Программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Тычинина Оксана Сергеевна

В программе рассказывается о нетрадиционной технике рисования с детьми 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx74.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждения "Видновская гимназия"

Рассмотрена на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ

«Видновская гимназия»

Е.Ю.Борисова

Приказ № _____ от_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Творческая мастерская»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: стартовый

Разработчик программы:

                                                                                             воспитатель

                                                                                        Тычинина Оксана Сергеевна

                                                                                                   

                                              г.Видное, 2024 год .

Содержание

1.        Комплекс основных характеристик программы        3

1.1.        Пояснительная записка        3

1.2.        Цель и задачи программы        5

1.3.        Планируемые результаты освоения программы        5

1.4.        Учебно-тематический план        5

1.5.        Содержание учебно-тематического плана        6

2.        Комплекс организационно-педагогических условий        8

2.1.        Календарный учебный график        8

2.2.        Формы аттестации/контроля        10

2.3.        Оценочные материалы        10

2.4.        Методическое обеспечение программы        10

2.5.        Условия реализации программы        10

2.6.        Воспитательный компонент        11

3.        Список литературы        12


  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ "Видновская гимназия";

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ "Видновская гимназия";

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой
формы:

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ);
        Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020
г.№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».

Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме МАОУ «Видновская гимназия»;
          Договор о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ.
        Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

       
 Нормативные документы, регулирующие использование
электронного обучения и дистанционных технологий.
         
Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
         Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МАОУ «Видновская гимназия»;
         
Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ.

Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09)

            Направленность (профиль): художественная

Актуальность программы:

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Отличительные особенности программы:

Отличительная особенность программы. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические
принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не
информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики

Новизна программы:

Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Адресат программы: 

Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают осваивать новые нетрадиционные техники рисования.

Уровень освоения программы: стартовый

Наполняемость группы: 15 человек

Объем программы: 36 часов

Срок освоения программы: 1 год

Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут

Форма реализациис применением дистанционных образовательных технологий

Форма(ы) обученияочная

Особенности организации образовательного процесса:

При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи программы:

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

  1.   Планируемые результаты освоения программы

Предметные образовательные результаты:

К предметно-образовательным результатам в нетрадиционной технике рисования относятся:
- Владение нетрадиционными приёмами и техниками рисования.
- Проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными материалами.
- Умение передавать образы предметов окружающего мира разными изобразительными средствами.
- Развитие познавательного интереса детей.
- Повышение уровня воображения и самооценки.
- Расширение и обогащение художественного опыта детей.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщённые способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Метапредметные результаты:

К метапредметные результаты в нетрадиционной технике рисования включают:
- Выраженный интерес к нетрадиционным техникам рисования, стремление к самостоятельности, аккуратности при решении творческих задач и реализации собственного замысла.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с помощью взрослого в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе любой творческой деятельности.
- Опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении различных творческих задач.
- Активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях.

Личностные результаты:

К нетрадиционные техники рисования способствуют развитию у детей следующих личностных качеств:
- Эффективное развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Активное формирование изобразительных навыков и умений.
- Освоение сенсорных эталонов.
- Формирование основ художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
- Развитие творческой активности и самостоятельности.
- Освоение позиции активного участника изобразительной деятельности, создателя собственных произведений.

  1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. (ФЗ № 273, ст. 2, п. 22).

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы и содержит:

название модулей и тем учебных занятий;

трудоемкость (общее количество часов, количество теоретических и практических часов);

формы аттестации обучающихся.

Если программа включает модули и/или реализуется на протяжении нескольких лет обучения, тогда для каждого модуля или года обучения составляется отдельный учебно-тематический план. Наличие разделов не обязательно.

В учебно-тематическом плане каждый модуль должен иметь завершенную форму и заканчиваться подведением промежуточных итогов (проведением промежуточной аттестации) и итоговым занятием.

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

1

0.5

0.5

Диагностическая карта

2

«Разноцветные шары в небо улетели»

1

0.5

0.5

Рисунок

  3

«Красивые цветы»

1

0.5

0.5

Рисунок

4

«Яблоки поспели»

1

0.5

0.5

Рисунок

5

«Осень золотая»

1

0.5

0.5

Рисунок

   6

«Сказочное дерево»

1

0.5

0.5

Рисунок

   7

«Скучно гному одному»

1

0.5

0.5

Рисунок

   8

«Кто в доме живет»

1

0.5

0.5

Рисунок

   9

«Снегурочка»

1

0.5

0.5

Рисунок

 10

«Открытка к новому году»

1

0.5

0.5

Рисунок

 11

«Подарки для зайки»

1

0.5

0.5

Рисунок

 12

«Маленькой елочки холодно зимой»

1

0.5

0.5

Рисунок

 13

«Зимнее дерево»

1

0.5

0.5

Рисунок

 14

«Ехал автобус по дороге»

1

0.5

0.5

Рисунок

 15

«Моя любимая игрушка»

1

0.5

0.5

Рисунок

 16

«Разноцветные флажки»

1

0.5

0.5

Рисунок

 17

«Рыбки плавают в аквариуме»

1

0.5

0.5

Рисунок

 18

«Повстречался колобок с лисой»

1

0.5

0.5

Рисунок

 19

«Расцвели красивые цветы»

1

0.5

0.5

Рисунок

 20

«Козлятки «

1

0.5

0.5

Рисунок

 21

«Зайчик»

1

0.5

0.5

Рисунок

 22

«Стоял в поле теремок»

1

0.5

0.5

Рисунок

 23

«Солнышко»

1

0.5

0.5

Рисунок

 24

«Моя любимая кукла»

1

0.5

0.5

Рисунок

 25

«Дом»

1

0.5

0.5

Рисунок

 26

«Самолет летит по небу»

1

0.5

0.5

Рисунок

 27

«Плывут утята по реке»

1

0.5

0.5

Рисунок

 28

Диагностика

1

0.5

0.5

Диагностическая карта

     28

 

«Разноцветные шары в небо улетели»

Задачи:

Продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы. Формировать умение:

- сравнивать эти формы выделять их отличия;

- передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы; - передавать изображение предметов в разном положении (подул ветер, шарики наклонились влево или вправо)

- закрашивать рисунки методом штриховки (сверху вниз или слева направо, не выходя за приделы контура)

Оборудование: Набор карандашей, фломастеры

"Яблоки поспели"

 Задачи:

Формировать умение:

- рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви;

 - приёмам рисования листы и яблок;

- передавать в рисунке образ фруктового дерева;

 Закреплять:

 - приёмы рисования карандашами;

Оборудование: Набор карандашей, фломастеры

  "Красивые цветы"

  Задачи:

Формировать умение:

 - передавать в рисунке части растения (стебель, листья, цветы);

 Закреплять:

 - умение рисовать кистью и красками;

- правильно держать кисть, промакивать её и осушать;

- совершенствовать умения рассматривать рисунки и выбирать лучшие Развивать:

- эстетическое восприятие;

 - чувство цвета

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой.

 "Осень золотая"

      Задачи:

Формировать умение:

- изображать осень, свои ощущения и чувства, связанные с этим временем года; познакомить с картинами художников пейзажистов И.И. Левитана, И.И. Шишкина.

Закреплять:

- умение рисовать деревья красками.

Знакомить с разными, новыми приёмами изображения деревьев (пятном, мазком, линиями).

 Развивать:

-чувство цвета, формы, формообразующие движения руки.

Воспитывать самостоятельность, творческую активность

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

"Сказочное дерево"  

 Задачи:

Формировать умение:

- передавать в рисунке образ сказочного дерева;

Упражнять:

- в передаче правильного строения дерева;

Развивать:

- творческое воображение, способности, речь.

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

"Скучно гному одному, друга нарисуй ему"

 Задачи:

Формировать умение:

- передавать в рисунке образ маленького человечка

- сказочного гномика;

- составлять изображение из простых частей; (голова - круг, треугольная рубашки и рукава)

- соблюдать в рисунке соотношение по величине (в упрощённом виде); Закреплять;

 - умение пользоваться красками и кистями;

- умение образно оценить готовые рисунки.

Развивать:

-творческий интерес к работе

-чувство листа;

- чувство цвета;

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

"Кто в каком домике живёт"

 Задачи:

Формировать умение:

- изображать предметы, состоящих из квадратных, прямоугольных и треугольных частей. (Скворечник, будка)

Развивать:

- рассказывать детям о том, как нужно заботиться о животных и птицах. Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Снегурочка"

 Задачи:

Формировать умение:

- изображать образ Снегурочки в шубке;

- составлять изображение из простых частей (круг, треугольник)

Закреплять:

- знание о геометрических фигурах (круг, треугольник);

- умение правильно пользоваться кистью (промывать кисть и осушать её, промокая о салфетку;

- умение рисовать кистью и красками;

Развивать:

- творческую фантазиию;

- творческое мышление, понимание того, что с помощью формы, линий и цвета можно нарисовать предмет, и передать настроение созданного образа (грустный, весёлый, плачет, смеётся). Превратить повседневную одежду в праздничную.

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

«Новогодняя открытка»

Задачи:

Формировать умение:

- самостоятельно определять содержание праздничной открытки;

- придумывать форму новогодних игрушек;

 - свободно располагать их на листе;

Формировать:

 - навык рисование штрихов в разных направлениях кончиком кисти, изображая иголочки на ветках;

Закреплять:

- технические приёмы рисования (правильно и аккуратно пользоваться кистью и красками);

 Развивать: эстетические чувства, желание поздравить близких с праздником, порадовать их.

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

"Подарки для заиньки на ёлочке маленькой"

Задачи:

 Формировать умение:

- рисовать ёлочные игрушки;

Закреплять:

 - навыки рисования округлых и конусообразных форм (морковка для зайчика); - знание формы и цвета;

Воспитывать:

 - любовь и сочувствие к животным;

- желание им помочь.

 Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Маленькой ёлочке холодно зимой "

 Задачи:

Формировать умение:

- передавать в рисунке несложный сюжет (большие и маленькие ёлочки покрытые снегом);

 - рисовать ёлочку с удлинёнными к низу ветвями;

- изображать снег на ветвях, методом наложения цвета (накладывать одну краску на другую по высыханию);

- равномерно заполнять пространство листа изображением;

Развивать:

 - глазомер;

 - образное восприятие;

- желание создать красивый сюжетный рисунок.

Закреплять:

 - умение рисовать красками.

 Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой

"Зимнее дерево"

Задачи:

Формировать умение:

- использовать разный нажим кистью для изображения зимнего дерева с толстыми и тонкими ветвями;

- передавать красоту зимнего дерева;

Закреплять:

 - умение правильно пользоваться кистью и красками;

Развивать:

- образное восприятие, воображение, творчество.

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Ехал автобус по дороге"

Задачи:

Формировать умение:

- рисовать предметы прямоугольной, квадратной, круглой формы;

- изображать транспортные средства (автобус)

 - располагать изображение предмета на листе с учётом пропорций;

Закреплять:

- знания о транспортных средствах (грузовой, пассажирский);

- знания о цвете и форме;

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

"Моя любимая игрушка"

Задачи:

Формировать умение:

- передавать в рисунке задуманный образ;

- создавать изображение;

- правильно передавать относительные размеры и форму частей;

- рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Развивать:

 - фантазию;

- художественный вкус;

 Закреплять:

- навыки рисования красками;

 Формировать:

 - положительное эмоциональное отношение к рисункам

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 " Разноцветные флажки"

Задачи:

Формировать умение:

- создавать простейший ритм изображений;

 - рисовать предметы, чередуя цвет по своему выбору (красный флажок, синий флажок или жёлтый флажок, зелёный т.д.)

 - учить правильно пользоваться кистью и краской, промывать кисть и осушать её после каждого цвета;

Закреплять:

 - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии;

- умение рисовать предметы прямоугольной формы;

- закреплять умение закрашивать предмет, аккуратно не выходя за контур (для рисования фломастерами)

 Развивать:

 - эстетическое чувство;

- чувство ритма и композиции.

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры

 "Рыбки плавают в аквариуме"

 Задачи:

Формировать умение:

- изображать рыбок, плавающих в разных направлениях;

- правильно передавать форму хвоста и плавников;

 - передавать оттенки цвета;

Закреплять:

- умение рисовать овальные формы;

- умение рисовать фломастером штрихи разных видов по высыханию краски;

 - умение накладывать один цвет на другой, по высыханию краски;

 - умение рисовать фломастером, передавать толщину линии регулируя нажим на фломастер;

Развивать:

- художественный вкус;

- чувства цвета и фантазию.

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Повстречался колобок с лисой"

Задачи:

Формировать умение:

 - передавать сказочные образы (колобка и лисички, или другого персонажа из сказки "Колобок" по желанию ребёнка)

- учить рисовать лису;

 - создавать сюжетную композицию;

 Закреплять:

- умение правильно располагать изображение предметов на листе с учётом их пропорций;

 - умение видеть отличие предметов по величине и пропорции частей. Воспитывать:

 - любовь и бережное отношение к животным

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Расцвели красивые цветы"

Задачи:

Формировать умение:

 - рисовать красивые цветы;

- использовать разнообразные формообразующие движения;

 - рисовать кончиком кисти и всем ворсом;

Закреплять:

- умение рисовать разные формы и элементы (круг, овал, точки, мазки, линии) Развивать:

 - чувство цвета и ритма;

 - эстетическое чувство (продуманно брать цвет краски);

 - представление о красоте природы;

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Козлятки выбежали погулять на лужок"

Задачи:

Формировать умение:

 - рисовать четвероногих животных;

- компоновать на листе 2-3 предмета, объединяя их сюжетом;

 - учить сравнивать животных, выделять общее и различное;

Закреплять:

- умение рисовать овальные формы;

 - знание о том, что у всех животных тело овальной формы;

- умение работать кистью, используя знакомые приёмы;

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Зайчик, зайчик - попрыгайчик"

Задачи:

Формировать умение:

 - рисовать зайца;

 - закреплять:

- умения рисовать округлые и комбинированные формы и передавать с их помощью образы животных;

- умения передавать расположение нескольких предметов на листе;

Развивать:

- образные представления, воображение и творчество.

 Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Стоял в поле теремок"

Задачи:

 Формировать умение:

 - передавать в рисунке образ сказки;

 - рисовать теремок, используя различные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

- учить правильно, передавать относительные размеры;

- подбирать самостоятельно цвета красок;

- украшать теремок декоративными элементами (кружочки, точки, мазки) Развивать:

- самостоятельность, творческую фантазию;

Закреплять:

 - закреплять умение рисовать кистью разными способами.

 Оборудование:  Краски, печати,  кисти, салфетка, баночка с водой

 "Стоял в поле теремок"

 Задачи:

Формировать умение:

 - передавать в рисунке образ сказки;

 - рисовать теремок, используя различные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);

- учить правильно, передавать относительные размеры;

 - подбирать самостоятельно цвета красок;

 - украшать теремок декоративными элементами (кружочки, точки, мазки) Развивать:

 - самостоятельность, творческую фантазию;

Закреплять:

 - закреплять умение рисовать кистью разными способами.

Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой

 "Моя любимая кукла"

 Задачи:

Формировать умение:

 - создавать в рисунке образ куклы;

- внимательно рассматривать рисунки, выбирать лучший из них;

- обосновывать свой выбор;

Закреплять:

 - навыки рисования краской;

 - умение передавать форму, расположение частей фигуры человека; Оборудование:  Краски, трафареты, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Дом, в котором мы живём"

Задачи:

 Формировать умение:

- рисовать большой многоэтажный дом;

- передавать прямоугольную форму стен, ряды окон;

Развивать:

 - умение дополнять изображение на основе впечатлений об окружающей жизни;

 Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой, фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 "Самолёты летят сквозь облака"  

Задачи:

Формировать умение:

- рисовать самолёты;

Развивать:

- композиционные умения;

 - навыки рисования контура предмета фломастером (карандашом);

- образное восприятие и образные представления;

Закреплять:

- приёмы работы красками и кистью;

Вызывать:

- положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Оборудование:  Краски, кисти, трафареты

 "Плывут утята по реке"

 Задачи:

Формировать умение:

- рисовать утку и утят;

- изображать фигурки из овальной формы;

- создавать сюжетную композицию;

 Развивать:

 - умение размещать изображения на всей плоскости листа, передавая относительные размеры (утята маленькие, утка большая);

- воображение, образное восприятие;

Воспитывать:

- любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование:  Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)

 

                                          2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.д.

Календарный учебный график оформляется в виде таблицы, содержащей информацию о месяце проведения занятий (дата, время и место проведения указывается по желанию), форме занятия, количестве часов, теме занятия и форме контроля.

Календарный учебный график составляется на весь указанный период обучения.

Место проведения: групповая комната

Время проведения занятий: 16.00 – 16.20

Год обучения: 2024 – 2025 г

Количество учебных недель: 28

Количество учебных дней: 28

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с 01 октября 2024 г по 31 декабря 2024 г

                                                2 полугодие – с 01 января 2025 г по 30 апреля 2025 г

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Месяц

Примечание

1

Инструктаж по технике безопасности
Диагностика

1

Диагностика
беседа

Тестирование

Октябрь

2

«Разноцветные шары в небо улетели»

1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

  3

«Яблоки поспели»

      1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

4

«Красивые цветы»

     1

Занятие

Наблюдение

Октябрь

 5

«Осень золотая»

     1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

 6

«Сказочное дерево»

     1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

 7

«Скучно гному одному»

     1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

 8

«Кто в доме живет»

     1

Занятие

Наблюдение

Ноябрь

 9

«Снегурочка»

     1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

 10

«Открытка к новому году»

     1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

 11

«Подарки для зайки»

     1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

 12

«Маленькой елочке холодно зимой»

     1

Занятие

Наблюдение

Декабрь

 13

«Зимнее дерево»

     1

Занятие

Наблюдение

Январь

 14

«Ехал автобус по дороге»

     1

Занятие

Наблюдение

Январь

 15

«Моя любимая игрушка»

     1

Занятие

Наблюдение

Январь

 16

«Разноцветные флажки»

     1

Занятие

Наблюдение

Январь

 17

«Рыбки плавают в аквариуме»

     1

Занятие

Наблюдение

Февраль

 18

«Повстречал колобок с лисой»

     1

Занятие

Наблюдение

Февраль

 19

«Расцвели красивые цветы»

     1

Занятие

Наблюдение

Февраль

 20

«Козлятки»

     1

Занятие

Наблюдение

Февраль

 21

«Зайчик»

     1

Занятие

Наблюдение

Март

 22

«Стоял в поле теремок»

     1

Занятие

Наблюдение

Март

 23

«Солнышко»

     1

Занятие

Наблюдение

Март

 24

«Моя любимая кукла»

     1

Занятие

Наблюдение

Март

 25

«Дом»

     1

Занятие

Наблюдение

Апрель

 

 26

«Самолет летит по небу»

     1

Занятие

Наблюдение

Апрель

 27

«Плывут утята по реке»

     1

Занятие

Наблюдение

Апрель

 28

Диагностика

     1

Диагностика

Тестирование

Апрель

  1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

творческая работа, конкурс,

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

наблюдение, беседа,

Особенности организации аттестации/контроля:

Особенности организации контроля по нетрадиционной технике рисования могут включать следующие аспекты:
       Виды контроля:  
- Текущий контроль - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся (педагогическое наблюдение).  
- Промежуточный контроль - проверка уровня освоения программы за полугодие (анализ творческих работ обучающихся).  
- Итоговый контроль - определение уровня освоения программы по окончании всего курса обучения (анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках).  
- Критерии оценки -  могут включать компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ. Например, композиция, аккуратность, самостоятельность.

  1. Оценочные материалы 

             Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
            Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).

      -Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета

      -Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам

     - Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками

       -Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.

  1. Методическое обеспечение программы

Методические материалы:

Методические материалы по нетрадиционным техникам рисования :
«Пальчики-палитра»,
«Печать от руки»;
«Печатка»;
«Монотипия»;
«Тампонирование»;
«Кляксография»;
«Набрызг»;
«Рисование по сырой бумаге»;
«Цветные ниточки»;
«Граттаж»;
«Рисование по манке».
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования развивают наблюдательность, творческие способности и художественный вкус.

Методики и технологии:

Существует множество методик и технологий нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:
-
Рисование ватными дисками. Можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым.
-
Рисование отпечатками. На отпечатываемую поверхность наносится краска, после чего на лист бумаги ставится отпечаток.
-
Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Затем берется трубочка и выдувается воздух на кляксу.
-
Рисование вилкой. На вилку набирается краска из плоской тарелочки, после чего плоской поверхностью вилки делается отпечаток.
-
Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакивается в краску и прикладывается к листу бумаги.
-
Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимается бельевой прищепкой, опускается в краску и наносится отпечаток.
-
Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берется немного краски, после чего с помощью расчески она разбрызгивается над листом бумаги.
-
Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносится на брусочек, кубик и т. д. Острым предметом изображается на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор.
-
Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивается акварельной краской. Сквозь акварель будут выступать восковые изображения.

В рамках ознакомления с нетрадиционными техниками рисования эффективно использовала современные педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие.

2. Игровые технологии.

3. ТРИЗ и РТВ-технологии.

4. Информационно-коммуникационные технологии.

Одним из таких средств являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют:

- формировать умения у воспитанников играть или заниматься каким либо делом рядом и вместе со сверстниками;  

- развивать способности объединяться на основе интереса к деятельности; - поддерживать самостоятельную деятельность детей.

     

 Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательную гимнастику (игры с использованием разнообразных приспособлений и предметов: «Забей мяч в ворота», мыльные пузыри, одуванчики, игры на поддувание).

2. Артикуляционную гимнастику (например, упражнения и сказки о «Веселом язычке»).

3. Самомассаж (при помощи грецкого ореха, шестигранного карандаша и др.).

Краткое описание работы с методическими материалами:

Краткое описание работы по рисованию в средней группе может включать следующие аспекты:
- Развитие творческих способностей.  Дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, например, пальчиками, ладошкой, оттиском пробкой, рисованием свечой.  
- Формирование навыков. Дети учатся основам создания художественных образов, а также практическим навыкам работы в рисовании, лепке, аппликации.  
- Экспериментирование с материалами. Дети свободно экспериментируют с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.  
- Развитие сенсорных способностей. Восприятие цвета, ритма, формы, объёма в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д..  
- Воспитание аккуратности. Дети учатся бережно относиться к материалам, используемым в работе.  
- Проявление творческой активности. Дети проявляют творческую активность и развивают уверенность в себе.  
- Формы работы могут включать: рассматривание картин и книжных иллюстраций, оформление выставок, чтение и обсуждение художественных произведений, пальчиковые игры и упражнения.

  1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;

наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;

шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;

наличие необходимого оборудования согласно списку;

наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.

Материально-техническое обеспечение программы:

Перечень и количество оборудования, инструментов, материалов, необходимых для реализации программы и область их применения.

 -материал для рисования:

- гуашь (12 цветов) (15 наборов);

- восковые мелки (12 цветов) (15 наборов);

- графитные карандаши (2м-3м) (15 шт.);

- бумага различной плотности, цвета и размера;

- трафареты, печатки;

 - трубочки,

 - ластики,

 - поролоновые губки,

 - зубные щетки,

 - зубочистки;

- палитры (15 шт.);

- кисть «щетина» (15 шт.);

- кисти круглые беличьи (15 шт.);

           - банки для промывания ворса (15 шт.);

           - салфетки из ткани впитывающие воду (15 шт.);

- клей ПВА;

- фартуки; нарукавники

Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

Развитие детского творчества с помощью нетрадиционной техники рисования. Основная задача нетрадиционной техники рисования – научить детей с удовольствием рисовать, работать с различным материалом, фантазировать.

Задачи воспитательной работы

- воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;
- развивать умения поддерживать беседу;
- формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Формы воспитательной работы

беседа, экскурсия,

Методы воспитательной работы

рассказ, беседа, пример,

Планируемые результаты воспитательной работы

Планируемые результаты освоения программы :
— самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, иметь представления о нетрадиционной технике рисования и применять их;
— выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок;
— проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
— развить смекалку и фантазию;
— развить мелкую моторику руки;
— развить речь, память и внимание.
— сформирован интерес к нетрадиционной технике рисования;
— навык коллективной деятельности.

  1. Список литературы

для педагога:

Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованы родителей.-СПб.: КАРО,2010.

для обучающихся:

- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

для родителей (законных представителей):

1.Изобразительная деятельность. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Губанова А.П., Бухарева Л.Н., 2008 г.
2. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте 3-7лет/ Салинен Е.В., 2010г
3.Рисование веревочкой: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности/ Никитина А. В., 2006г.
4. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / Лыкова И.А., 2009г.
5. «Рисуем и считаем» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.
6. «Учим Азбуку» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.


Информация для карточки в Навигаторе

Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская"

Публичное название: «Творческая мастерская»

Краткое описание:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" относится к художественной направленности. Данная программа позволит детям 4-5 лет освоить нетрадиционные техники рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...