Методическая разработка: «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ.Организация и оснащение центра творчества и продуктивной деятельности в группах раннего возраста и 3-7 лет"
методическая разработка

Павлова Марина Валерьевна

Представляю вашему вниманию мою методическую разработку на тему " Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя " . В этой статье вы найдёте много интересного и полезного как для музыкального руководителя так идля воспитателей и методистов детских садов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ.  Организация и оснащение центра творчества и продуктивной деятельности в группах раннего возраста и центра театрализации и музицирования в группах с 3 до 7 лет.»

Музыкальный руководитель ГБОУ школа№460 Павлова М.В

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом; развитие музыкальности детей.

Задачи:

1. Обсудить принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального развития дошкольников.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов, готовность к сотрудничеству и творческому развитию в реализации задач музыкального развития дошкольников и оформления центров творчества и продуктивной деятельности в группах раннего возраста и центра театрализации и музицирования в группах с 3 до 7 лет.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ.

 То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

 Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Музыкальный руководитель - это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений, главные из которых - исполнительская и словесная интерпретация музыки (О.П. Радынова). Воспитатель является помощником и непосредственным участником музыкально-образовательного процесса.

    Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя в деятельности по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку….

Для развития музыкальности детей педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному развитию.

(Основная образовательная деятельность (музыкальные занятия);

Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ; Праздники и развлечения)

2. Знать музыкальный репертуар своей группы.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Организовывать регулярно совместную музыкальную деятельность с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Проводить индивидуальную работу по музыкальному развитию с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.) .

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка и развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр в организованной деятельности, на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

10. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

11. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки в других видах деятельности.

12. Включать музыкальное сопровождение в организацию режимных моментов.

13. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

14. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, конкурсов.

15. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

16. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально отзывчивым.

Немного об организации музыкальной деятельности в саду.

На музыкальное занятие дети приходят в чешках,  девочки обязательно в юбочках.

Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

Следить за правильным выполнением детьми движений.

В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Праздники:

На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д.

Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.

На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними(младшая, средняя группы).

 Помогать в украшении музыкального зала, в изготовлении атрибутов и костюмов к праздникам

 Своевременно и заранее брать костюмы и атрибуты.

 Убирать после своего утренника все атрибуты и костюмы в надлежащем виде.

Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях ООД, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры, меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т. е. не участвует, а только организует.

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только в музыкальной деятельности, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные в ООД по музыкальному развитию, обязательно должны закрепляться и развиваться также в течение всего дня. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Навыки, полученные в ООД, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей. Допускается включение музыки в разные виды деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной самостоятельной деятельностью ребенка вне организованной деятельности. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные в музыкальной ООД, праздниках. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные в совместной музыкальной деятельности, праздниках, в семье.

Поэтому ещё раз хочется подчеркнуть, что воспитателю необходимо владеть определённым объёмом музыкально-эстетических знаний.

Воспитатель так же должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны.

 В группах раннего возраста это центр творчества и продуктивной деятельности:

Куклы-неваляшки.

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

Музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан. (Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием).
Не озвученные музыкальные игрушки 
(гармошки, дудочки, балалайки и т.д.). Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах.

 Озвученные музыкальные игрушки  — музыкальная книжка, музыкальный молоточек, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки.(Дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию).
Игрушки-инструменты самоделки.

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации. Побуждают детей к исполнению песен.

Картотека хороводных игр.

Музыкально-дидактическая игра.

Атрибуты к музыкальным подвижным играм, хороводам.

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, атрибуты для детского танцевального творчества (по сезонам).

Ширма настольная с перчаточными игрушками (для воспитателя).

 фонотека колыбельных песен, народная музыка, детские песни.

Центр театрализации и музицирования.

Младшая  и средняя группа

Куклы-неваляшки;

Образные  музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки , (петушок, котик, зайка и т.д.);

Органчики, шарманки;

Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

 Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого  разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;

Не озвученные  инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т.д.);

Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;

Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;

Настольная ширма;

Перчаточная игрушка (для воспитателя);

Проигрыватель

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.

Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»;

Металлофон, шумовые инструменты;

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т.д.;

Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;

Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая), на которых находятся большая и маленькая птички или большая и маленькая матрёшки;

Центр театрализации и музицирования.

Старшая и подготовительная группы. 

Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольник, барабаны, самодельные шумовые инструменты и т.д.;

Иллюстрации – «Времена года»;

Портреты композиторов;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Назови песню», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросёнка», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит?» и т.д.;

Атрибуты к подвижным играм: «Хоровод в лесу», «Кот и мыши», «Ворон», и т.д.;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки с изображением лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

Альбомы с иллюстрациями: «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.д.;

Ширмы: настольная, по росту детей;

Музыкальные лесенки (3-ёх, 5-ти, 7-ступеньчатые – озвученные);

Атрибуты к танцам: осенние листочки, снежинки, искусственные цветы, «дождики», платочки, султанчики, ленточки, флажки и т.д., элементы костюмов;

Разноцветные перчатки, пёрышки, перчаточные куклы «би-ба-бо» для музыкальных импровизаций за ширмой;

Проигрыватель;

Иллюстрации музыкальных инструментов.

В заключении хотелось бы сказать, что продуктивное, согласованное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя является основой успешной работы педагогов и гармоничного развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Ребёнок чист,как родниковая вода,И отражает мир без искажений.Мир ребёнка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захваты...

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста .

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной  деятельности в группе раннего возраста.- Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё,...

Конспект занятия по продуктивной деятельности в группе раннего возраста «Полянка»

Конспект занятия по продуктивной деятельности в группе раннего возраста «Полянка» Цель: Знакомить детей с новой техникой продуктивной деятельности (сминание).     ...

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста статья по рисованию (младшая группа)

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста. - Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует...

Развития детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста

Статья по рисованию (младшая группа) на тему: развития детского творчества средствами изобразительной деятельности в группе раннего возраста. У детей раннего возраста ещё не сформированы многие нав...

Консультация для воспитателей «Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей»

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Именно общность задач...