НОД по ознакомлению с окружающим, с элементами рисования на тему: «В мир народных мастеров России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

Цель: Знакомить с историей народного творчества, воспитывать интерес   к традициям русского народа, расписывать формы по мотивам хохломской и дымковской росписи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим, с элементами рисования на тему:

                   «В мир народных мастеров России»

Цель: Знакомить с историей народного творчества, воспитывать интерес   к традициям русского народа, расписывать формы по мотивам хохломской и дымковской росписи. 

 Задачи:

Образовательная:  Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (хохломой и дымкой – рисование характерных элементов росписи, цвета).          

Развивающая:  Развивать умения создавать декоративные композиции по образцу, собственному  замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма.

Воспитательная:   Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

Материалы и оборудование:

Столы с дымковскими игрушками, хохломской посудой, иллюстрации,  2 мольберта.

Для детей: готовые формы посуды, барышни, козлики из картона или бумаги, гуашь, кисти 2-х видов.

Организационный момент (дети в кругу)

Воспитатель: Давно так придумано,

                         Даже не нами –

                         Здороваться вежливо

                         Нужно с гостями! И друг с другом.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Поздоровались друг с другом, улыбнулись  и  настроения у нас появилось замечательное.

(проходят  садятся на стульчики). Беседа воспитателя  «В мире прикладного искусства»  

Воспитатель: 

  Хороша наша Россия! Много в ней полей, рек, озер, лугов. Даже горы в ней есть! Но издавна считалась наша Россия страной леса. Куда ни пойдешь – к лесу придешь. Лес человека и кормит, и поит, и греет, и обувает.

Воспитатель: Ребята  сами посудите: где грибы да ягоды растут  (ответы детей)   в лесу!

Воспитатель: А какая чистая, светлая вода в лесных родниках! Чтобы печки топить, надо в лес за дровами съездить. Чтобы лапти сплести, надо в лесу лыком запастись. (Лыко –это тонкие полоски древесины из молодых деревьев, они гнутся).   Вот как нам дерево необходимо!

Воспитатель: Что еще из дерева делают?  (ответы детей)

   ( корыта, и бочки, и коромысла, и ведра, и сундуки, и лавки, и столы)…

Воспитатель:  Всего и не перечислишь! Вот и посуду на Руси тоже часто делали из дерева. Есть такая река – Волга, а на берегу Волги живут в селе Хохлома мастера деревянной посуды, которые до сих пор славятся этим умением. Село зовется Хохлома, вот и посуду так назвали – хохломская или просто «хохлома». Хохломскую посуду, ни с какой другой не спутаешь!

Воспитатель: Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Что же это?

Дети: Хохлома

Воспитатель: Сами посмотрите, вот она!  Очутились мы с вами на выставке хохломы.

                              Выставка

(На мольберте посуда хохлома иллюстрации, на столе – хохломская посуда)

Её еще называют «золотая хохлома».

Воспитатель: Внимательно посмотрите и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов? ( ответы детей) посуда.

                         Чем похожи эти предметы? (ответы детей) - сделаны из дерева, расписаны узором, состоящим из элементов хохломской росписи - завитки, усики,  травка, ягодки, листочки  - золотистого, черного, красного цвета).

                       Ребята, какие главные цвета в хохломе? (ответы детей…)  красный, черный, золотой;  дополнительно - зелёный, желтый.

Воспитатель: -Да, ребята, эта волшебная сказочная роспись родилась  давным - давно. Нам сейчас об этом волшебстве расскажут Кристина и Виталя.
   

 Ребенок: Здравствуйте. Мы рады вас приветствовать в нашем селе!

  Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!» так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.

Воспитатель: - Да, интересно. А как же начинался этот удивительно красивый промысел?

 

 Ребенок:         Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла  перо,
 и стал мужичок тем пером посуду расписывать.

Воспитатель: - Да, хороша сказка. А вы знаете, ведь в своей росписи мастера отразили красоту родной природы. Проявили свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.

Воспитатель: Какие же элементы хохломского узора использовали художники?  (ответы детей)

 Ребенок:   (берет чашу и рассказывает об узорах, (травный орнамент, ведущий стебель – криуль, листочки, ягодки – клубнички).  

Да, доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами,  говорят так: «Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».

                             Физкультминутка  (идут по кругу взявшись за руки)

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём! (остановились)

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

(ребята проходят и садятся на стульчики) . Дети очутились на другой выставке (изделия и иллюстрации дымки)

Воспитатель: Мы с вами очутились на родине знаменитой дымковской игрушки. Кто же нам расскажет, как появилась на свет дымковская игрушка?

 Ребенок:

Здравствуйте! Вас приветствует Дымково! Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас.

 Ребенок:

        И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные - полюбились они детям.

Воспитатель:-   Дети посмотрите внимательно и скажите, какими элементами украшают мастера свои игрушки (ответы детей) - кольца, круги, точки, дуги, мазки, волнистые и прямые линии.

Воспитатель:  Ребята пока мы с вами рассматривали и любовались хохломской посудой и дымковскими  игрушками,  к нам поступил заказ –расписать хохломскую посуду и дымковские игрушки. Представьте себе, что вы мастера хохломской росписи и дымки.

Воспитатель:  Я приглашаю вас в мастерскую, где находятся еще не расписанные  изделия.

                                           Пальчиковая гимнастика

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские

Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…

Наши руки крендельком,

Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить»ногтями – «кренделек»

Щеки будто яблочки.

Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»

С нами издавна знаком

Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…

Весь народ на ярмарке.

Перекрест пальцев, пожатие

(за 1 столом хохломская посуда - ваза),  ее нужно разукрасить

                   (у детей образец вазы бумажной)

Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду хохломскими узорами, давайте вспомним     последовательность.

 С чего начнёте?  (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

 Что будете рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). 

 Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будете изображать на завитке сначала  (Сначала крупные элементы: ягоды, листья,

 Потом – мелкие элементы: (осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

 Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будете использовать? (черный,  золотой, красный)     дополнительно желтый и зелёный.

(за 2 столом дымка формы из картона барыни  - франтихи, козлики)

       (у детей образцы барыни – франтихи, козлики бумажные)

Выбираем «игрушки» Барыни и козлики. Главный узор для дымковской игрушки:- клетка, линии, точки и кольца.

 (Включается музыка спокойная, ребята приступают к работам)

Итог: Ребята посмотрите, какие замечательные работы получились у вас. --Они ничем не отличаются от работ мастеров. Вы настоящие мастера. Ваши работы немного подсохнут,  и мы отправим их на заказ нашим гостям.

Где мы сегодня с вами побывали? (ответы) В мире прикладного искусства. На выставке хохломы, дымке.

Кем вы сегодня были в мастерской? (мастерами)

(в мастерской за 1 столом, хохлома)

  • Если вы расписывали посуду хохломской росписью, то вы, какие мастера? (хохломские)
  • Какие элементы   хохломской росписи  вы запомнили? (травный орнамент – усики, кайма, завиток, листочки, ягодки – клубнички).
  • Какие цвета преобладают в хохломе? (черный, красный, орха –золотой, дополнительно желтый и зелёный)
  • Почему хохлому называют золотой? (ответы)

(в мастерской за 2 столом – дымка)

  • А вы ребята расписывали игрушки – барыни; козлики,
    какой росписью (дымкой)
  • Какими мастерами вы были  (дымковскими)

Маша, посмотри, как хороша, эта девица душа. Щечки алые горят, удивительный наряд. Какие элементы дымковской росписи  ты использовала при украшении барышни? (ответы). Клетка, линии, полоски, круги, точки –строго геометрический орнамент.

Денис, а у тебя козлик полосатый, очень привлекательный. Ну, игрушка, просто диво, загляденье, как красива! И не зря ведь говорится: «Дело мастера боится». Какими элементами  ты украсил своего козлика? (ответы)

  • Какие цвета в дымке используют?  (ответы).
  • Синий, красный, оранжевый, зеленый, черный, голубой.

Что больше всего понравилось тебе Кристина? (ответы)

А тебе  Вадим? (ответы)

Было ли трудно Ксюша, когда ты расписывала изделия? Почему было трудно? (ответы)

Кому было легко выполнять задание? Почему? (ответы)

Воспитатель: А сейчас хохломские и дымковские мастера  превращаются в порхающих бабочек. Бабочки полетят на свои цветочки.

Рефлексия: (бабочки, цветы)

 (на полу 3 цветка)

Красный цветок - было интересно, много всего узнал, всё понравилось, легко было быть мастером.

Голубой цветок- было интересно быть мастером, но не все запомнил, не понял как разукрасить изделие.

Ромашка цветок - трудно было быть мастером, не смог разукрасить изделия, многое осталось непонятным, было не  интересно, нужна помощь.

Воспитатель: Вы все сегодня молодцы. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию на тему "Космос"

Обобщить у детей понятия : "космос", "космическое пространство", "солнечная система"....

НОД по ознакомлению с окружающим с элементами сказки по теме "Как колобок друзей себе искал"

НОД по теме "Как колобок друзей себе искал" с элементами сказки...

Мастер-класс. Конспект открытого НОД. Ознакомлениие с окружающим с элементами рисования .Тема: " Солнышко, солнышко выгляни в окошечко..."(нетрадиционная форма рисования)

Дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке, используя нетрадиционную технику рисования способом &qu...

Ознакомление с окружающим с элементами рисования в средней группе.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...