Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Федяева Александра Валерьевна
Рабочая программа по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова) в рамках реализации программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. (дети от 5 до 6 лет, старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

приказ № 49  от «31» августа 2024 г.

Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова 

 Рабочая программа

по ознакомлению с изобразительной деятельностью в детском саду (Т.С.Комарова)

в рамках реализации программы

«От рождения до школы»

Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,

М.А.Васильева.

(дети от 5 до 6 лет, старшая группа)

                                                                               

                                                Авторы-составители:

                                                                          воспитатель Плотникова И.В.,

                                                                          воспитатель Федяева А.В.

                                                                                                 

                   

г. Ростов – на - Дону

2024г.


Пояснительная записка

Нормативные основания.Рабочая программа разработана в соответствии с ФОП ДО и ФГОС на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и методических пособий: Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», соответствует нормативным и законодательным актам. Программа разработана в соответствии с:

  •  Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
  •  приказом Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. №31 «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  •  приказом Министерства просвещения РФ от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказом Министерства просвещения РФ от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373»;
  • санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 действующим до 1 марта 2027 года.
  • санитарными правилами и нормамиСанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32, действующим до 1 января 2027 года.
  • санитарными правилами и нормами 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, действующим до 1 января 2027 года.
  • образовательной  программой  дошкольного образования МБДОУ №22  
  • уставом  МБДОУ № 22 «Карамелька»

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей  группы.  Направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,  формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 5-6  лет.

 Направленность: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», расширение сенсомоторного опыта дошкольников, развитие и совершенствование графических и изобразительных навыков и умений, развитие изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающее желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Цель- разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи: 

• продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

• развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

• обогащать у детей сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

• закреплять у детей знания об основных формах предметов и объектов природы;

• развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира;

• в процессе восприятия предметов и явлений развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;

• формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

• совершенствовать у детей изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;

• развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;

• поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;

• обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей;

• инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, группа на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов);

• продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городецкая роспись, Полховско-майданская роспись, Гжельская роспись), расширять представления о народных игрушках (городецкая игрушка, богородская игрушка, матрешка, бирюльки);

• развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);

• поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

• поддерживать личностное творческое начало;

• формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок

Принципы:

  • принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом.
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
  • принцип обогащения сенсорно – чувственного опыта.
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
  • принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Формы реализации:

  • ООД (занятия)
  •   беседы,
  •  наблюдения,
  •  игровые занятия,
  • элементарные опыты,
  •  проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  •  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Условия реализации:

  • Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон. Центр изо-деятельности:  оснащенный развивающими материалами: произведения народного искусства, наглядно-дидактические пособия серии «Мир в картинках», «Рассказы по картинкам», Плакаты, Произведения живописи, Скульптуры малых форм, основные цвета, палитра, бумага тонкая и плотная, цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные и восковые мелки, фартуки и нарукавники, пластилин, альбомы, ножницы, клей, фон разного цвета, инвентарь для уборки рабочего места, бросовый материал для ручного труда, краски для рисования пальцами и ладошками.
  • совместную деятельность педагога с детьми; например: конкурсные работы, коллажи и т.д.
  • самостоятельную деятельность детей;
  • проведение контрольно-диагностических занятий - 1 раз в конце каждого квартала;
  • проведение занятий сопровождается  использованием инструментов интерактивной доски; ноутбука, проектора.

Прогнозируемые результаты: 

 • Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
   • Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
   • Знать особенности изобразительных материалов.
   • Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
   • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
   • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
   • Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Учебно-тематический план

Учитывая контингент детей посещающих группу, в основном это дети разрыв возрастного диапазона которых составляет не больше 6 месяцев разработан учебно-тематический план. Расчет нагрузки  ООД в рабочей программе осуществляется из расчета академических часов. Программа рассчитана на проведение  ООД  72 занятия  в год (2 раз в неделю), длительность проведения  ООД – не более 25 минут.

Месяц

  Тема занятия

Целевые ориентиры

Дата/время

Сентябрь

1.

«Картинка про лето»

-Продолжать развивать образное восприятие, образные представления. Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы.

-Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава), и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее.

-Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.

2.09.24

2.

«Знакомство с акварелью»

-Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

-Учить способам работы акварелью (смачивать краски перед рисованием, стряхивая каплю воды, набранной на кисть, на каждую краску; разводить краску водой для получения разных оттенков одного цвета; тщательно промывать кисти, осушая ее о тряпочку, салфетку и проверяя чистоту промывания кисти).

6.09.24

3.

«Космея»

- Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет.

-Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

9.09.24

4.

«Укрась платочек ромашками»

 -Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки).

-Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции. Продолжать учить рисовать красками.

13.09.24

5.

«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»

-  Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок.

-Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске).

-Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе.

16.09.24

6.

«Чебурашка»

-  Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды).

-Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки).  

20.09.24

7.

«Что ты больше всего любишь рисовать»

  - Учить детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения.

-Воспитывать стремление доводить замысел до конца.

- Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

23.09.24

8.

«Осенний лес» («Степь»)

-Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по разному изображать деревья, траву, листья.

- Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

27.09.24

Октябрь

9.

«Идет дождь»


   Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной).

30.09.24

10.

 «Веселые игрушки»

 Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Развивать фантазию. Учить выбирать материал для рисования по своему желанию.

4.10.24

11.

«Дымковская слобода» (деревня)» (Коллективная композиция)

    Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

7.10.24

12.

«Девочка в нарядном платье»

Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.
 

11.10.24

13.

«Знакомство с городецкой росписью»

Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

14.10.24

14.

«Городецкая роспись»

    Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

18.10.24

15.

«Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»


Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки).

21.10.24

16.

Рисование по замыслу

Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

25.10.24

Ноябрь

17.

«Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»

Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр.

28.10.27

18.

«Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

 Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Развивать умение оценивать рисунки.

1.11.24

19.

«Сказочные домики»    Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»



Учить создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

8.11.24

20.

«Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

   Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

11.11.24

21.

«Моя любимая сказка»


   Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.

15.11.24

22.

«Грузовая машина»

Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор – прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

18.11.24

23.

«Роспись олешка»

 Учить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров. Учить выделять основные элементы узора, их расположение. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы рисования красками. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.

22.11.24

24.

Рисование по замыслу

Развивать умение детей задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Продолжать учить рисовать акварелью. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

25.11.24

Декабрь

25.

«Зима»


Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.
 

29.12.24

26.

«Большие и маленькие ели»

Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые – светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
 

2.12.24

27.

«Птицы синие и красные»

Учить детей передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво располагать птиц на листе бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.

6.12.24

28.

Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски»

Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

9.12.24

29.

Рисование по замыслу

 Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

13.12.24

30.

 «Снежинка»

   Учить рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка.

16.12.24

31.

 «Наша нарядная елка»

Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.
 

20.12.24

32.

«Усатый-полосатый»

Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (или цветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

23.12.24

Январь

33.

«Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике»

Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника; рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов, их характерные особенности. Учить красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение, творчество.

27.12.24

34.

«Дети гуляют зимой на участке»

Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
 

13.01.25

35.

«Городецкая роспись»

 Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

16.01.25

36.

«Машины нашего города (села)»

Учить детей изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины. Развивать творчество. Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами.

20.01.25

37.

 «Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“»

Развивать образные представления детей. Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры. Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами. Развивать художественное творчество.

24.01.25

38.

«По мотивам городецкой росписи»

Продолжать развивать представления детей о городецкой росписи, умение создавать узор по ее мотивам, используя составляющие ее элементы и колорит. Закреплять приемы рисования кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.

27.05.25

39.

«Нарисуй своих любимых животных»

   Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию, развивать представление о выразительных возможностях выбранного материала. Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

31.01.25

40.

Рисование по замыслу

 Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

-

Февраль

41.

«Красивое развесистое дерево зимой»

    Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение (одно дерево на листе). Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш (мелок, сангина, угольный карандаш) для передачи более светлых и более темных частей изображения. Учить использовать линии разной интенсивности как средство выразительности. Развивать эстетическое восприятие.

3.02.25

42.

«По мотивам хохломской росписи»

    Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

7.02.25

43.

«Солдат на посту»

-Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использовать навыки рисования и закрашивания изображения. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии.

10.02.25

44.

«Деревья в инее»

-Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы. Упражнять в рисовании сангиной, в рисовании гуашью (всей кистью и ее концом). Вызывать эстетические чувства, развивать умение любоваться красотой природы и созданными изображениями.
 

14.02.25

45.

«Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

17.02.25

46.

«Пограничник с собакой»

 Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и ее частей. Учить удачно располагать изображение на листе. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами (цветными восковыми мелками).

21.02.25

47.

«Домики трех поросят»

Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства (цветные карандаши, сангину), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать сангиной. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки.

28.02.25

48.

Рисование по желанию
   «Нарисуй, что интересного произошло в детском саду»

Учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения. Развивать фантазию, творческую активность. Закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами. Развивать умение замечать интересные темы, выделять их и высказывать свои суждения о них.

-

Март

49.

«Дети делают зарядку»

Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.

3.03.25

50.

«Картинка маме к празднику 8 Марта»

 Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

7.03.25

51.

«Роспись кувшинчиков»

 Учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать эстетическое восприятие.

14.03.25

52.

Рисование (с элементами аппликации) Панно «Красивые цветы»

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования. Формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками. Продолжать закреплять навыки коллективной работы.

17.03.25

53.

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»)

-Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

21.03.25

54.

Рисование по замыслу

 Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, сангиной, простым карандашом и др. Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.

24.03.25

55.

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

 Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи. Воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью. Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

28.03.25

56.

«Нарисуй какой хочешь узор»

-Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

31.03.25

Апрель

57.

«Это он, это он, ленинградский почтальон»

Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.

4.04.25

58.

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

   Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом. Вызывать радость от созданного изображения.

7.04.25

59.

«Роспись петуха»

Учить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского (или другого народного) орнамента. Развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие. Развивать творчество. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.

11.04.25

60.

«Спасская башня Кремля»

 
   Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине.

14.04.25

61.

«Красивые цветы» (По мотивам народного декоративного искусства)

Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др.). Учить задумывать красивый, необычный цветок. Закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша). Закреплять технические навыки рисования разными материалами.

18.04.25

62.

 «Дети танцуют на празднике в детском саду»

Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Формировать умение добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья пляшущих). Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы.

Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

21.04.25

63.

«Гжелевые узоры»

-Продолжить знакомить детей с гжельской росписью.

-Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

25.04.25

64.

Рисование по замыслу

 Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски, карандаши или другие материалы. Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор.

28.04.25

Май

65.

«Роспись силуэтов гжельской посуды»

формировать умение детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета.

Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям.

16.05.25

66.

«Салют над городом в честь праздника Победы»

-формировать умение детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре.

Развивать художественное творчество,

5.05.25

67.

«Весеннее небо»

-создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Формировать умение изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений.

19.05.25

68.

«Цветут сады»

 

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Формировать умение располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). 

 Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

23.05.25

69.

«Бабочки летают над лугом»

 Учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве

26.05.25

70.

«Картинки для игры „Радуга“»

-формировать умение детей создавать своими руками полезные вещи. Формировать желание создавать коллективно полезные и красивые вещи, радоваться созданному, рассматривать и оценивать коллективную работу.

-Развивать эстетические чувства: чувство цвета, пропорции, композиции.

30.05.25

71.

«Нарисуй какой хочешь узор»

-Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

-

72.

«Цветные страницы»

формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять приемы рисования акварелью, гуашью; учить разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета.

 Развивать воображение и творчество.

-

В связи с календарными праздниками; количество ООД, не вошедших в учебно-тематический  план, перенесены в совместную деятельность ребенка и взрослого.

                          Итого   72  ООД  в год.

   Диагностика результативности:

  • Реализация раздела программы «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
  • Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе познавательного развития.

Методическое  обеспечение

Литература:

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

  Наглядно-дидактические пособия  для детей:

           Серия «Народное искусство детям» .

«Гжель»; «Городецкая роспись по дереву»; «Дымковская игрушка»; «Музыкальные инструменты»;«Филимоновская народная игрушка»; «Хохлома».

Серия «Расскажите детям о…»:

«Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы»; «Расскажите детям о Московском Кремле».

Серия «Искусство - детям»:

«Волшебный пластилин»; «Городецкая роспись»; «Дымковская игрушка»; «Простые узоры и орнаменты»; «Сказочная гжель»; «Секреты бумажного листа»; «Тайны бумажного листа»; «Узоры северной Двины»; «Филимоновская игрушка»; «Хохломская роспись».

Электронный ресурс:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.

Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комарова Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа

Т.С Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду " старшая группа...

Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду"

От авторов Первая младшая группаКонспект занятия. Рисование карандашом. Кто что хочет и как хочетКонспект занятия. Рисование красками в первый разКонспект занятия. Лепка конфеток кукламКонспект з...

Программа "Изобразительная деятельность в детском саду" под редакцией Т.С.Комаровой

Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста....

"Изобразительная деятельность в детском саду" автор Т.С. Комарова Младшая группа

ldquo;Изобразительная деятельность в детском саду” Младшая группа...

Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа

Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...

Программа по художественно-эстетическому развитию «Изобразительная деятельность в детском саду». Автор Т. С. Комарова

Формирование у детей устойчивого интереса к художественному творчеству, обогащение сенсорного опыта, развитие образного эстетического восприятия, формирование эстетических суждений; воспитание самосто...