Обучение продуктивной деятельности детей группы раннего развития
материал по рисованию (младшая группа)

MariaPomareva

Обучение продуктивной деятельности детей группы раннего развития

Рисование

 

В раннем возрасте рисование представляет собой «эксперимент» ребенка с материалами (красками, фломастерами, карандашами, мелками), который строится на простой манипуляции изобразительными инструментами. Для того чтобы манипуляция перешла в стадию эксперимента, а потом — в продуктивную изобразительную деятельность, необходимо руководство со стороны взрослого. При этом важно помнить, что роль взрослого заключается в том, чтобы показать детям способы использования тех или иных изобразительных материалов, чтобы у ребенка постепенно формировалось представление об их выразительных возможностях. От того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах.

Ранний возраст — один из очень сложных в плане обучения, поскольку в этот период дети быстро переключаются с одного действия на другое, с одного предмета на другой. Их внимание неустойчивое и рассеянное, и они быстро утомляются от монотонной работы. Тем не менее они открыты к изобразительным экспериментам. Эту особенность важно помнить при подборе содержания, приемов и техник работы. Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста художественным эталонам, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами.

Еще одной особенностью является то, что при обучении детей раннего возраста педагогу часто приходится комментировать все свои изобразительные действия, совершаемые для получения работы. В этом случае дети быстрее учатся соотносить словесную инструкцию с конкретным изобразительным действием. Однако это запоминание не должно быть механическим. Важно, чтобы у ребенка постепенно складывалось представление о способах, приемах, техниках, необходимых для создания образа.

Характеризуя содержание рисунков, важно отметить, что у детей раннего возраста они представляют собой абстракции, яркие, сочные по цвету и динамичные по технике. Однако ни цветовое решение, ни технику дети пока выбирать не умеют. Они просто стараются оставить след тем инструментом, который попал им в руки. Движения их пока не скоординированы, хаотичны, но при этом их отличает непосредственность, которую нужно сохранить на протяжении всего дошкольного периода. Когда детские работы похожи на взрослые, они утрачивают свою изюминку. Поэтому при обучении детей рисованию необходимо стимулировать и поддерживать творческую инициативу ребенка.

Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет малыша в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать или усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль для достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы, то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.

Иван (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными и ими уже сложно будет рисовать. Иван в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование».

В упомянутом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить исследовательский интерес, но не портить художественные материалы.

Во-вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему правится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны «результаты» его экспериментов, а также дать ему плоскость, на которую ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов, как без давления помочь ребенку осуществить тот или иной эксперимент, который имел бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращался в бесполезную трату художественных материалов.

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком изобразительными умениями.

Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при соответствующем действии, чтобы малыши одновременно слышали и видели его проявление. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно при совместной деятельности с педагогом малыши учатся самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать их, делая более наглядными. В раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно рисункам детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, свидетельствует о динамике формирования образа у детей.

В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение продуктивной деятельности детей группы раннего развития

Рисование

В раннем возрасте рисование представляет собой «эксперимент» ребенка с материалами (красками, фломастерами, карандашами, мелками), который строится на простой манипуляции изобразительными инструментами. Для того чтобы манипуляция перешла в стадию эксперимента, а потом — в продуктивную изобразительную деятельность, необходимо руководство со стороны взрослого. При этом важно помнить, что роль взрослого заключается в том, чтобы показать детям способы использования тех или иных изобразительных материалов, чтобы у ребенка постепенно формировалось представление об их выразительных возможностях. От того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах.

Ранний возраст — один из очень сложных в плане обучения, поскольку в этот период дети быстро переключаются с одного действия на другое, с одного предмета на другой. Их внимание неустойчивое и рассеянное, и они быстро утомляются от монотонной работы. Тем не менее они открыты к изобразительным экспериментам. Эту особенность важно помнить при подборе содержания, приемов и техник работы. Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста художественным эталонам, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами.

Еще одной особенностью является то, что при обучении детей раннего возраста педагогу часто приходится комментировать все свои изобразительные действия, совершаемые для получения работы. В этом случае дети быстрее учатся соотносить словесную инструкцию с конкретным изобразительным действием. Однако это запоминание не должно быть механическим. Важно, чтобы у ребенка постепенно складывалось представление о способах, приемах, техниках, необходимых для создания образа.

Характеризуя содержание рисунков, важно отметить, что у детей раннего возраста они представляют собой абстракции, яркие, сочные по цвету и динамичные по технике. Однако ни цветовое решение, ни технику дети пока выбирать не умеют. Они просто стараются оставить след тем инструментом, который попал им в руки. Движения их пока не скоординированы, хаотичны, но при этом их отличает непосредственность, которую нужно сохранить на протяжении всего дошкольного периода. Когда детские работы похожи на взрослые, они утрачивают свою изюминку. Поэтому при обучении детей рисованию необходимо стимулировать и поддерживать творческую инициативу ребенка.

Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет малыша в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать или усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль для достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы, то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.

Иван (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными и ими уже сложно будет рисовать. Иван в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование».

В упомянутом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить исследовательский интерес, но не портить художественные материалы.

Во-вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему правится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны «результаты» его экспериментов, а также дать ему плоскость, на которую ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов, как без давления помочь ребенку осуществить тот или иной эксперимент, который имел бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращался в бесполезную трату художественных материалов.

В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.

Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком изобразительными умениями.

Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при соответствующем действии, чтобы малыши одновременно слышали и видели его проявление. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.

На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.

Постепенно при совместной деятельности с педагогом малыши учатся самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать их, делая более наглядными. В раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно рисункам детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, свидетельствует о динамике формирования образа у детей.

В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности в группе раннего возраста «Полянка»

Конспект занятия по продуктивной деятельности в группе раннего возраста «Полянка» Цель: Знакомить детей с новой техникой продуктивной деятельности (сминание).     ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей группы раннего развития №3 (2-3 года)

- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей; - расширять запас узнаваемых и называемых предметов и действий (корзина, удочка, ловить рыбу, собирать ягоды.); - учить детей определять ...

Папка-передвижка Продуктивная деятельность детей и сенсорное развитие

В материале дана краткая информация для родителей о роли продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста....

«Прянички для мамочки» по продуктивной деятельности в группе раннего возраста.

Конспект образовательной деятельности «Прянички для мамочки» по продуктивной деятельности в группе раннего возраста.                    ...