Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимушка-зима».
план-конспект занятия (старшая группа)

Ельникова Марина Дмитриевна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

 

Цель:  Создание социальной ситуации развития в процессе позновательно-исследовательской  деятельности  «Зимушка – зима».

 

Задачи:

Расширить знания детей о свойствах снега;

Создать условия для побуждения детей к речевой активности;

Развивать мышление, умение производить простейшие умозаключения;

Воспитывать умение взаимодействовать в парах;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.

Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за снегом, игры со снегом, игры-экспериментирования, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Материал и оборудование: музыкальное сопровождение; письмо, снег; геометрические фигурки; картинки, разрезанные пополам; снег; вода; емкости для опытов; тарелочки; картинки с изображением разных снежинок; восковые мелки; цветные карандаши; акварельные краски; ватные палочки.

 

Ход занятия :

Дети находятся в самостоятельной деятельности.

В группе звучит музыка на зимнюю тематику, воспитатель незаметно от детей  около дверей кладёт письмо( дети не видят), имитирует стук в дверь, дети прислушиваются, смотрят на дверь, замечают письмо, самостоятельно открывают, если есть читающие дети ( читают сами), если нет просят воспитателя.

 

 «Ребята, вам пишет снеговичок. Скоро закончится  зима и ей на смену прийдёт весна, а я очень боюсь яркого весеннего солнца,  может вы мне сможете помочь не растаять, когда наступит оттепель?»

Ребята, как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответы детей)

Давайте с помощью опытов узнаем, какими свойствами обладает снег и тогда мы сможем узнать, возможно помочь снеговику  или нет?

Ребята, а я сейчас вам предлагаю поработать в парах, а чтобы найти себе пару, подойдите к столу  и возьмите себе перевернутую картинку, а  теперь нужно её соединить как пазл и найти свою половинку.  Каждый нашёл себе пару.

Ребята подойдите к своим столам ( дети ищут такую же картинку, только целую на столе)

Опыт №1. 

У вас  в ванночках лежат комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите снег в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный. 

Опыт №2. 

В: Снег — это замерзшая вода.  Проведем эксперимент. В одной ванночке мы сделаем снеговика и горку. А в другой ванночке покрасим снег в любой цвет, какой сами выберите.

Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

Оказывается, снег можно покрасить в любой желаемый цвет, он красится и меняет цвет.

Под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег — это замерзшая вода

Опыт № 3

Посмотрите: у вас на столе две баночки. В них налита вода (предлагается детям потрогать баночки на ощупь). Какая вода в первой баночке? (холодная), а во второй (теплая), а если опустить в обе баночки одинаковые комочки снега, что произойдет? (ответы детей).

А давайте проверим….

В: Что произошло? В какой воде снег растаял быстрее? Почему? (ответы детей)

В: Правильно ребята, тает снег быстрее в теплой воде, чем в холодной.

В: Ребята, а какого цвета снег? (ответы детей)

А как вы думаете, снег прозрачный или нет? (ответы детей)

Опыт №4

Также же у вас на столе лежат геометрические фигуры. Назовите их.  (треугольники, круги, квадраты). Какого они цвета? А если положить одну геометрическую фигуру на пустую тарелочку и наверх положить снег. Видно ли фигуру под снегом? (ответы детей) А если другую опустить в воду, то видно ли будет ее? Почему? (ответы детей).

В: Ребята, вы знаете, как появляется снег? (ответы детей).

После рассказ воспитателя

 (Подходят к доске, на который вывешены картинки).

В: Рассказ воспитателя. Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. (Рассматриваются картинки о появление снега)

В:  Вот так появляется снег. Какой бывает снег? Как можно красиво сказать о снеге? (белый, пушистый, искристый)

В:  Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить)

В:  А как вы думаете, снег может греть? (ответы детей)

В: Ребята мы знаем, что температура снега ниже нуля. Мы это проверяли на прогулке. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза? (ответы детей).

В:  Ребята, а когда выпадает много снега. Это хорошо или плохо? (Хорошо, плохо) А для кого хорошо? (для детей) А почему? (можно играть) А в какую игру. А кому может быть плохо? (дворнику, человеку, транспорту). А почему?

В:  Молодцы ребята! Как вы думаете, из чего состоит снег? (из снежинок)

В: Снег состоит из снежинок. Снежинка какая?

Снежинка: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т.д.

В:  Ребята, а что вы еще знаете о снежинках? (ответы детей)

В : По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок в природе не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление  называется снегопад. (Рассматривают картинки снежинок)

Ребята, давайте вспомним. Что мы узнали о снеге интересного и нового для вас ( ответы детей)

 

В: Дети, а мы ничего с вами не забыли?

Дети: помочь снеговику не растаять.

В:Мы можем это сделать или всё же нет?

 

Дети предлагают нарисовать снежинки, положить их в конверт и отправить снеговичку, ведь нарисованные снежинки не тают, а т.к. снег -  это много маленьких снежинок, значит бумажный снеговик тоже не растает.

Свободное рисование (восковые мелки, цветные карандаши, акварельные краски, ватные палочки).

Готовые снежинки складываем в конверт и отправляем снеговичку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме "Зимушка зима".

Совместная интегрированная деятельность....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по тема: «Зимушка-зима»

Конспект  интегрированной непосредственно образовательной деятельности     по  образовательным  областям «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художестве...

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Зимушка - зима»

Цель занятия:закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов, художников;проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;р...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности на тему "Зимушка-зима"

Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме Зимушка - зима

Уточнить и совершенствовать знания детей о зиме.Совершенствовать умения детей запоминать и рассказывать стихотворения с помощью мнемотаблицы.Обогащать словарный запас у детей, развивать связную ...

Конспект ООД по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности на тему: «Зимушка, зима»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕННИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАВЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №20 «Р...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...