Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования «Радужная композиция»
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Иркутская область
МО «Аларский район»
Комитет по образованию
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Забитуйский д/с
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий____Санжихаева В.М
Протокол №___ Приказ №____
От «___»______2024г. От «___»_______2024г.
Программа кружка по нетрадиционной
технике рисования
«Радужная композиция»
Возраст детей: с 3 - 4 лет
Срок реализации – 1 год
Воспитатель высшей категории
Дудова Мария Сергеевна
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества. Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.). Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
*Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
*Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками, скатанной бумагой, рисование манкой.
Нетрадиционные художественные техники (Приложение 1)
Подходы и методы их реализации:
Игры, игровые приемы. Организация и оформление выставок детских работ. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Режим работы кружка:
Занятия будут проводиться 1 раз в неделю с длительностью в 15 минут. В программе представлены 36 занятий, рассчитанных на учебный год (с 1 сентября по 31 мая). В ходе занятия будут проводиться физкультминутка, динамические паузы, пальчиковые игры или гимнастика для глаз.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные; -практические; -игровые;
Ожидаемый результат работы кружка:
- Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
- Содержание учебного плана
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, позитивный настрой при помощи приветствия.
Основные процедуры работы – дружеское приветствие, загадки или чтение отрывка из произведения, сказки, рассказа, подготовка к процессу рисования – мотивирование детей.
ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью движений, собственной речи;
- физкультминутки по теме занятия, гимнастика для глаз, музыкальные паузы и т.п. для необходимого отдыха, снятия напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивания нервной системы и восстановления работоспособности детей.
- рисование – применяются современные методы рисования, используется при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для современного рисования.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством обсуждения результатов рисования, а также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом. На занятиях организуется мини-выставка творческих работ. В конце года проводится итоговое занятие, составляется портфолио работ.
Нетрадиционные техники рисования:
I. Рисование ладошкой
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства, вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Рисование пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
V. Распыление краски на лист бумаги
Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.
VI. Точечный рисунок
Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Условия реализации программы
Для работы кружка должно быть достаточно просторное, светлое, соответствующее требованиям ФГОС: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием: доска-мольберт, столы, стулья и другая техника с учетом возрастных особенностей детей.
Необходимые материалы для деятельности кружка, это:
- бумага формата А4;
- фартук с нарукавниками детский;
- акварельные краски;
- краски пальчиковые;
- простой карандаш на каждого ребенка;
- точилка для карандашей одна;
- гуашь;
- индивидуальные клеенки или общие на рабочую поверхность;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- засушенные листья;
- пробки от бутылок;
- ватные палочки;
- поролон (можно губку);
- трубочки коктейльные;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- набор кисточек;
- вилка одноразовая;
- кисть для клея или щетина;
- ватные диски.
Календарно – тематическое планирование на 2024 – 2025 учебный год
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Октябрь | |||
1 неделя «Осенние листочки». | Отпечаток листьев. Набрызг. | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования |
2 неделя «Ёжик». | Рисование поролоновыми тампоном. | Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. | Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны. |
3 неделя «Чашка». | Рисование ватными палочками | Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками. | Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой. |
4 неделя «Божья коровка» | Оттиски печатками из картофеля | Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разного цвета. Развивать речь и мышление. | Печатки из картофеля, гуашь (красного, черного и белого цвета), альбомный лист. |
Ноябрь | |||
1 неделя «Цыпленок» | Тычок жесткой полусухой кисточкой | Учить детей рисовать предмет, состоящие из двух кругов. Простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета. используя тычок жесткой кисти. | Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш. |
2 неделя «Козлёнок». | Рисование пальчиками. | Учить детей рисовать пальчиками точки. Развивать мелкую моторику рук. | Альбомный лист, на котором нарисован силуэт козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка. |
3 неделя «Два петушка». | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, цветные карандаши, альбомный лист, |
4 неделя «Мои любимые рыбки» | Рисование гуашью по восковым мелкам | Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. | Акварель, восковые мелки, листы бумаги, кисти, Баночки с водой. |
Декабрь | |||
1 неделя «Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, коктейльное трубочки |
2 неделя «Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
3 неделя «Елочка» (продолжение). | Пластилинография. | Продолжить мозаику из пластилина. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. |
4 неделя «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Альбомный лист, серого цвета, кисти, белая гуашь. |
Январь | |||
2 неделя «Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. |
3 неделя «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. |
4 неделя «Птицы клюют ягоды»
| Рисование пальчиками, оттиск пробкой | Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки |
Февраль | |||
1 неделя «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) | Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой | Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). | Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь |
2 неделя «Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
3 неделя «Кораблики» | Рисование восковыми мелками и кистью | Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей, и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист бумаги акварельными красками. | Альбомный лист, восковые мелки, акварель, кисточки, баночки с водой. |
4 неделя «Снежинки». | Свеча, акварель | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти. |
Март | |||
1 неделя «Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. |
2 неделя «Золотая рыбка». | Рисование мыльными пузырями и ладошкой | Учить детей гуашь смешивается с шампунем, разливать в емкости, вставляется соломинка и выдувается воздух до образования шапки из маленьких пузырей, осторожно доставать соломинку и сверху прикладывается чистый лист и прижиматьладонью, получается отпечаток. | Альбомный лист, моющее средство, гуашь |
3 неделя «Берег реки». | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Лист бумаг, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. |
4 неделя «Облака». | Рисование по сырому фону | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
Апрель | |||
1 неделя «Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. |
2 неделя «Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень |
3 неделя «Травка» | Рисование ладошкой. | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. |
4 неделя «Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. |
Май | |||
1 неделя «Букет к 9 мая». | Пластилинография. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. | Открытки с цветами, картон, пластилин |
2 неделя «Салют». | Акварель, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | . Альбомный лист, восковые мелки, акварель, баночки с водой. |
3 неделя «Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
4 неделя «Расцвели одуванчики». | Метод тычка | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. | Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь. |
Список используемой литературы:
1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет»
3. Д. Н. Колдина «Рисование
детьми 4-5 лет»
Конспект занятия по нетрадиционному способу
«Отпечаток листьями»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток листьями.
Задачи:
1. Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка; Рассказать о времени года «Осень»
2. Развивать творческое мышление, воображение и восприятие; Развивать цветовосприятие; Развивать познавательный интерес в процессе рисования.
3. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.
Оборудование: белый лист бумаги формата А4, кисточки, гуашь трех цветов: желтая, зеленая, красная, разноцветные листочки, салфетки.
Ход НОД:
Входит Медвежонок: Здравствуйте, ребятки.
Дети: Здравствуйте.
Мишка: Пока я шёл к вам в гости, я немного замёрз. На улице холодно. А вы знаете какое сейчас время года?
Дети: Осень.
М: Какие вы молодцы. Правильно, осень. А какая у нас осенью погода?
Д: Идут дожди.
М: А что происходит с листочками на деревьях?
Д: Они опадают.
М: Молодцы. Вот по дороге к вам я собрал несколько листочков, чтобы мы с вами смогли их поближе рассмотреть.
Воспитатель: Ну, мишутка, показывай, что ты нам принес.
Мишка отдает разноцветные листочки воспитателю.
В: Ребятки, посмотрите какие красивые листочки принёс нам мишка. Хотите покружиться с листочками?
Д: Да, хотим.
Воспитатель раздает детям по два кленовых листочка.
Танец с листочками (Физминутка)
Я листочками машу, (машут листочками)
Всем ребяткам покажу.
Вот так, вот так,
Всем ребяткам покажу.
А теперь мои друзья,
За листочки спрячусь я, (садятся, закрывают лицо листочками)
Вот так, вот так,
За листочки спрячусь я.
Где ребятки?
Вот. (встают, машут листочками)
М: Ребятки, как вы хорошо танцуете.
В: А сейчас, мишка, мы покажем тебе, что мы умеем еще делать. Присаживайся на стульчик.
М: Спасибо.
В: Ребятки вы тоже садитесь за стол. (на середине стола лежит альбомный лист)
Воспитатель берёт один листочек.
В: ребята, какого цвета этот листок?
Д: Красного.
В: Хорошо, а теперь перевернем листочек и покрасим его красной краской.
Д: Давайте.
В: Кто хочет попробовать? Где у нас красный цвет? Макните кисточку в красную краску и попробуй раскрасить листочек. (дети выполняют задание). Как у вас хорошо получается. А теперь переверните листок и приложи его к альбомному листу. (Воспитатель помогает детям правильно приложить листок). Молодецы, теперь уберем листок. Посмотрите, наш листочек отпечатался на белом листе бумаги.
Мишка, посмотри, как красиво.
М: Да, очень красиво.
В: Возьмите листочек и покрась другую сторону в желтый цвет. Молодцы, а теперь приложите листочек к листу бумаги той стороной, которую покрасили. (выполняют)
Посмотрите, наш желтый листочек опять отпечатался на листе бумаги.
В: Давайте немного поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Мальчик, пальчик, где ты был?»
Мальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, (поочередно загибают пальчики)
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Песни пел да плясал,
Своих братцев забавлял. (пальчики пляшут)
В: Наши пальчики немножко отдохнули. Давайте покрасим листок зеленой краской. Где зеленая краска? Раскрасьте листок зеленой краской и приложите его к листу бумаги. (воспитатель помогает) И убираем листок. Посмотрите, что у нас изображено на листе?
Д: Листочки.
В: Разноцветные листочки кружатся и падают на землю.
Мишка, а что ты видишь на рисунке?
М: Осенний листопад. Ребята, вы молодцы, хорошо поработали.
В: Давайте вспомним, что нам принес мишка?
Д: Листочки.
В: А какими цветами мы их красили?
Д: Красным, зеленым, желтым.
В: Что нужно сделать, чтобы листок отпечатался на листе бумаги?
Д: Нужно приложить его к листу бумаги стороной, которую покрасили.
М: С вами так весело, но мне пора. Рад был с вами познакомиться. И совсем я забыл у меня в корзинке для вас угощение. (Мишка раздает конфеты)
В: До свидания, мишка, приходи еще к нам в гости.
М: Обязательно. До свидания, ребятки.
Д: До свидания.
Ежик (Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)
2 младшая группа
Цель: Формировать умения выполнять рисунок в нетрадиционной технике.
Учить детей рисовать поролоновым тампоном линии.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать умения создавать несложные сюжетные композиции;
Развивать интерес к творчеству, фантазию;
Развивать умение ритмично и аккуратно наносить линии.
Познакомить воспитанников с жизнью диких животных;
Развивать познавательный интерес.
Развивать словарный запас.
Демонстрационный материал. Вырезанный из картона силуэт ежика, бельевые прищепки, скомканный лист бумаги или газеты. Игрушка ежик. Картинки с ежиками.
Раздаточный материал. Альбомный лист А-5, на котором нарисован ежик без иголок, гуашь, поролоновый тампон.
Ход занятия.
В: Дети! Давайте с вами сегодня, отправимся в осенний лес.
Топаем ножками, хлопаем ручками! Идем по группе до ковра, останавливаемся, садимся на коврик. Мы оказались на осенней полянке! Ой! Кто-то шуршит! (пошуршать смятой бумагой) Да это же ежик! (показать игрушку ежик).
Стихотворение про ежика:
Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки, колкий, словно ёлочка
И, как дедушка репей! Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел. Я же поиграть хотел…
В: Ребята, поздоровайтесь с ежиком.
Вместе с детьми погладьте ежика и обратите их внимание на то, что он какой-то странный – не колючий.
Ежик: «Видите, как много у меня иголок? Как нет?? Где же я их потерял??? Теперь же меня все звери смогут обидеть!
Ребята! Помогите мне пожалуйста! Сделайте мне колючки.»
Воспитатель находит одну прищепку и цепляет на ежика.
Дети смотрят вокруг себя, находят еще прищепки и прикрепляют их к картонной спине ежика.
Ежик: «Спасибо ребята! Теперь мне никто не страшен! Пора мне возвращаться домой! До свидания!»
В: «А нам пора возвращаться в детский сад.»
Физкультминутка.
Маленький ежик-четверо ножек
По лесу идет и песенку поет (идем по кругу, останавливаемся и поворачиваемся лицом в круг)
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу (поочередно выставляем руки на пояс и вперед)
Сладко яблочко несу (ладони вверх, руки вперед)
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу
Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем)
Воспитатель: «Ну вот мы вернулись в садик, садитесь на свои места. Вам понравилось? Посмотрите! Перед вами на столах лежит ежик (лист бумаги А-5, с обведенным по трафарету ежом), но у него тоже нет иголок! Возьмите поролоновый тампон, обмакните слегка в воду, а затем в краску и нарисуйте у него иголочки. (словесное объяснение сопровождается показом)
Дети внимательно смотрят и повторяют за воспитателем. Нанося штрихи-иголки на изображение ежика.
Предложите детям нарисовать дорожку, по которой ежик пойдет домой в лес.
В конце занятия обсудить с детьми, понравилось ли им рисовать таким необычным способом.
Выставка работ.
Конспект занятия во второй младшей группе. Нетрадиционное рисование ватными палочками тычком «Чашка в горошек»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое творчество»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Учить использовать в работе нетрадиционную технику рисования, прививать аккуратность и опрятность.
Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать активность в разговоре с педагогом; развивать умение услышать и понять заданный вопрос; развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; делать простейшие обобщения; обогащать словарный запас детей прилагательным.
Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками.
Образовательная задача: Учить использовать в работе нетрадиционную технику-рисование ватными палочками; развивать видение художественного образа; формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; учить детей рассуждать.
Развивающая задача: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге; развивать мелкую моторику рук посредством печатания палочкой; развивать внимание и память.
Воспитательная задача: воспитывать чувство удовлетворенности результатами труда; воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
Материал: фланелеграф, чашка, гуашь желтого и красного цвета, ватные палочки, стаканчики, салфетки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать стишок про наши ладошки. Я буду читать, а вы повторяйте за мной слова и движения:
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки. (дети хлопают в ладоши)
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Кате два, Саше два, (поворачиваются то в одну, то в другую, сторону, как бы раздавая оладушки).
Ване два, Вике два. (протягивают ладони, дети хлопают в ладоши).
Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Воспитатель: Что делала бабушка? Кому бабушка пекла оладушки? Чем бабушка поливала их? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а давайте прочитаем стишок еще раз, только вы мне будите помогать (воспитатель читает, дети договаривают слова и фразы)
Воспитатель: Как хороши оладушки с чаем! А куда наливают чай? (Ответы детей) Чай пьют из чайных чашек. У меня есть очень красивая чашка. Посмотрите, на ней нарисованы кружочки-горошинки. Она мне очень нравится, и я люблю из нее пить чай. Хотите, чтобы ваши чашечки стали такими же нарядными? (Ответы детей) Тогда давайте нарисуем узор и на ваших белых чашечках.
Воспитатель: А сейчас, дети, мы с вами будем рисовать чашки. (Воспитатель сажает детей за столы, на которых лежат чашки; гуашь желтого и красного цвета; ватные палочки; салфетки). Какую краску мы с вами будем использовать? (Ответ детей: желтую и красную) Маленькие кружочки-горошинки удобно рисовать ватной палочкой. Посмотрите, как это делается. (Берет желтую краску и делает палочкой отпечаток на бумаге. Сколько горошин на чашке (одно), делает еще несколько, а теперь сколько (много).
Обращает внимание детей на то, что «горошинки» должны располагаться по всей поверхности чашечки равномерно. Предлагает детям украсить свои чашки желтым цветом.) Вот какая замечательная чашка у меня получилась! Ваши чашечки будут наверняка еще более красивыми.
Дети начинают рисовать, в процессе рисования воспитатель контролирует правильность выполнения приемов рисования, равномерность распределения «горошин» по всей поверхности рисунка.
Пальчиковая гимнастика:
Дети стоят около стульчиков. Прослушивание песни «Капустка» (сл. Железновой). Дети выполняют движения вслед за воспитателе под музыку.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем на свои стульчики и доделаем нашу чашечку! (Берем красную краску и делаем палочкой отпечаток на бумаге).
Рисунки детей выставляются на стенде.
Дети вместе с воспитателем вспоминают, что раньше у них была одна чашка в горошек, а теперь много.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы такие трудолюбивые и аккуратные. Посмотрите, какие красивые чашечки у вас получились! (Дети рассматривают и оценивают рисунки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования " Пластилиновая фантазия" 2017 - 2018 год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель : развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Радужные краски» на 2022-2023 учебный год
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно от...