Методическая разработка конспекта занятия "Ограды Санкт-Петербурга"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ogrady_spb_1.docx | 229.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия
«Ограды Санкт-Петербурга»
Авторы разработчик:
Миронова Наталия Юрьевна-воспитатель
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада компенсирующей направленности с ТНР (6-7лет)
Длительность занятия: 30 минут.
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
-Развитие общения и взаимодействия ребенка с ТНР с воспитателем и другими детьми. Формировать представление о красоте нашего города, через рассматривание изображений оград набережных, мостов, дворцов, парков.
-Развивать интерес к истории СПб (беседа с опорой на презентацию о оградах СПб). Формирование представлений о малой родине, её достопримечательностях : Казанский собор, Шереметьевский дворец, Михайловский сад, Летний сад, набережные Мойки, Фонтанки, Благовещенский мост, Литейный мост, Аничков мост.
- Уточнение, расширение и активизация словаря за счет слов: ограда, решетка, набережная, собор, названий достопримечательностей Развитие внимания, речевого слуха развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)
- Развитие интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развивать изобразительные способности детей, закрепить навык использования пооперационных карт.
- Развивать двигательную активность и координацию движений
Предварительная работа
- беседы о истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга ( герб города, Кораблик на шпиле Адмиралтейства, «Медный всадник», Ангел на шпиле Петропавловского собора, Петропавловская крепость, Эрмитаж, Летний сад).
Оборудование: фото оград набережных, мостов, дворцов, парков Санкт-Петербурга технологические каты для рисования решетки Летнего сада, простые карандаши, ластик, восковые мелки, бумага.
Ход мероприятия
Утреннее приветствие
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачивания)
Здравствуй, маленький дубок! (приседания)
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую! (взмахи руками)
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Николая Агнивцева «Странный город» и закончить его.
И майской ночью в белом дыме,
И в завываньи зимних пург
Ты всех прекрасней — несравнимый
Блистательный …..(Санкт-Петербург!)
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с нашим городом.
Воспитатель предлагает вспомнить кто основал наш город?
Предлагает вспомнить здания , сооружения , памятники с которыми мы познакомились ранее. Демонстрирует фото Петропавловской крепости, Эрмитажа, Адмиралтейства, Летнего сада и т.д.
Воспитатель сообщает , что конечно же в нашем городе прекрасны не только отдельные задания , но и целые ансамбли улиц, площадей набережных , а украшают их и связывают в единое целое угадайте что…
Сто железных солдат,
Взявшись за руки, стоят
Охраняют дом и двор.
Те солдаты с давних пор (ограда)
Воспитатель спрашивает у ребят зачем вообще нужны ограды у домов, у парков, на набережных?
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о оградах СПб и познакомимся с некоторыми решетками, которые за свою красоту, изящество, причудливость получили название «чугунное кружево».
Невозможно представить Петербург без его гранитных набережных. С основанием города застройка шла по берегам рек, поэтому нужно было в первую очередь укреплять берега и строить набережные.
Рассмотрим ограду набережной Фонтанки. (фото 1)
Воспитатель сообщает , что В прошлом она была болотистой, медлительной речкой,
При Петре I Фонтанка носила название Безымянный Ерик, то есть «Безымянная протока».
Нынешнее своё название река получила после устройства знаменитых фонтанов Летнего сада: через неё перебросили трубы для их снабжения водой.
В давние времена, когда еще Невский проспект не был главной улицей, дворцы строились главным фасадом на Неву и Фонтанку.
- Посмотрите, какая решетка ажурная, нарядная, ограда.
- Как вы думаете, почему решетка такая нарядная, красивая?
Набережная реки Мойки (фото 2)
Как вы думаете, почему она так называется? От какого слова могло произойти это название?
- Мой, мыть, мою и т. д.
Мойка раньше называлась Мьей и была небольшой речушкой, вытекавшей из болота. Горожане, жившие по ее берегам, использовали застойную воду болотной речушки для хозяйственных нужд, мытья полов, стирки. Может быть, название Мойка этим и объяснялось. Ссылались также на общественные бани, появившиеся на Мойке, что, по-видимому, закрепило название реки.
- Воспитатель предлагает рассмотреть решетку Мойки и сравнить ее с решеткой Фонтанки.
-Предлагает рассмотреть и назвать какие элементы использовали мастера для рисунка ограды (Овал, кружок, квадратик, цветочек, дуга и т. д)
А теперь давайте рассмотрим ограды мостов, предлагает воспитатель
Решетка Благовещенского моста (Лейтенанта Шмидта) (фото 3).
Это первый постоянный мост через Неву, до него наводились ненадежные деревянные мосты, которые не соответствовали величественной красоте гранитных набережных. Про него писали: «…Днем он кажется прозрачным, а при полном освещении является громадной массой, спаивающей между собой две части города».
Мост стал любимым местом прогулок петербуржцев. Восхищало все от решетки, выполненной по рисунку Александра Брюллова, и газовых фонарей, до бокового – разводного пролета для прохода судов.
На решетке морская тематика напоминает о морской славе города.
Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок решетки моста Лейтенанта Шмидта, выполненной по рисунку архитектора А. П. Брюллова.
- Предложить перечислить элементы решетки моста?(Трезубец– символ власти сказочного морского владыки Нептуна., раковины, голова коня, шея, копыта как у настоящего, а сзади – завиток растительного орнамента -это фантастические гиппокампы (морские коньки) с хвостами, вплетёнными в растительный фигурный орнамент, листья и т. д.)
- Поинтересоваться какая тематика затронута в орнаменте этой решетки?
-Обобщить ответы детей.
Рассмотрим решетку Литейного моста(фото 4)
- Поинтересоваться у детей какие элементы вы здесь видите? (русалок, герб, листья) Уточнить, что это герб нашего города.
-Что изображено на гербе?
-Какие якоря изображены на гербе?
Петр 1, утверждая герб своего города, заявлял, что якоря являются ключами от Парадиза (рая).
Русалки это реально существующие существа или сказочные?
Сказочные существа подводного царства встречаются петербуржцам и на других мостах.
Давайте рассмотрим решетку Аничкого моста (фото 5)
Какие знакомые элементы вы здесь видите? ( трезубец, морской конек, русалки)
Узор простой или сложный?
Воспитатель подытоживает, что решетка Аничкова моста тоже отражеет морскую тематику
Какие водоемы есть в нашем городе? ( реки, каналы, пруды.)
Воспитатель предлагает отгадать ребус, и узнаете о каком водоем идет речь.
В случае затруднения, напомнить, как отгадывать ребусы, если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу. Например: «фо-на-ри»
-Воспитатель спрашивает, а чем каналы отличаются от рек? (созданы руками людей)
- Зачем рыли каналы ?Подвести к мысли , что в городе были часто наводнения и чтобы отвести воду от зданий строили каналы, а также они нужны были для перемещения грузов.
Воспитатель предлагает рассмотреть ограду Обводного канала ( фото 6)
Какие элементы украшают решетку Обводного канала?
Сложный или простой узор?
Воспитатель сообщает, что изначально территория Обводного канала, была уже границей города. Канал строился как судоходный, по нему подвозили сырье и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.
Физкультминутка: Упражнение «Мост нагнулся над рекой»
Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола | |
Над водою ровной: | Разводят руки согнутые в локтях от груди в разные стороны, показывая ровную воду |
«Ах, красивый я какой, | Маршируют на месте |
Ах, какой огромный!» | Разводят руки над головой, показывая большой мост |
Удивительные по красоте ограды можно встретить не только на набережных нашего города , давайте рассмотрим некоторые из них
Давайте рассмотрим решетку Михайловского сада (фото 7)
Что здесь мы видим?
Воспитатель сообщает . Это решетка сада, а в саду растут цветы, и на решетке цветы. Очень давно в саду устраивали балы, и на один из них были привезены цветы, очень много цветов. И на время дворец и сад превратились в настоящую выставку садоводства и сейчас в Михайловском саду летом устраивают настояшие выставки цветов.
Давайте рассмотрим решетку Шереметьевского дворца. (фото 8)
Что мы здесь видим?
Обобщаем ответы детей. Сложный , величественный, витиеватый узор.
Сложно ли будет повторить этот узор?
Решетка сквера у Казанского собора (фото 9).
Что мы видим?
Обобщить ответы детей. Мы видим массивные гранитные столбы с шариками поверх капителей (верхняя завершающая часть колонны, как натянутые струны, тонкие прутья образуют нейтральный фон, а на нем – ромбы с круглой розеткой в середине, а выше – густой растительный орнамент.
Легко ли будет повторить этот узор?
Ограда Летнего сада (фото 10).
Сообщить что перед нами самая знаменитая решетка нашего города – решетка Летнего сада со стороны Невы. Ее авторы – Ю. М. Фельтен и П. Е. Егоров. Давайте ее рассмотрим.
Посмотрите, как она проста по своему рисунку. Перечислите, что вы здесь видите.
Кажется, что любой из нас мог бы так нарисовать. Но это обманчивая простота. Автору этой решетки удалось найти такое сочетание элементов узора, такие тонкие пропорции, что эта решетка считается вершиной мастерства. Прекрасные строки посвящали поэты этой ставшей символом города ограде.
… Немало красот над Невою-рекой,
Но с этой решеткой был случай такой:
… Услышал про город чудес англичанин
И в Санкт-Петербург он по морю отчалил,
Добрался до летнего сада на яхте,
И встал у решетки, как будто на вахте!
- Сэр, рядом ведь Зимний, отменнейший вид, -
Сказали. А он на решетку глядит…
Весь день простоял – и вздохнул:
- Боже мой! Я чудо увидел… Все!
Можно домой!
Е. Ефимовский
Была еще такая история. В годы войны американцы просили продать эту решетку, вернее обменять на пушки, много пушек. Но жители города отказались, такая решетка одна, и они ее не променяют
Воспитатель сообщает, что конечно мы не сможем детально изобразить решетку Летнего сада, но можем схематично изобразить её. Воспитатель предлагает пооперационные карты, опираясь на которые дети рисуют решетку Летнего сада
Рефлексия
Мы с вами посмотрели на ограды набережных , мостов, садов и дворцов нашего города. Рассмотрели их элементы. Наш детский сад тоже огорожен решеткой, но она очень простая , давайте пофантазируем и придумаем для нашего сада какую-нибудь затейливую ограду. Попробуете её нарисовать, а на следующем занятии рассмотрим ваши рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: викторина по Санкт-Петербургу "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"
ВИКТОРИНА ПО САНКТ – ПЕТЕРБУРГУ" ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" цель: Освоение знаний о достопримечательностях Санкт-Пеетребурга.Воссоздание из частей целого....
Методическая разработка «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Сценарий праздника к Дню Города...
Методическая разработка. Загадки о Санкт-Петербурге "Знай свой город"
В материале содержатся загадки, помогающие детям лучше узнавать Санкт-Петербург и способствующие закреплению знаний о нём....
Методическая разработка "Мой любимый Санкт-Петербург"
Развитие игровых навыков у дошкольников с ОВЗ...
Методическая разработка "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе...
Методическая разработка- дидактическое пособие"Санкт-Петербург в "Кубе"
Дидактическое пособие для ознакомления с Санкт-Петербургом для детей дошкольного возраста.Санкт - Петербург в «Кубе» - шестигранный куб состоящий (склеенный) из прозрачных коробочек о...
Методическая разработка «Видеоэкскурсия по Санкт-Петербургу»
Петербурговедение....