Программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
В программе рассказывается о нетрадиционной технике рисования с детьми 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 74.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждения "Видновская гимназия"
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № ____________ от _____________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Видновская гимназия» Е.Ю.Борисова Приказ № _____ от_________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Творческая мастерская»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: стартовый
Разработчик программы:
воспитатель
Тычинина Оксана Сергеевна
г.Видное, 2024 год .
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы 3
1.2. Цель и задачи программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы 5
1.4. Учебно-тематический план 5
1.5. Содержание учебно-тематического плана 6
2. Комплекс организационно-педагогических условий 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Формы аттестации/контроля 10
2.4. Методическое обеспечение программы 10
2.5. Условия реализации программы 10
2.6. Воспитательный компонент 11
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации МАОУ "Видновская гимназия";
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МАОУ "Видновская гимназия";
Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МАОУ "Видновская гимназия";
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой
формы:
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020
г.№ 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ».
Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме МАОУ «Видновская гимназия»;
Договор о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Нормативные документы, регулирующие использование
электронного обучения и дистанционных технологий.
Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МАОУ «Видновская гимназия»;
Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ.
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09)
Направленность (профиль): художественная
Актуальность программы:
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Отличительные особенности программы:
Отличительная особенность программы. Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические
принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не
информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики
Новизна программы:
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 4-5 лет. В этом возрасте дети начинают осваивать новые нетрадиционные техники рисования.
Уровень освоения программы: стартовый
Наполняемость группы: 15 человек
Объем программы: 36 часов
Срок освоения программы: 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут
Форма реализации: с применением дистанционных образовательных технологий
Форма(ы) обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав группы является постоянным.
Цель и задачи программы
Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные образовательные результаты:
К предметно-образовательным результатам в нетрадиционной технике рисования относятся:
- Владение нетрадиционными приёмами и техниками рисования.
- Проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными материалами.
- Умение передавать образы предметов окружающего мира разными изобразительными средствами.
- Развитие познавательного интереса детей.
- Повышение уровня воображения и самооценки.
- Расширение и обогащение художественного опыта детей.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщённые способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Метапредметные результаты:
К метапредметные результаты в нетрадиционной технике рисования включают:
- Выраженный интерес к нетрадиционным техникам рисования, стремление к самостоятельности, аккуратности при решении творческих задач и реализации собственного замысла.
- Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с помощью взрослого в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе любой творческой деятельности.
- Опыт сотрудничества со взрослыми и сверстниками при решении различных творческих задач.
- Активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях.
Личностные результаты:
К нетрадиционные техники рисования способствуют развитию у детей следующих личностных качеств:
- Эффективное развитие мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Активное формирование изобразительных навыков и умений.
- Освоение сенсорных эталонов.
- Формирование основ художественно-эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
- Развитие творческой активности и самостоятельности.
- Освоение позиции активного участника изобразительной деятельности, создателя собственных произведений.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. (ФЗ № 273, ст. 2, п. 22).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы и содержит:
название модулей и тем учебных занятий;
трудоемкость (общее количество часов, количество теоретических и практических часов);
формы аттестации обучающихся.
Если программа включает модули и/или реализуется на протяжении нескольких лет обучения, тогда для каждого модуля или года обучения составляется отдельный учебно-тематический план. Наличие разделов не обязательно.
В учебно-тематическом плане каждый модуль должен иметь завершенную форму и заканчиваться подведением промежуточных итогов (проведением промежуточной аттестации) и итоговым занятием.
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Диагностическая карта |
2 | «Разноцветные шары в небо улетели» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
3 | «Красивые цветы» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
4 | «Яблоки поспели» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
5 | «Осень золотая» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
6 | «Сказочное дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
7 | «Скучно гному одному» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
8 | «Кто в доме живет» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
9 | «Снегурочка» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
10 | «Открытка к новому году» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
11 | «Подарки для зайки» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
12 | «Маленькой елочки холодно зимой» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
13 | «Зимнее дерево» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
14 | «Ехал автобус по дороге» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
15 | «Моя любимая игрушка» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
16 | «Разноцветные флажки» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
17 | «Рыбки плавают в аквариуме» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
18 | «Повстречался колобок с лисой» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
19 | «Расцвели красивые цветы» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
20 | «Козлятки « | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
21 | «Зайчик» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
22 | «Стоял в поле теремок» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
23 | «Солнышко» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
24 | «Моя любимая кукла» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
25 | «Дом» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
26 | «Самолет летит по небу» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
27 | «Плывут утята по реке» | 1 | 0.5 | 0.5 | Рисунок |
28 | Диагностика | 1 | 0.5 | 0.5 | Диагностическая карта |
28 | |||||
«Разноцветные шары в небо улетели» |
Задачи:
Продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы. Формировать умение:
- сравнивать эти формы выделять их отличия;
- передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы; - передавать изображение предметов в разном положении (подул ветер, шарики наклонились влево или вправо)
- закрашивать рисунки методом штриховки (сверху вниз или слева направо, не выходя за приделы контура)
Оборудование: Набор карандашей, фломастеры
"Яблоки поспели"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви;
- приёмам рисования листы и яблок;
- передавать в рисунке образ фруктового дерева;
Закреплять:
- приёмы рисования карандашами;
Оборудование: Набор карандашей, фломастеры
"Красивые цветы"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке части растения (стебель, листья, цветы);
Закреплять:
- умение рисовать кистью и красками;
- правильно держать кисть, промакивать её и осушать;
- совершенствовать умения рассматривать рисунки и выбирать лучшие Развивать:
- эстетическое восприятие;
- чувство цвета
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой.
"Осень золотая"
Задачи:
Формировать умение:
- изображать осень, свои ощущения и чувства, связанные с этим временем года; познакомить с картинами художников пейзажистов И.И. Левитана, И.И. Шишкина.
Закреплять:
- умение рисовать деревья красками.
Знакомить с разными, новыми приёмами изображения деревьев (пятном, мазком, линиями).
Развивать:
-чувство цвета, формы, формообразующие движения руки.
Воспитывать самостоятельность, творческую активность
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Сказочное дерево"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке образ сказочного дерева;
Упражнять:
- в передаче правильного строения дерева;
Развивать:
- творческое воображение, способности, речь.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Скучно гному одному, друга нарисуй ему"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке образ маленького человечка
- сказочного гномика;
- составлять изображение из простых частей; (голова - круг, треугольная рубашки и рукава)
- соблюдать в рисунке соотношение по величине (в упрощённом виде); Закреплять;
- умение пользоваться красками и кистями;
- умение образно оценить готовые рисунки.
Развивать:
-творческий интерес к работе
-чувство листа;
- чувство цвета;
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Кто в каком домике живёт"
Задачи:
Формировать умение:
- изображать предметы, состоящих из квадратных, прямоугольных и треугольных частей. (Скворечник, будка)
Развивать:
- рассказывать детям о том, как нужно заботиться о животных и птицах. Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Снегурочка"
Задачи:
Формировать умение:
- изображать образ Снегурочки в шубке;
- составлять изображение из простых частей (круг, треугольник)
Закреплять:
- знание о геометрических фигурах (круг, треугольник);
- умение правильно пользоваться кистью (промывать кисть и осушать её, промокая о салфетку;
- умение рисовать кистью и красками;
Развивать:
- творческую фантазиию;
- творческое мышление, понимание того, что с помощью формы, линий и цвета можно нарисовать предмет, и передать настроение созданного образа (грустный, весёлый, плачет, смеётся). Превратить повседневную одежду в праздничную.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
«Новогодняя открытка»
Задачи:
Формировать умение:
- самостоятельно определять содержание праздничной открытки;
- придумывать форму новогодних игрушек;
- свободно располагать их на листе;
Формировать:
- навык рисование штрихов в разных направлениях кончиком кисти, изображая иголочки на ветках;
Закреплять:
- технические приёмы рисования (правильно и аккуратно пользоваться кистью и красками);
Развивать: эстетические чувства, желание поздравить близких с праздником, порадовать их.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Подарки для заиньки на ёлочке маленькой"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать ёлочные игрушки;
Закреплять:
- навыки рисования округлых и конусообразных форм (морковка для зайчика); - знание формы и цвета;
Воспитывать:
- любовь и сочувствие к животным;
- желание им помочь.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Маленькой ёлочке холодно зимой "
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке несложный сюжет (большие и маленькие ёлочки покрытые снегом);
- рисовать ёлочку с удлинёнными к низу ветвями;
- изображать снег на ветвях, методом наложения цвета (накладывать одну краску на другую по высыханию);
- равномерно заполнять пространство листа изображением;
Развивать:
- глазомер;
- образное восприятие;
- желание создать красивый сюжетный рисунок.
Закреплять:
- умение рисовать красками.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой
"Зимнее дерево"
Задачи:
Формировать умение:
- использовать разный нажим кистью для изображения зимнего дерева с толстыми и тонкими ветвями;
- передавать красоту зимнего дерева;
Закреплять:
- умение правильно пользоваться кистью и красками;
Развивать:
- образное восприятие, воображение, творчество.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Ехал автобус по дороге"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать предметы прямоугольной, квадратной, круглой формы;
- изображать транспортные средства (автобус)
- располагать изображение предмета на листе с учётом пропорций;
Закреплять:
- знания о транспортных средствах (грузовой, пассажирский);
- знания о цвете и форме;
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Моя любимая игрушка"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке задуманный образ;
- создавать изображение;
- правильно передавать относительные размеры и форму частей;
- рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Развивать:
- фантазию;
- художественный вкус;
Закреплять:
- навыки рисования красками;
Формировать:
- положительное эмоциональное отношение к рисункам
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
" Разноцветные флажки"
Задачи:
Формировать умение:
- создавать простейший ритм изображений;
- рисовать предметы, чередуя цвет по своему выбору (красный флажок, синий флажок или жёлтый флажок, зелёный т.д.)
- учить правильно пользоваться кистью и краской, промывать кисть и осушать её после каждого цвета;
Закреплять:
- умение проводить горизонтальные и вертикальные линии;
- умение рисовать предметы прямоугольной формы;
- закреплять умение закрашивать предмет, аккуратно не выходя за контур (для рисования фломастерами)
Развивать:
- эстетическое чувство;
- чувство ритма и композиции.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры
"Рыбки плавают в аквариуме"
Задачи:
Формировать умение:
- изображать рыбок, плавающих в разных направлениях;
- правильно передавать форму хвоста и плавников;
- передавать оттенки цвета;
Закреплять:
- умение рисовать овальные формы;
- умение рисовать фломастером штрихи разных видов по высыханию краски;
- умение накладывать один цвет на другой, по высыханию краски;
- умение рисовать фломастером, передавать толщину линии регулируя нажим на фломастер;
Развивать:
- художественный вкус;
- чувства цвета и фантазию.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Повстречался колобок с лисой"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать сказочные образы (колобка и лисички, или другого персонажа из сказки "Колобок" по желанию ребёнка)
- учить рисовать лису;
- создавать сюжетную композицию;
Закреплять:
- умение правильно располагать изображение предметов на листе с учётом их пропорций;
- умение видеть отличие предметов по величине и пропорции частей. Воспитывать:
- любовь и бережное отношение к животным
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Расцвели красивые цветы"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать красивые цветы;
- использовать разнообразные формообразующие движения;
- рисовать кончиком кисти и всем ворсом;
Закреплять:
- умение рисовать разные формы и элементы (круг, овал, точки, мазки, линии) Развивать:
- чувство цвета и ритма;
- эстетическое чувство (продуманно брать цвет краски);
- представление о красоте природы;
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Козлятки выбежали погулять на лужок"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать четвероногих животных;
- компоновать на листе 2-3 предмета, объединяя их сюжетом;
- учить сравнивать животных, выделять общее и различное;
Закреплять:
- умение рисовать овальные формы;
- знание о том, что у всех животных тело овальной формы;
- умение работать кистью, используя знакомые приёмы;
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Зайчик, зайчик - попрыгайчик"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать зайца;
- закреплять:
- умения рисовать округлые и комбинированные формы и передавать с их помощью образы животных;
- умения передавать расположение нескольких предметов на листе;
Развивать:
- образные представления, воображение и творчество.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Стоял в поле теремок"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке образ сказки;
- рисовать теремок, используя различные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- учить правильно, передавать относительные размеры;
- подбирать самостоятельно цвета красок;
- украшать теремок декоративными элементами (кружочки, точки, мазки) Развивать:
- самостоятельность, творческую фантазию;
Закреплять:
- закреплять умение рисовать кистью разными способами.
Оборудование: Краски, печати, кисти, салфетка, баночка с водой
"Стоял в поле теремок"
Задачи:
Формировать умение:
- передавать в рисунке образ сказки;
- рисовать теремок, используя различные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- учить правильно, передавать относительные размеры;
- подбирать самостоятельно цвета красок;
- украшать теремок декоративными элементами (кружочки, точки, мазки) Развивать:
- самостоятельность, творческую фантазию;
Закреплять:
- закреплять умение рисовать кистью разными способами.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой
"Моя любимая кукла"
Задачи:
Формировать умение:
- создавать в рисунке образ куклы;
- внимательно рассматривать рисунки, выбирать лучший из них;
- обосновывать свой выбор;
Закреплять:
- навыки рисования краской;
- умение передавать форму, расположение частей фигуры человека; Оборудование: Краски, трафареты, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Дом, в котором мы живём"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать большой многоэтажный дом;
- передавать прямоугольную форму стен, ряды окон;
Развивать:
- умение дополнять изображение на основе впечатлений об окружающей жизни;
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой, фломастеры (можно использовать при дорисовке)
"Самолёты летят сквозь облака"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать самолёты;
Развивать:
- композиционные умения;
- навыки рисования контура предмета фломастером (карандашом);
- образное восприятие и образные представления;
Закреплять:
- приёмы работы красками и кистью;
Вызывать:
- положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. Оборудование: Краски, кисти, трафареты
"Плывут утята по реке"
Задачи:
Формировать умение:
- рисовать утку и утят;
- изображать фигурки из овальной формы;
- создавать сюжетную композицию;
Развивать:
- умение размещать изображения на всей плоскости листа, передавая относительные размеры (утята маленькие, утка большая);
- воображение, образное восприятие;
Воспитывать:
- любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: Краски, кисти, салфетка, баночка с водой Фломастеры (можно использовать при дорисовке)
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.д.
Календарный учебный график оформляется в виде таблицы, содержащей информацию о месяце проведения занятий (дата, время и место проведения указывается по желанию), форме занятия, количестве часов, теме занятия и форме контроля.
Календарный учебный график составляется на весь указанный период обучения.
Место проведения: групповая комната
Время проведения занятий: 16.00 – 16.20
Год обучения: 2024 – 2025 г
Количество учебных недель: 28
Количество учебных дней: 28
Сроки учебных периодов: 1 полугодие – с 01 октября 2024 г по 31 декабря 2024 г
2 полугодие – с 01 января 2025 г по 30 апреля 2025 г
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Месяц | Примечание |
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 | Диагностика | Тестирование | Октябрь | |
2 | «Разноцветные шары в небо улетели» | 1 | Занятие | Наблюдение | Октябрь | |
3 | «Яблоки поспели» | 1 | Занятие | Наблюдение | Октябрь | |
4 | «Красивые цветы» | 1 | Занятие | Наблюдение | Октябрь | |
5 | «Осень золотая» | 1 | Занятие | Наблюдение | Ноябрь | |
6 | «Сказочное дерево» | 1 | Занятие | Наблюдение | Ноябрь | |
7 | «Скучно гному одному» | 1 | Занятие | Наблюдение | Ноябрь | |
8 | «Кто в доме живет» | 1 | Занятие | Наблюдение | Ноябрь | |
9 | «Снегурочка» | 1 | Занятие | Наблюдение | Декабрь | |
10 | «Открытка к новому году» | 1 | Занятие | Наблюдение | Декабрь | |
11 | «Подарки для зайки» | 1 | Занятие | Наблюдение | Декабрь | |
12 | «Маленькой елочке холодно зимой» | 1 | Занятие | Наблюдение | Декабрь | |
13 | «Зимнее дерево» | 1 | Занятие | Наблюдение | Январь | |
14 | «Ехал автобус по дороге» | 1 | Занятие | Наблюдение | Январь | |
15 | «Моя любимая игрушка» | 1 | Занятие | Наблюдение | Январь | |
16 | «Разноцветные флажки» | 1 | Занятие | Наблюдение | Январь | |
17 | «Рыбки плавают в аквариуме» | 1 | Занятие | Наблюдение | Февраль | |
18 | «Повстречал колобок с лисой» | 1 | Занятие | Наблюдение | Февраль | |
19 | «Расцвели красивые цветы» | 1 | Занятие | Наблюдение | Февраль | |
20 | «Козлятки» | 1 | Занятие | Наблюдение | Февраль | |
21 | «Зайчик» | 1 | Занятие | Наблюдение | Март | |
22 | «Стоял в поле теремок» | 1 | Занятие | Наблюдение | Март | |
23 | «Солнышко» | 1 | Занятие | Наблюдение | Март | |
24 | «Моя любимая кукла» | 1 | Занятие | Наблюдение | Март | |
25 | «Дом» | 1 | Занятие | Наблюдение | Апрель | |
26 | «Самолет летит по небу» | 1 | Занятие | Наблюдение | Апрель | |
27 | «Плывут утята по реке» | 1 | Занятие | Наблюдение | Апрель | |
28 | Диагностика | 1 | Диагностика | Тестирование | Апрель |
Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:
творческая работа, конкурс,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:
наблюдение, беседа,
Особенности организации аттестации/контроля:
Особенности организации контроля по нетрадиционной технике рисования могут включать следующие аспекты:
Виды контроля:
- Текущий контроль - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся (педагогическое наблюдение).
- Промежуточный контроль - проверка уровня освоения программы за полугодие (анализ творческих работ обучающихся).
- Итоговый контроль - определение уровня освоения программы по окончании всего курса обучения (анализ творческих работ, участие в конкурсах, выставках).
- Критерии оценки - могут включать компоненты художественно-образных качеств учебных и творческих работ. Например, композиция, аккуратность, самостоятельность.
- Оценочные материалы
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
-Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета
-Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
- Правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками
-Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель.
Методическое обеспечение программы
Методические материалы:
Методические материалы по нетрадиционным техникам рисования :
«Пальчики-палитра»,
«Печать от руки»;
«Печатка»;
«Монотипия»;
«Тампонирование»;
«Кляксография»;
«Набрызг»;
«Рисование по сырой бумаге»;
«Цветные ниточки»;
«Граттаж»;
«Рисование по манке».
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования развивают наблюдательность, творческие способности и художественный вкус.
Методики и технологии:
Существует множество методик и технологий нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:
- Рисование ватными дисками. Можно рисовать, сложив их пополам, в четверть или целым.
- Рисование отпечатками. На отпечатываемую поверхность наносится краска, после чего на лист бумаги ставится отпечаток.
- Кляксография. На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Затем берется трубочка и выдувается воздух на кляксу.
- Рисование вилкой. На вилку набирается краска из плоской тарелочки, после чего плоской поверхностью вилки делается отпечаток.
- Рисование нитью. Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакивается в краску и прикладывается к листу бумаги.
- Рисование губкой или кусочком поролона. Кусочек поролона зажимается бельевой прищепкой, опускается в краску и наносится отпечаток.
- Рисование набрызгом. Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берется немного краски, после чего с помощью расчески она разбрызгивается над листом бумаги.
- Рисование штампиками. Штампик легко сделать из пластилина. Пластилин наносится на брусочек, кубик и т. д. Острым предметом изображается на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор.
- Рисование свечой. На плотном листе бумаги или картона дети рисуют свечой по замыслу. Лист закрашивается акварельной краской. Сквозь акварель будут выступать восковые изображения.
В рамках ознакомления с нетрадиционными техниками рисования эффективно использовала современные педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие.
2. Игровые технологии.
3. ТРИЗ и РТВ-технологии.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
Одним из таких средств являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют:
- формировать умения у воспитанников играть или заниматься каким либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развивать способности объединяться на основе интереса к деятельности; - поддерживать самостоятельную деятельность детей.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательную гимнастику (игры с использованием разнообразных приспособлений и предметов: «Забей мяч в ворота», мыльные пузыри, одуванчики, игры на поддувание).
2. Артикуляционную гимнастику (например, упражнения и сказки о «Веселом язычке»).
3. Самомассаж (при помощи грецкого ореха, шестигранного карандаша и др.).
Краткое описание работы с методическими материалами:
Краткое описание работы по рисованию в средней группе может включать следующие аспекты:
- Развитие творческих способностей. Дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, например, пальчиками, ладошкой, оттиском пробкой, рисованием свечой.
- Формирование навыков. Дети учатся основам создания художественных образов, а также практическим навыкам работы в рисовании, лепке, аппликации.
- Экспериментирование с материалами. Дети свободно экспериментируют с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- Развитие сенсорных способностей. Восприятие цвета, ритма, формы, объёма в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т. д..
- Воспитание аккуратности. Дети учатся бережно относиться к материалам, используемым в работе.
- Проявление творческой активности. Дети проявляют творческую активность и развивают уверенность в себе.
- Формы работы могут включать: рассматривание картин и книжных иллюстраций, оформление выставок, чтение и обсуждение художественных произведений, пальчиковые игры и упражнения.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 15 человек и отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся;
шкафы стеллажи для оборудования, а также разрабатываемых и готовых прототипов проекта;
наличие необходимого оборудования согласно списку;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители животных и растений, научная и справочная литература, наглядный материал, раздаточный материал, методическая литература.
Материально-техническое обеспечение программы:
Перечень и количество оборудования, инструментов, материалов, необходимых для реализации программы и область их применения.
-материал для рисования:
- гуашь (12 цветов) (15 наборов);
- восковые мелки (12 цветов) (15 наборов);
- графитные карандаши (2м-3м) (15 шт.);
- бумага различной плотности, цвета и размера;
- трафареты, печатки;
- трубочки,
- ластики,
- поролоновые губки,
- зубные щетки,
- зубочистки;
- палитры (15 шт.);
- кисть «щетина» (15 шт.);
- кисти круглые беличьи (15 шт.);
- банки для промывания ворса (15 шт.);
- салфетки из ткани впитывающие воду (15 шт.);
- клей ПВА;
- фартуки; нарукавники
Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
Развитие детского творчества с помощью нетрадиционной техники рисования. Основная задача нетрадиционной техники рисования – научить детей с удовольствием рисовать, работать с различным материалом, фантазировать.
Задачи воспитательной работы
- воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;
- развивать умения поддерживать беседу;
- формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Формы воспитательной работы
беседа, экскурсия,
Методы воспитательной работы
рассказ, беседа, пример,
Планируемые результаты воспитательной работы
Планируемые результаты освоения программы :
— самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, иметь представления о нетрадиционной технике рисования и применять их;
— выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок;
— проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
— развить смекалку и фантазию;
— развить мелкую моторику руки;
— развить речь, память и внимание.
— сформирован интерес к нетрадиционной технике рисования;
— навык коллективной деятельности.
Список литературы
для педагога:
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованы родителей.-СПб.: КАРО,2010.
для обучающихся:
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
для родителей (законных представителей):
1.Изобразительная деятельность. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Губанова А.П., Бухарева Л.Н., 2008 г.
2. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте 3-7лет/ Салинен Е.В., 2010г
3.Рисование веревочкой: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности/ Никитина А. В., 2006г.
4. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации / Лыкова И.А., 2009г.
5. «Рисуем и считаем» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.
6. «Учим Азбуку» занимательная книга с трафаретом/ ООО «Полиграф-Проект» 2012г.
Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская"
Публичное название: «Творческая мастерская»
Краткое описание:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" относится к художественной направленности. Данная программа позволит детям 4-5 лет освоить нетрадиционные техники рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...