Занятия по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе «Дымковская роспись»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Жуйборода Дарья Александровна

Конспект занятия по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

«Дымковская роспись»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Задачи:

Обучающая:   знакомить с Дымковской росписью, расширять представление о народных игрушках

 Развивающая:  Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитательная:  воспитывать интерес к русскому народному промыслу, воспитывать гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества

Оборудование:  Презентация данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_11.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством в старшей группе

«Дымковская роспись»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

Задачи:

Обучающая:   знакомить с Дымковской росписью, расширять представление о народных игрушках

 Развивающая:  Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитательная:  воспитывать интерес к русскому народному промыслу, воспитывать гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества

Оборудование:  Презентация данной темы.

Ход

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационно-мотивационный

Звучит русско-народная музыка.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем?

Да, ребята, Россия – наша Родина. Она очень большая. В ней есть много городов и сёл, где живут и работают замечательные люди.

В одном из сёл нашей России работают мастера, которые превращают простые некрашеные глиняные игрушки в чудо-красоту.

Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого? Но сначала отгадайте загадку.

Игрушки эти не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

Правильно! Это дымковские игрушки.

Ответы детей

Основной

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими.

Показ презентации.

Что общего у всех этих игрушек? 

 А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие? 

Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? 

Какие узоры вы видите на игрушках? 

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины .Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз? В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Белой.

Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками. 

Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый

На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Заключительный

Дети, а теперь я предлагаю поиграть в игру! Называется «Золотые ворота»

Вспомним с вами правила игры: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

 Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

Вспоминают правила игры. Играют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

Сообщение из опыта работы "Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством"

Художественно-эстетическое развитие неразрывно связано с изобразительным искусством. Формирование у детей эмоциональной отзычивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства по...

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Консультация для педагогов "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством"...

Знакомство детей с народной культурой и традициями в старшей группе № 3 «Почемучки»

В 2020 году в в МКДОУ Детский сад п. Кедровый  прошли тематические недели: «Знакомство с народной культурой и традициями» (октябрь месяц), «Народная культура и традиции» (...

Методическая разработка по теме «Весёлая Дымка». Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе. "Дымковское лото".

Методическая разработка по теме «Весёлая Дымка».Знакомство с декоративно-прикладным искусством в старшей группе.Цель: закрепить знания детей об основных элементах и узорах Дымковской игруш...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством. Жостовская роспись подноса"

Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Дать представление о жостовском промысле, колорите, об истории происхождения жостовской росписи, об основных элементов росписи. Знакомить ...