Программа дополнительного образования
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Аннотация
к рабочей программе кружка «Чудеса в ладошкее»
Рабочая программа - индивидуальный инструмент руководителя кружка, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составили:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019
№ МР-81/02вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Содержание Программы в соответствии с «Положением о дополнительном бесплатном образовании в ДОУ» раскрывает цели и задачи реализации программы; принципы и подходы к формированию программы; методы и приемы, используемые в работе; планируемые результаты, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, календарный учебный график, методическое обеспечение программы, список используемой литературы.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с младшими дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Чудеса в ладошке» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В системе работы используются нетрадиционные способы рисования: рисование отпечатком руки, пальцев, кляксография, набрызг, монотипия, тампонирование, рисование с использованием бросового и природного материала, салфеток и т.п.
В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Разбивка перспективного плана по темам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении различных техник рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства: (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям).
Цель программы:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
- в процессе наблюдений знакомить детей с сезонными изменениями в природе: осень, зима, весна, замечать красоту природы и передавать ее в своих рисунках;
- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- обогащать и расширять художественный опыт детей;
- осуществлять художественно-эстетическое развитие младших дошкольников средствами изобразительного искусства, используя нетрадиционные техники рисования;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности, к ее результату.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (наблюдения за изменениями в природе)
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие мелкую моторику пальцев рук;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Дидактические принципы построения и реализации Программы
►► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
►► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и
развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
►► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
►► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
►► принцип развивающего характера художественного образования;
►► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
►► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы (индивидуальные творческо-практические и коллективные работы.
Предполагаемые результаты работы: к концу года дети познакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования: отпечаток, рисование отпечатком пальца, ладони, кляксография, набрызг, рисование свечой, монотипия, тампонирование, используют в работе различный природный материал: засушенные листья, цветы, семена крупы, цветной песок и др.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_v_ladoshke_2023_-2024.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Занятия по программе «Чудеса в ладошке» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В системе работы используются нетрадиционные способы рисования: рисование отпечатком руки, пальцев, кляксография, набрызг, монотипия, тампонирование, рисование с использованием бросового и природного материала, салфеток и т.п.
В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Разбивка перспективного плана по темам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении различных техник рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства: (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям).
Актуальность.
Изобразительное искусство является важной частью художественного воспитания и развития ребенка, и прежде всего, развития его эмоциональной сферы. Творчество привносит в жизнь радость, гармонию с самим собой и миром, побуждает к поиску, эксперименту и дарит открытие.
Рисование-один из самых творческих видов деятельности и, вместе с этим, имеющий неоценимое значение для эстетического, нравственного, умственного, трудового воспитания ребенка. Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит и слышит, воображает. Но, как правило, творческие способности детей скрыты, реализуются в малой степени. Большинство детей либо вообще боятся рисовать из-за несформированности умений, либо действуют только по образцу взрослого, не проявляя фантазию. Поэтому возникла необходимость «разбудить» творческие способности каждого ребенка с помощью нетрадиционных способов рисования.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- в процессе наблюдений знакомить детей с сезонными изменениями в природе: осень, зима, весна, замечать красоту природы и передавать ее в своих рисунках;
- познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- обогащать и расширять художественный опыт детей;
- осуществлять художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства, используя нетрадиционные техники рисования;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, к собственной деятельности, к ее результату.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (наблюдения за изменениями в природе)
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, развивающие мелкую моторику пальцев рук;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы (индивидуальные творческо-практические и коллективные работы)
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в понедельник, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «Чудеса в ладошке». Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 10 человек, время занятий 15 мин.
Предполагаемые результаты работы: к концу года дети познакомятся с различными техниками нетрадиционного рисования: отпечаток, рисование отпечатком пальца, ладони, кляксография, набрызг, рисование свечой, монотипия, тампонирование, используют в работе различный природный материал: засушенные листья, цветы, семена крупы, цветной песок и др.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов Всего Теория Практика | Формы аттестации/ контроля |
1 | Осень золотая | 12 2 10 | Выставка детских работ, Проектная деятельность |
2 | Зимушка-зима | 12 2 10 | Выставка детских работ, проектная деятельность |
3 | Весна-красна | 12 2 10 | Выставка детских работ, проведение открытого мероприятия |
Всего | 36 6 30 |
Содержание программы.
В рамках программы «Чудеса в ладошке» обучаю детей младшего возраста основным техникам нетрадиционного рисования:
- рисование пальчиком, ладошкой ватной палочкой (темы: «дождик лей, не жалей», «кисть рябинки», «снег, снег кружится», «наша елочка гори», «космические дали», «черемуха душистая»);
- тычок жесткой кистью (темы: «наши серые коты», «зайка беленький сидит», «такие разные елочки», «щенок и снег», «цыплята»);
- оттиск, отпечаток (темы: «волшебные листочки», «заюшкин огород», «яблочный компот», «тучки по небу плывут», «серебряный лес», «снегири в зимнем саду»);
- кляксография с трубочкой (темы: «осенний лес»,» веселые кляксы», «подводное царство»);
- рисование свечой (темы: «волшебные узоры», «праздничный салют», «яблони в цвету»);
- скатывание бумаги (темы: «снеговики в шапочках», «чудо-цветок», «ветка сирени»);
- монотипия предметная (темы: «осенний пейзаж у озера», «тучки по небу плывут»);
Описание основных нетрадиционных техник рисования:
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место Прове дения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 04.09 | 15.35 | Беседа с показом слайдов | 1 | «Осень к нам пришла» | ||
2 | сентябрь | 11.09 | 15.35 | Наблюдение за осенними изменениями в природе | 1 | «Сень золотая» | Участок детского сада | |
3 | сентябрь | 18.09 | 15.35 | Коллективная работа | 1 | «волшебные листья» | Выставка работ | |
4 | сентябрь | 25.09 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «Заюшкин огород» | Групповая комната | |
5 | октябрь | 02.10 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «яблочный компот» | Групповая комната | Выставка работ |
6 | октябрь | 09.10 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «осенний пейзаж» | Групповая комната | |
7 | октябрь | 16.10 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «Осенний лес» | ||
8 | октябрь | 23.10 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «У осеннего озера» | Групповая комната | Выставка детских работ |
9 | ноябрь | 03 .11 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «наши серые коты» | Выставка работ | |
10 | ноябрь | 06.11 | 15.35 | 1 | «тучки по небу плывут» | |||
11 | ноябрь | 13.11 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «лучистые льдинки | Групповая комната | |
12 | ноябрь | 23.11 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «Мороз-Воевода дозором обходит владенья свои» | Выставка детских работ | |
13 | декабрь | 04.12 | 15.35 | Беседа с показом слайдов | 1 | «Зимушка-зима» | Групповая комната | |
14 | декабрь | 11.12 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «зайка беленький сидит» | Групповая комната | Проектная деятельность |
15 | декабрь | 18.12 | 15.35 | Наблюдение за изменениями в природе зимой | 1 | «Замело все кругом» | Участок детского сада | |
16 | декабрь | 25.12 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «волшебные узоры» | Групповая комната | Выставка работ |
17 | январь | 15.01 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «такие разные елочки» | ||
18 | январь | 22.01 | 15.35 | 1 | «такие разные елочки» | Групповая комната | Выставка работ | |
19 | январь | 229.01 | 15.35 | 1 | «Наша елочка гори» | |||
20 | февраль | О5.02 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «серебряный лес» | Выставка работ | |
21 | февраль | 12.02 | 15.35 | 1 | «снегири в зимнем саду» | Групповая комната | ||
22 | февраль | 19.02 | 15.35 | 1 | «щенок и снег» | Проектная деятельность | ||
23 | февраль | 26.02 | 15.35 | 1 | «снеговики в шапочках» | Выставка работ | ||
24 | март | 05.03 | 15.35 | Творческо-практическое | 1 | «цветы для мамочки» | Групповая комната | |
21 | Март | 12.03 | 15.35 | Коллективная работа | 1 | «подводное царство» | Выставка работ | |
25 | Март | 19.03 | 15.35 | 1 | Подводное царство» | Выставка работ | ||
26 | март | 26.03 | 15.35 | Беседа о изменениях в природе весной | 1 | «Весна-красна» | Групповая комната | |
27 | апрель | О2.04 | 15.35 | Наблюдение за весенними изменениями на участке детского сада | 1 | «Весенняя капель» | Участок детского сада | |
28 | апрель | 09.04 | 15.35 | Коллективная работа | 1 | «космические дали» | Выставка работ | |
29 | апрель | 16.04 | 15.35 | 1 | «чудо-цветок» | |||
30 | апрель | 23.04 | 15.35 | 1 | «чудо-цветок» | |||
31 | апрель | 30.04 | 15.35 | Коллективная работа | 1 | «праздничный салют» | Выставка работ | |
32 | май | 07.05 | 15.35 | 1 | «черемуха душистая» | Групповая комната | ||
33 | май | 14.05 | 15.35 | 1 | «ветка сирени» | Открытое мероприятие | ||
334 | май | 21.05 | 15.35 | Коллективная работа | 1 | «желтый одуванчик» | Выставка работ | |
35 | май | 28.05 | 15.35 | 1 | диагностика | Диагностическая карта | ||
36 | май | Коллективная работа | Выставка детских работ за год. |
Методическое обеспечение программы:
1. Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Времена года», «Цветы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Космос».
2. Технологические карты к программе И.Л. Лыковой «Цветные ладошки»: «Лес», «Цветы», «Снежинки», «Фрукты», «Овощи», «Далекий космос», «Лесные зверюшки», «Кто пасется на лугу», «Ферма», «Природа».
3. «Игры с красками» Обучающие книги Г.Ю. Одинцова «Шлеп-цветок», «Шлеп-бабочка».
4. Серия альбомов Д.Н. Колдина «Это может ваш малыш», «Рисуем ладошками». Занятия с детьми 3-4 лет.
5. Наглядное пособие «Дерево» (для изучения времен года).
6. Дидактические игры: «Времена года», «Животные», «Цветы», «Овощи», «Фрукты»
7. Видео слайды «Времена года»
Список используемой литературы:
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
“Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
И.А.Лыкова «Цветные ладошки».
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...