изучения декоративно прикладного искусства»
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчик...
Авторская программа «Приобщение детей к культуре и традициям Донского края»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнкадетский сад № 4 «Золотой ключик»Ростовская область, город Константиновск Авторс...
«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»
Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...
Приобщение детей к культуре и традициям Донского края.
Регионоведение Перспективно-тематический план...
Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края"
Материал поможет родителям ознакомить ребенка с малыми фольклорными формами, расширить его кругозор, обогатить чувста и речь, воспитать интерес к народной культуре, историческому наследию Донско...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....