Серия конспектов по реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
план-конспект занятия по рисованию
Серия конспектов с использованием нетрадиционного рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.docx | 85.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 171»
Серия конспектов мероприятий по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. С использованием нетрадиционным техник рисования.
Автор: Фролова Наталья Валерьевна
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Серия конспектов мероприятий по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. С использованием нетрадиционным техник рисования.
- Список литературы.
Пояснительная записка
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунокполучается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу
непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально- положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что
развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования
способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования
(смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности:
формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста художественно- творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала; развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей старшей группы различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- закреплять и обогащать знания детей старшей группы о разных видах художественного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Предполагаемые результаты:
- формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(рисование пальчиком)
в младшей группе
Тема: «Дождик»
Цель: формировать у детей навыки рисования дождя (пальчиковым способом).
задачи:
Образовательная:
- объяснить причины возникновения дождя;
- упражнять в рисовании дождя, передавать его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)
- сформировать у детей умение к пальчиковому рисованию;
- закрепить знания о цветах.
Развивающая:
- формировать у детей познавательный интерес к природе;
- побуждать детей экспериментировать;
- развивать творческие способности, мелкую моторику, сенсорику, наблюдательность.
Воспитывающая;
- воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.
- воспитывать аккуратность при работе с краской;
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Дидактическое обеспечение занятия:
- раздаточный материал: комплект для экспериментирования: губки синего цвета, блюдца, салфетки для рук;
- комплект для рисования по количеству детей: маленькая посуда с синей краской, ватман с нарисованной тучкой, влажные салфетки для рук.
Ход занятия:
Организационный момент.
Звучит музыка идущего дождя
(Открывается дверь, входит воспитатель с открытым зонтом в руках (зонт мокрый с него капает вода) закрывает его)
В.: Здравствуйте, ребята! Ой, как тут у вас хорошо нет дождя! А я сейчас попала под такой сильный дождь, если бы не зонтик он бы меня намочил. Посмотрите на мой зонт, какой он мокрый.
Основная часть.
В.: Ребята, а вы знаете, откуда берется дождик?
Дети: (С неба капает. Из тучки берется)
(спросить каждого ребенка)
В.: Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?
Дети: не знаем.
В.: Конечно вы еще этого не знаете, я вам расскажу. Приглашаю вас сесть на свои места (дети усаживаются полукругом возле мольберта, на нем картинка сильного и слабого дождя). Посмотрите, на картинке нарисован сильный дождь, тучи темные, большие капли, вот как он звучит (включить запись сильного дождя). А на этой картинке слабый дождь, капельки редкие, маленькие (показать рукой), тучки светлые. Вот послушайте, как он звучит (включить запись слабого дождя).
Ребятки я вам принесла мешочек, он не простой, а волшебный. Хотите узнать что внутри? Попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Опускаем руку в мешочек и попытаемся с вами отгадать, что там лежит.
(ответы детей)
(в мешочке губки синего цвета)
В.: Что это? (показать губку и раздать детям).
Дети: губка
В.: Правильно. А какого она цвета? (дети: синего) А как вы думаете, на что похожа губка?
Дети: кубик, на тучку.
(Если дети не говорят, что похожа на тучку, сказать самой) (-А на тучку похожа?, конечно)
В.: Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Возьму её в руку сожму, и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет?
В.: Почему не идет водичка?
Дети: (нет в ней водички, губка сухая).
Сожмите тучку рукой, течет из «тучки» водичка или нет (спросить каждого)
В.: Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень- очень мало капелек собралось и поэтому дождик не идет. Предлагаю вам провести эксперимент напоить тучки водой, и посмотрим появится ли в нашей тучке дождик. (Дети подходят к столу, на котором расставлены блюдца с водой и лежат губки)
Сейчас мы с вами опустим наши губки-тучки в блюдце и напоим их водой. Кладем губки в блюдца, нажмем на неё пальчиком и пропитаем водой. А потом ее сожмем. Что происходит с нашей тучкой?
Дети: (начнет капать вода)
В.: Получается дождик. Если мы сильно сожмем губку-тучку, пойдет сильный дождь, а если слабо - будет слабый дождь (спросить каждого ребенка «скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый?»)
В.: Правильно, ребята. Посмотрите, как много воды собралось в губке! Капельки становятся тяжелыми для тучки и выпадают дождем.
В.: Ребята, я для вас приготовила рисунок, что на нем нарисовано? (показывает ватман с тучкой)
Дети: (тучка и т. д.)
В.: Как вы считаете чего не хватает на этом рисунке? (спросить двух-трех детей : дождика, капелек).
В.: Нет капелек дождя. А хотите нарисовать дождь? Я хочу предложить девочкам нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь.
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).
В.: Ребята, что вы видите на моих листочках? (на мольберте два листка с тучками)
Дети: (голубое небо, голубая тучка).
В.: Правильно, тучки. А мы с Вами говорили, что идет из тучки (Дождик). А какой бывает дождик? (сильный, большой и маленький, слабый). Какие капельки у маленького дождика?
Практическая часть.
В.: Вот посмотрите, как я буду рисовать маленькие капельки, ребята дождь идет с неба с тучки, значит, и капельки мы будем рисовать сверху вниз. А какие капельки у большого дождя? (большие) Теперь я нарисую капельки большие. Для того что бы нарисовать сильный дождик нужно пальчик приложить к альбомному листу и чуть провести вниз. Нужно кончик указательного пальчика окунуть в краску и пальчик приложить к бумаге. Приступаем к работе.
В.: Не забываем ребятки вытереть пальчики от краски салфеткой.
Заключительная часть.
В.: Посмотрите, ребята, какая у нас получилась замечательная картина. Послушайте, как зазвучали ваши капельки, и получился дождик (включить запись веселого дождя).
Итог.
В.: Ребятки, что нового вы узнали? (ответы детей)
Чем мы с вами занимались?
В.: Спасибо вам ребята, мне было очень приятно побывать у вас в гостях, и провести с вами занятие. До новых встреч.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(«тычка»)
в младшей группе
Тема: «Снегири на ветках»
Цель: формировать умение детей рисовать снегирей, используя метод тычка.
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах.
2. Развивающие:
Развивать творческий потенциал у детей, мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие, любовь к природе.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Материалы: альбомные листы, простые карандаши, гуашь (красного, чёрного цвета), клеёнки, салфетки, иллюстрация снегирей, образец для показа.
Ход НОД:
Организационный момент.
Стихотворение- загадка «Снегири»
Чёрно- красный, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут!
Кто же это? (снегирь). Показать картинку.
Чтение детям рассказа:
«Ещё наряднее становиться природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы- снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом. Снегирь- пухленькая красногрудая птичка с голубовато- зелёной спинкой и чёрной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10птичек), изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
-Ребята, а как вы думаете, чем питается снегирь? (ответы детей)
Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва семена падают на землю. А весной они прорастут и из них вырастут новые растения.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или на деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы. Снегири украшают нашу зимнюю природу своими ярким оперением и мелодичным посвистывание».
Беседа с детьми:
-Ребята, а кто скажет, как отличить снегиря от других птиц?
-А чем же питаются снегири?
-А какую пользу приносят снегири?
Физкультурная минутка:
Игра «Птички»:
Ой, летали птички, птички невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Клю клю ,клю, клю,
Клю клю ,клю, клю,
Как я зёрнышки люблю.
Пёрышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг- скок, прыг- скок,
Прыгаем по веткам,
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
Кыш- полетели, на голову сели,
Сели, посидели и совсем улетели.
А давайте мы с вами нарисуем снегирей, сидящих на ветке. Сначала простым карандашом нарисуем снегирей (голова-круг, от головы прямая линия- это часть спинки и хвоста, большая полукруглая грудка, хвост, крылья).
Затем лёгкими тычками закрашиваем красным цветом грудки всех снегирей, а чёрным цветом- голову, спинку, хвост.
Перед тем, как рисовать мы должны сделать
пальчиковую гимнастику.
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку,
Птичка зёрнышки клюёт,
Деткам песенки поёт:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день.
Самостоятельная работа детей.
(простым карандашом дети рисуют снегирей (голова-круг, от головы прямая линия- это часть спинки и хвоста, большая полукруглая грудка, хвост, крылья).
Затем лёгкими тычками закрашиваем красным цветом грудки всех снегирей, а чёрным цветом- голову, спинку, хвост.
далее лёгкими тычками рисуют голубым и зелёным цветом перья на спинке снегирей;
Тонкой кистью- глаза, клюв; ветки, ствол дерева. Можно предложить нарисовать снег на ветках, снегопад.
В конце дети соединяют свои веточки со снегирями в одно большое дерево.)
Итог занятия
Воспитатель читает стихотворение А.Прокофьева «Снегири»:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А мороз Красный Нос
Им рябинку принёс,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко- алые грозди.
А ещё есть такая примета:
«Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть».
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(печатание поролоном, ватными палочками, жесткой кистью)
в средней группе
на тему: "Плюшевый мишка"
Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, освоить новый способ рисования поролоном.
Задачи:
1. Образовательные:
Учить детей рисовать новым способом – поролоном.
Упражнять детей рисовать контур медвежонка ватной палочкой в центре листа, крупно, с натуры.
2. Развивающие:
Развивать творческое воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать проявления чувств: радости, удовлетворения, восхищения.
Предварительная работа: рассматривание меховых игрушек, составление описательных рассказов; разучивание загадок, стихотворений, подвижных игр, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, рассматривание иллюстраций и картины художника И.Шишкина "Утро в сосновом бору".
Материал: листы тонированной бумаги, краски, кисточки, баночки с водой, влажные и сухие салфетки, ватные палочки, меховая игрушка медвежонка.
Способы: рисование контуров ватными палочками, заполнение – рисование поролоном, тонкой кистью.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, расскажите какая у вас любимая игрушка? (ответы детей). Когда я была маленькой, у меня тоже была любимая игрушка.
Отгадав загадку, вы узнаете какая.
Зверь забавный сшит из плюша
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (ответы детей – медведь)
Стук в дверь, появляется игрушка – медвежонок, здоровается с детьми Предлагаю поиграть в игру "Мишка с куклой бойко топают" Мишка с куклой бойко топают
Бойко топают посмотри!
(дети стоят в кругу, руки на поясе, делают притопы правой ногой) И в ладоши звонко хлопают.
Звонко хлопают: раз, два, три! (хлопки в ладоши)
Мишке весело, Мишке весело. Вертит Мишка головой.
(руки на поясе, повороты головы вправо – влево) Кукле весело, тоже весело
Ой как весело, ой, ой, ой. (хлопки в ладоши)
Игрушечный медведь: хвалит детей за веселый танец и просит нарисовать его портрет.
Воспитатель: Для того чтобы нарисовать твой портрет, нам надо внимательно рассмотреть тебя.
-Из каких частей состоит наш гость? (ответы детей – головы, туловища, и 4- лап).
-Какую форму имеет голова? Туловище? Лапы? Уши?
-Какой он на ощупь? (ответы детей – он мягкий, сшит из меха).
-У меня есть уже нарисованный контур медвежонка. Как вы думаете, с помощью чего был нарисован контур?
-С чего нужно начинать рисовать медвежонка? (ответы детей – ватными палочками, рисуем с головы, туловище и т.д.).
-Шерстку медвежонка будем рисовать кусочком поролона.
Показ воспитателя и объяснение. Берем кусочек поролона обмакиваем его в коричневую краску и окрашенной стороной прижимаем слегка к нарисованной линии головы. Следующий отпечаток накладываем рядом. Вначале нужно отпечатать по контуру, а потом внутри. Для того чтобы начать рисовать, нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Медвежонок в гости шел К рыжей белки он зашел, И на озеро к бобру.
И к ежу зашел в нору, Даже к мышке,
Заходил наш Мишка!
(Кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного и мизинца. Движения выполняются одновременно пальцами правой и левой рук).
Самостоятельная деятельность детей
Дети занимают места за столом и приступают к рисованию портрета. По ходу деятельности, советую не набирать слишком много краски, слегка касаться поролоном поверхности листа, протирать руки салфеткой, соблюдать чистоту на рабочем месте.
В конце занятия подвожу итог, "устами" игрушки – медвежонка. Портреты получились чудесные. Медвежонок благодарит детей.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(рисование ватными палочками)
в средней группе
тема: «Красочные бабочки»
Цель: Знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования ватными палочками - пуантилизм.
Задачи:
Образовательные: Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению.
Развивающие: Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Развивать у детей творческие способности- чувство цвета, умение придумывать узор.
Воспитательные: воспитывать в детях желание доводить начатое дело до конца, доставить детям радость от рисования нетрадиционным способом.
Материал: Контуры бабочек на альбомных листах, гуашь, вода, салфетки, ватные палочки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, беседа о их появлении.
Ход занятия
Организационный момент:
Беседа об удивительном появлении бабочек, рассмотрение разных видов бабочек, загадка.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии необычная гостья. А кто это, попробуйте отгадать: Расту червяком, питаюсь листком, Потом засыпаю, себя обмотаю, Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю, Свой дом покидаю, как птичка порхаю.
(Бабочка).
Воспитатель: Ребята расскажите мне пожалуйста в какое время года к нам прилетают бабочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята весной!
Физминутка.
Утром бабочка проснулась, подтянулась, улыбнулась.
Раз- рукой она умылась.
Два –изящно покружилась.
Три нагнулась и присела.
На четыре-улетела.
Воспитатель: Но пака они не прилетели мы можем с вами нарисовать своих самых красивых бабочек! (Дети проходят за столы где их уже ждут краски, ватные палочки, вода каждому на стол, салфетки, контуры бабочек на альбомных листах.)
Воспитатель: Ребята мы свами будем украшать бабочку необычным способом, а с помощью ватных палочек! Этот метод называется метод тычка.
Как нужно рисовать показываю на шаблоне.
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика
- А теперь попробуйте сами украсить свою бабочку. Вы уже выбрали краску? Можете приступать.
Самостоятельная деятельность детей.
Итог:
В.: Посмотрите, ребята, какие у нас получилась замечательные бабочки, (Красивые, разноцветные, весёлые).
- Каким способом мы украшали бабочек? Ответы детей.
-Давайте поселим наших бабочек на цветочную поляну.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(« Кляксография»)
в старшей группе
тема: "Весеннее дерево"
Цель: Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках
Художественное творчество
- Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография».
- Познакомить с методом рисования при помощи трубочки и методом дорисовывания при помощи салфеток.
- Формировать умение передавать цветовую гамму.
- Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
- Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изо- деятельности, подводить их к осознанию выразительного образа.
Познание:
- Развивать познавательную и исследовательскую деятельность.
- Развивать воображение, внимание, память и мышление.
- Развивать дыхательную систему.
Коммуникация:
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Активизация словаря: трубочка для коктейля.
Обогащение словаря: кляксография.
Предварительная работа:
- Экскурсия по весеннему парку.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла».
- Игры с водой и трубочкой для коктейля «Морской бой»
- Выдувание воздуха через трубочку.
- Изготовление фона в технике «По мокрому».
.
Оборудование:
- Затонированные листы
- Разведенная гуашь
- Акварель, кисть для рисования (белка)
- Трубочки для коктейля.
- Вода в баночках
- Речной песок на тарелочках.
- Бумажные салфетки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Дети вы верите в волшебство?
(Ответы детей)
-Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете?
( ответы детей)
Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники
А с тем, кто верит в них!
-Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.
- Экспериментирование:
Мы палочкой волшебной
Тихонечко взмахнем
И чудеса в тарелочке
Мы из песка найдем.
- Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается). Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко, (дети рисуют). А теперь попробуйте это в тарелочке с водой (дети делают). Не получается. А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге, да не просто рисовать, а выдувать рисунок, но вначале мы с вами побеседуем.
- Беседа:
-Давайте все вместе вспомним и перечислим времена года.
-А какое сейчас время года?
-Что нравится или не нравится весной?
-Что можно сказать про деревья?
(ответы детей)
Чтение стихотворения Т.Дмитриева
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки
Посмотри на ветки клена-
Сколько носиков зеленых.
-Ребята, я вас приглашаю на прогулку по весенней тропинке. Пойдем?
Посмотрите, здесь чьи- то следы. Как вы думаете чьи? ( на полу лежат нарисованные следы зайца). Наверно зайчата играли на этой полянке и оставили много следов.
Физминутка
-А давайте и мы с вами поиграем как зайчата.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
Прыг – скок, прыг – скок-
Встал зайчонок на пенек
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
-Славно мы прогулялись, наигрались, а теперь можно и делом заняться.
Посмотрите, что у нас лежит на столе.
(альбомные листы с подготовленным фоном, акварель, кисточки, разведенная гуашь, ложечки, баночки с водой, бумажные салфетки) Объяснение и показ воспитателя.
Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки- трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать раздувая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем) или кистью методом примакивания рисуем листочки, но прежде рисунок должен просохнуть.
Прежде чем мы начнем работать, давайте разогреем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем
Самостоятельная деятельность детей.
(звучит запись музыки «Звуки весеннего леса)
- Что нужно сделать, чтобы рисунок был красивым?
- Нужно сильно постараться и выполнить рисунок с любовью. Самостоятельная деятельность.
Итог занятия:
Вот и готовы наши рисунки, яркие, нарядные!
(Дети оформляют выставку из получившихся работ. Просмотр детских рисунков) проводится с заданием выбора выразительных образов: самое необычное, яркое, нарядное, веселое дерево. Отмечается реалистичность изображения. У каждого ребенка выясняется, какие материалы и техники он применял.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(восковые мелки + акварель)
в старшей группе
Тема: «Подводный мир»
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования восковые мелки + акварель.
Задачи:
Образовательная:
-систематизировать и расширять знания детей об обитателях подводного мира;
Развивающая:
-развивать речевую активность, обогащать словарь (морская звезда, осьминог, медуза);
-совершенствовать умения детей рисовать в нетрадиционной технике (восковые мелки + акварель), создавать композицию заданной тематики;
Воспитательная:
-осуществлять эстетическое воспитание; воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-музыкальная, продуктивная, игровая.
Материалы и оборудование: фото с изображением обитателей подводного мира, картинка «Недовольные рыбки», аудиозапись «Шум моря», листы А4, восковые мелки, акварель, кисти, стаканчики с водой.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Посмотрите внимательно на фотографию. Что на ней изображено? (Ответы детей). Предлагаю превратиться в рыбок и очутиться на дне морском. (Воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»).
-Вам понравилось быть рыбками? Какие вам представились рыбки, веселые или грустные? (Высказывания детей)
-Сейчас посмотрите внимательно на картинку. Какое настроение у рыбок? Что могло их расстроить? (Высказывания детей)
Давайте вместе вспомним правила поведения у водоема. (Дети рассказывают, как нужно вести себя вблизи водоема)
-Кроме рыбок, в море мы можем встретить морскую звезду, медузу, осьминога.
(Воспитатель показывает фото с их изображением)
-Посмотрите, ребята, какие они красивые! Таких интересных жителей мы на суше не встретим. Это обитатели морских глубин.
Загадка-для ума зарядка.
-Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны отгадки найти на нашей морской картинке.
1.В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда. (Море)
2.У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
3.В море вырос лес,
Он зеленый весь. (Водоросли)
Физминутка «Рыбки плавали в реке»
-Ребята, мир морских глубин богат, красив и разнообразен. Сегодня я предлагаю изобразить с помощью восковых мелков и акварельных красок свой подводный мир.
Вам сначала нужно будет нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…, а потом при помощи поролона раскрасить весь лист бумаги голубой краской. (показ и объяснение педагога)
Прежде чем мы начнем работать, давайте разогреем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
Две сестрицы-две руки (Дети показываю руки)
Рубят, строят, роют, (Имитируют действия)
Дружно полют сорняки (Наклоняются вниз)
И друг дружку моют (Ладонью моют кулак)
Месят тесто две руки- (Имитируют действия)
Левая и правая, (Показывают одну, потом другую руку)
Воду моря и реки (Делают волнообразные движения кистями рук)
Загребают, плавая (Иметируют действия)
Самостоятельная деятельность детей.
Этапы работы:
1.Нарисовать восковыми мелками рыбок, камушки, водоросли…
2.Раскрасить весь лист бумаги голубой краской.
3.Анализ работ.
Итог занятия.
-Ребята, давайте покажем друг другу, какие замечательные рисунки у нас получились. У каждого из вас свой неповторимый подводный мир. Все ребята старались, проявили фантазию и показали свои знания о морских обитателях. Все сегодня молодцы!
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(«оттиск, отпечаток листьями»)
в старшей группе
Тема: «Осенние деревья».
Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Образовательная:
-Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники
(оттиск, отпечаток листом с дерева);
Развивающая:
- развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук.
развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами;
Воспитательная:
-Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Материалы, оборудование: магнитофон, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь кисти, стакан с водой, салфетки.
Ход занятия:
Звучит запись
Звуки природы - Шелест листвы
-Ребята, вы слышите??!!! Что это за странный шум? (ответы детей)
-Стихотворение О.Дриз «Что случилось»?
Ах, что было, что случилось!
Дверь тихонько отворилась
Мы судили, мы рядили
Да и думать бросили:
Кто же нам через порог
Кинул жёлтенький листок-
Письмецо от осени?
Смотрите ребята, в нашу группу тоже пришла посылка от Осени.
А в посылке - красивые листочки.
Какого они цвета? (красные, желтые, оранжевые, золотые, разноцветные)
А почему они стали такими яркими? (осень наступила)
А с каких деревьев листья? (березы, , рябины, клена….)
А где растут деревья? (сад, лес, парк, сквер)
Я буду произносить название дерева с которого упал лист и кидать мяч, а вы отвечайте как называется этот лист, например (Лист с дуба - …дубовый! И т.д…)
Подвижная игра «Раз, два, три беги»: детям раздать листья березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, ивовые….Такие же листья прикрепить к стульчикам и поставить в разных местах группы. По команде «Раз, два, три дубовый листочек к дубовому беги», бегут дети с дубовыми листочками и т.д. Как только все дети пробежали, дать команду «Раз, два, три – все листочки ко мне, беги»
Воспитатель показывает детям изображения деревьев. Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и толщине веток, форме кроны, окраске и другим признакам)
Физминутка.
-Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
-Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
-Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)
-Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)
-Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
-Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ребята, смотрите в посылке еще и письмо лежит, Осень не просто так прислала нам листья в посылке. Она предлагает нарисовать листочками, осенний пейзаж.
Видеоролик (Осень объясняет и показывает, как правильно выполнить работу)
Ребята, посмотрите и внимательно послушайте «Как правильно рисовать листиками: возьми гуашевую краску и со стороны прожилок закрась лист, аккуратно переверни листок, держа за черенок, и крепко прижми к панно, получится отпечаток»
-Ну, что приступим?! Но для начала разомнем пальчики…
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают большой палец)
Листья рябины (загибают указательный палец)
Листики тополя (загибают средний палец)
Листья осины (загибают безымянный палец)
Листики дуба (загибают мизинец)
Мы соберем
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)
Ребята, давайте разобьемся на группы, посмотрите на свой листик, вспомните с какого оно дерева, как выглядит ствол этого дерева и подойдите к панно, где по вашему мнению должен висеть ваш листик (затрудняющимся, задать наводящие вопросы)
Дети выполняют отпечатки осенних листьев. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
Итог.
Что рисовали?
Как рисовали?
Какими листьями?
Каким цветом рисовали листья?
Оформление выставки.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(«Пластилинография»)
в подготовительной группе
Тема: «Снегирь»
Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «Пластилинография»
Задачи:
Познавательное развитие: расширить представление детей о зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Развивать познавательные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук.
Художественно-эстетическое развитие: закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать художественный вкус.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе, птицам. Продолжать учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности. Воспитывать интерес к пластилинографии, умение доводить дело до конца, добиваясь поставленной цели.
Речевое развитие: продолжать пополнять словарный запас детей.
Активизация словаря: зимующие, снегирь, туловище, клюв, крылья.
Физическое развитие: развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продолжать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.
Предварительная работа: рассматривание репродукции В. Ульянова «Снегири», наблюдение за снегирями на прогулке, беседа о зимующими птицах, чтение стихотворения Н. Асеева «Тихо-тихо сидят на снегу снегири…».
Материал для работы: картинки и фотографии зимующих птиц в презентации «Снегирь», картина с изображением дерева.
Раздаточный материал: бумажные снежинки, заготовки птицы из картона, пластилин, досточки для лепки, влажная салфетка для рук.
Ход:
Организационная часть: дети стоят в кругу.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
Игра «Зимние дела».
Описание игры: воспитатель подбрасывает бумажные снежинки, они летят и опускаются на пол. Воспитатель задает каждому ребенку вопрос по теме «Зима», ребенок отвечает и берет себе снежинку.
- Ребята, мы с вами поиграем в игру «Зимние дела», вы отвечаете на мой вопрос и берете
себе снежинку.
Вопросы:
- Зима какая? (морозная, холодная, вьюжная, метельная,
-Снег какой? (холодный, пушистый, белый)
-Снежинка какая? (красивая, белая).
-Сугробы какие? (большие, глубокие)
- Горка какая? (скользкая, ледяная, высокая)
-Деревья какие? (белые, пушистые...)
-Елочка какая? (зеленая, нарядная)
Дети садятся на стулья перед экраном
Воспитатель: Ребята, а каких птиц мы можем встретить зимой на улице? (Снегиря, синицу, воробья, голубя, ворону, сороку) Правильно, молодцы!
Загадки
1.Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей).
2.Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
3.Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
5. Это птица - символ мира
Чердаки ее квартира
Там, где площади, фонтаны
Ищет крошки постоянно.(голубь)
6. Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
Как всех этих птиц можно назвать, одним словом? Совершенно верно, это зимующие птицы. А, как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Ребята, как вы думаете, какая из этих птиц прилетает к нам только зимой?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
Каждый год я к вам лечу-
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой.
Снегири –появляются в наших краях с первым снегом, и получили свое название за это и живут у нас всю зиму. Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха? Зимой снегирей можно встретить в парках, особенно любят снегиря красоваться на рябине. Давайте посмотрим небольшой фильм о снегире и послушаем свист снегиря? Свист снегиря похож на звук флейты: нежный, грустный. Послушайте.
Вам понравился снегирь? Какой он? (красивый, неторопливый)
Посмотрите на внешний вид снегиря.
-Назовите части тела:
Ответы детей: (туловище, голова, клюв крылья)
-Какое по форме туловище снегиря?
Ответы детей (туловище у снегиря овальной формы).
-Какого цвета грудь?
Ответы детей (грудь у снегиря красная)
-Какая по форме голова птицы?
Ответы детей (голова у снегиря круглая, черная)
-А что есть на голове?
Ответы детей (на голове есть глаза, клюв короткий и толстый)
-Крылья, какого цвета?
Ответы детей (крылья черного цвета)
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Воспитатель обращает внимание детей на картину на доске.
Практическая часть.
- Ребята, посмотрите, на картину. Что здесь нарисовано?
Ответы детей (на ветке рябины сидит снегирь)
- Как вы думаете, какое настроение у снегиря?
Ответы детей (грустное, потому, что он один, и ему скучно)
-Как же мы можем помощь снегирю?
Ответы детей (нарисовать ему друзей)
- Да, дети, скучно ему одному без друзей, мы с вами нарисуем с помощью пластилина снегирей, и посадим на наше дерево, и в нашей группе будет жить целая стая этих удивительных птиц.
Объяснение этапов выполнения работы: Вспоминаем порядок наших действий. (Отщипываем маленький кусочек пластилина, скатываем пальцами колбаску, прижимаем к контуру, размазываем аккуратно тонким слоем по поверхности). Показ педагога.
В. У вас на столах заготовки снегирей из картона, которые мы будем раскрашивать. Голову, крылышко и хвостик каким цветом будем раскрашивать?
Д. Черным.
В. Верно, берем черный пластилин, отщипываем маленький кусочек и растираем пальчиками по заготовке, не выходя за края контура. Грудку каким цветом будем раскрашивать?
Д. Красным.
В. Правильно, берем пластилин красного цвета и так же растираем пальчиками по заготовке. А глаза какого цвета?
Д. Белого.
В. Берем белый пластилин, скатываем шарик и примазываем.
Пальчиковая гимнастика: А сейчас мы поиграем с пальчиками, потренируем их, чтобы они хорошо работали. «Считалка»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две сороки, воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть синиц и снегирей,
Ворон в серых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Дети садятся за столы:
Воспитатель: Ребята, давайте проверим всё ли готово к занятию. Нам понадобятся, заготовки птицы из картона, пластилин, клеенка, салфетка.
Самостоятельное выполнение работы - дети рисуют по готовым заготовкам. По окончании дети подходят к доске и наклеивают своих снегирей на ватман с изображением дерева.
Вот на ветке, посмотри
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
Итог: - Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).
- Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы снегири» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(«свеча + акварель, «набрызг»)
в подготовительной группе
Тема: «Волшебные снежинки».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие
Цель.
Научить детей использовать в своей работе нетрадиционную технику рисования – свечу и набрызг.
Задачи.
Образовательные:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: свеча и акварель, «набрызг».
Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата деятельности.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, наблюдения за снежинками, падающим снегом, чтение художественной литературы, рисование снежинок. Подготовить заготовки оконных рам из бумаги.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Белые листы формат А 4, свечи, акварель, гуашь белая, кисти № 6, жесткие кисти, палочки, клей, стаканы с водой, салфетки, клеенки, вырезанные из бумаги оконные рамы.
Ход
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, вам нравится смотреть в окно? Что мы видим зимой за окном? (ответы детей)?
Воспитатель: Вы правильно сказали, если зимой посмотреть в окно, то можно увидеть падающие, порхающие снежинки.
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна.
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звезды искрами
Рассыпались кругом.
Несутся, серебристые,
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся,
То снова убегут,
За стеклами проносятся,
На улицу зовут.
Воспитатель: Что делают снежинки? (падают, кружатся, вьются, летят, ложатся, искрятся, и т.д.)
Расскажите про снежинки. Какие они? (красивые, холодные, резные, пушистые, белые, серебристые и т.д.).
Посмотрите на экран монитора. Как красиво кружатся снежинки! Какие они разные. А хотите превратиться в снежинки?
Игра «Мы снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь. (Повороты вправо-влево, руки на поясе)
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь. («Пружинка»)
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок. (Встать в круг, взяться за руки)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели. (Руки вверх «фонарики»)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли (Присесть, развести руки в стороны – соединить)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Кружились как настоящие снежинки! Посмотрите в окошко! Там тоже порхают снежинки. Как красиво они исполняют свой танец! Пройдёт немного времени, наступит весна – красна, и мы не увидим больше этой красоты. Как же нам сохранить в памяти эти прекрасные мгновения?
Ответы детей (можно сфотографировать, нарисовать, вырезать снежинки и наклеить…)
Воспитатель: Хотите, я покажу вам как рисовать снежинки свечой?
Посмотрите, я рисую свечой картинку, но на листе ничего не видно! Как вы думаете, что надо сделать, чтобы картинки стали видны? (предположения детей).
Воспитатель: Правильно, нужно закрасить листы бумаги акварелью, и картинки появятся. Снег мы нарисуем в технике набрызг.
Для этого используем жесткую кисть и палочку. Обмакнём жёсткую кисть в краску белого цвета. Резко проведём по щетине палочкой движением «на себя». Краска будет брызгать на бумагу. Получится красивый, падающий снежок.
Закрашиваю лист бумаги, на нём появляется изображение снежинки.
Снежинки – картинки
Взгляни поскорей!
У каждой по шесть
Серебристых лучей,
И каждый зазубренный лучик –
Зимы заколдованный ключик.
По смотрите на экран, какие разные бывают снежинки! (Презентация «Резные снежинки»)
Пальчиковая игра «Снежинки»
Ла – ла - ла, туча по небу плыла.
(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землей полетел снежинок рой.
(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
(Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперед).
Рой снежинок вверх взлетел.
(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки (снежинки кружатся).
(Е.А. Савельева)
Воспитатель: предлагает детям пройти за столы.
Воспитатель: Теперь рассмотрите снежинку, нарисованную на листе.
Эта снежинка расположена по всему листу. Нарисуйте в воздухе снежинки.
А теперь я предлагаю вам нарисовать красивые снежинки свечой.
Дети рисуют снежинки свечой.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы снежинки стали видны? (ответы детей). Правильно, нужно закрасить листы бумаги акварелью, и снежинки появятся.
Летят и кружатся снежинки
И в небе радостно танцуют.
В окошечке горят искринки,
Волшебник добрый их рисует.
Воспитатель: Теперь нарисуем снег в технике набрызг.
Напоминаю, что для этого используем жесткую кисть и палочку. Обмакните в краску белого цвета жёсткую кисть. Резко проведите по щетине палочкой движением «на себя». Краска будет брызгать на бумагу. Получится красивый, падающий снежок.
Воспитатель: Теперь нужно приклеить к рисунку оконную раму. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь нуждающимся детям, следит за техникой безопасности при работе с клеем.
Наша работа «Волшебные снежинки» готова!
Итог занятия.
Анализ детских работ.
За окошком темным
Чудо из чудес —
Белые снежинки
Падают с небес
Посмотри, какое чудо
На моей ладошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!
С белой вьюгой прилетела
Лёгкая пушинка.
И на варежку мне села
Звёздочка снежинка.
Снежинка чаровница
Танцует, веселится,
Как бабочка порхает,
Всё кружится, летает.
Возьму её в ладошку,
Приклею на окошко.
Нарядная картинка –
В окошке – чудо-льдинка!
С неба звёздочки летят.
Это снежный звездопад!
Все хрустящие, как льдинки,
В небе кружатся снежинки
Я узорные снежинки
Нарисую на картинке,
Чтобы летом и весной
Были звёздочки со мной.
Какие замечательные снежинки у нас получились! Все красивые, резные, пушистые! А кто мне скажет, почему мы назвали их волшебными? (Когда мы рисовали свечой, их не было видно. И только когда мы закрасили листы бумаги акварелью, снежинки появились!)
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования
(«граттаж»)
в подготовительной группе.
Тема: «Волшебная птица».
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «граттаж».
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники. Развивающие: Вызвать интерес к созданию образа сказочной птицы различными нетрадиционными техниками.
Развивать у детей творчество, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу.
Закреплять у детей умение работать коллективно.
Материал:
Картонные заготовки перьев птиц. (подготовленные в технике “граттаж”),
палочки для процарапывания,
перо павлина,
письмо,
салфетки,
волшебная палочка
сундучок.
Методические приёмы:
Сюрпризный момент, рассказывание, вопросы, показ действий, использование тех. средств, подвижные игры, дидактическая игра, проблемная ситуация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
II. Постановка задачи
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии много гостей. Давайте поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Сделаем много хороших и добрых дел. Познакомимся с новой техникой рисования. (Закрываем глаза)
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит чудо в каждый дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с чудом и весельем
К нам приходит волшебство
(Появляется сундучок, волшебная палочка) Я превратилась в фею, а вы будете моими помощниками. В сундучке лежит письмо.
“Здравствуйте, дорогие мои ребята!
Пишет Вам Иван царевич. Со мной случилась беда. Злая колдунья испортила все мои картины, а без них я никак не могу вспомнить сказки.
Помогите мне, пожалуйста, ведь мы с вами друзья”.
Воспитатель: Ребята, поможем Иван царевичу?
III. Игры - пазлы: «Собери картинки»
Воспитатель: Ребята, к каким сказкам эти иллюстрации? («Репка», «Теремок» «Конек-горбунок» с изображением жар- птицы)
Воспитатель достает перо павлина.
Что у меня в руках? (перо)
– Чьё это перо? (павлина, жар-птицы)
- Опишите его? (ответы детей)
-У меня есть перья, но они заколдованные. Помогите мне их расколдовать! Эти перья разделены пополам. Игра «Найди себе пару»
(Дети находят пару из перьев, разрезанных пополам.)
Они разные по цвету и рисунку. Вы должны найти одинаковые. (музыкальное сопровождение)
Презентация
1 слайд Загадка (Жар- птица) Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад
Перья светятся огнем
И светло в ночи, как днем.
2слайд В каких сказках встречается Жар- птица?
3слайд На какую птицу похожа Жар- птица?
4-6 слайд Птица в народном творчестве.
7слайд Образ Жар- птицы.
Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.
4.Физкультминутка «Сказочная птица»
На закате солнца, в стареньком дворе
Сказочная птица показалась мне
(Показать движение ладоней как летит птица)
Золотом сверкнуло у нее крыло,
На ладонь упало легкое перо.
(Протянуть вперед раскрытые ладони)
Сказочная птица показалась мне
То ль на самом деле,
То ль в волшебном сне…
(Соединить ладони, приложить их к щеке).
Воспитатель: Иван царевич очень просит помощи. Нужно спасти Жар- птицу. Ребята, а как мы поможем Жар - птице? (нарисуем) Злая колдунья отобрала у нее ее красивый хвост. Взмахом волшебной палочки вы превращаетесь в настоящих художников.
Нам нужно нарисовать рисунок на перышках и вернуть их нашей Жар- птицы. Рисовать мы будем в технике граттаж.
Граттаж (от франц. Gratter — скрести, царапать) — это способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. (или царапки)
Пальчиковая гимнастика «Сказка»
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Это сказка- «Теремок»
Это сказка-«Колобок»
Это сказка-«Репка»
Про внучку и про дедку,
«Волк и семеро козлят»
Этим сказкам каждый рад!
Самостоятельная работа детей. (тихая спокойная музыка)
Дети рисуют, педагог следит, помогает индивидуально.
Перья прикрепляются к Жар - птице.
Итог работы: Какие вы молодцы. Какие красивые перышки получились.
В какой технике мы рисовали?
На какую птицу похожа наша Жар-птица? (на павлина)
Мы помогли Ивану царевичу?
Список литературы:
- Казакова Т. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, занятий планирование, конспекты» — Москва: ТЦ Сфера, 2012 – с. 128.
- Дошкольное воспитание – 2009, №8 с. 68-75.
- Дошкольное воспитание – 2010, №2 с. 31-32.
- Ребенок в детском саду – 2013, №2 с. 15-18.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий.» Издательство КАРО Санкт-Петербург, – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ "Мы волшебники"
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, мнемотехника....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»ВИ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе. "Народная культура и традиции"
НОД по развитию речи по теме "Народная культура и традиции". "Описание дымковских игрушек"....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) в подготовительной группе. Составление рассказа. "Мой друг"
НОД по развитию речи по теме "Мой друг". Тема недели: "День народного единтсва". Мнемотаблица прилагается....
Реализация образовательной области "Физическое развитие" Серия "Воспитатели России" А.П. Щербак, Б.Б. Егоров
В настоящих методических рекомендациях представлены основные подходы к реализации образовательной области «Физическое развитие» в детском саду. Для наиболее эффективной организации образов...
"Дикие и домашние животные" (конспект по реализации образовательной области "Речевое развитие")
Обогащение словаря по теме «Дикие и домашние животные», развитие связной речи детей....
"Сказки" (конспект по реализации образовательной области "Речевое развитие")
Обучение творческому рассказыванию....