Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования " Пластилиновая фантазия" 2017 - 2018 год.
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Рабочая программа по пластилинографии.
Цель : развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ»
Программа дополнительного образования детей 4-5 лет.
Срок реализации - 1 год.
Составитель:
воспитатель
Ковальская Н.В.
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Постановление главного государственного врача РФ « Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»
Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательная программа ДО.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Актуальность программы.
Актуальность состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Новизна и педагогическая целесообразность Программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы «Пластилинография» объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Принципы построения программы.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Особенности набора детей.
Программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией, рисованием.. Возрастные особенности детей 4-5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дети уже овладевают мелкой моторикой, что могут создавать свои рисунки и уделять большое внимание деталям. Творчество ребенка становится средством творческого самовыражения. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать свое произведение.
Сроки реализации Программы.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (4 – 5 лет).
Срок реализации программы – один учебный год.
Объем образовательной нагрузки: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год,
длительностью не более 20 мин.
Оптимальная наполняемость группы – 10 человек, допустимая – 12 человек. Форма занятий - групповая.
Планируемые результаты.
У ребенка развит интерес к творческой деятельности;
Усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;\
Мелкая моторика развита на достаточном уровне;
Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Усидчив, аккуратен в выполнении творческих заданий.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Педагогическая диагностика - первичная, итоговая диагностика.
Первичная диагностика происходит на первых занятиях с целью выявления
уровня развития дошкольников, их умений.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме конкурса,
фестиваля или викторины в игровой форме.
В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации проектов, участие воспитанников кружка в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
- организация разнообразных форм детской деятельности: открытые показы
НОД,
консультации для педагогов;
- совместные мероприятия с родителями.
- участие в выставках и конкурсах.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана,
Программы и регламентируется расписанием НОД.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией образовательной программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально – психологические условия реализации Программы
обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
-дифференциация и индивидуализация обучения;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- формирование коммуникативных навыков .
Методы и приемы.
Основные методы: словесные ( рассказ, беседа, инструктаж), наглядные
(демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на
практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных
решений поставленных задач), проект.
Основные приёмы: беседа, познавательная игра, задание по образцу (с
использованием инструкции), творческое моделирование (создание рисунка модели), викторина.
Учебный план.
Вид деятельности | Продолжительность, мин. | |||
В месяц | В год | |||
НОД | 80 | 720 |
Календарно- тематический план.
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | 1 неделя | " Солнышко проснулось, деткам улыбнулось." | Цель: напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приемы его использования: сплющивание, скатывание, плотное соединение частей. |
2 неделя | " Воздушные шары" | Цель: закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную , прикреплять готовую форму на плоскость путем расплющивания. | |
3 неделя | "В нашем саду яблоки поспели." | Цель: продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закрепить умение аккуратно использовать пластилин в соей работе. | |
4 неделя | " Мухомор" | Цель: учить аккуратно выполнять работу, закреплять умение изображать гриб, дополнять композицию сюжетом (трава, листочек); закреплять умение лепить «колбаску», использовать приемы – отщипывание, размазывание, использовать в работе стеку. | |
Октябрь | 1 неделя | " Белые грибочки выросли в лесу." | Цель : развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение гриба, учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить лепить «колбаску», развивать мелкую моторику рук, учить располагать композицию в центре листа. |
2 неделя | " Цветные зонтики." | Цель: учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику. Учить работать в заданном пространстве, не заходя за контур. Продолжать учить приему размазывания. Учить самостоятельно продумывать узоры зонта, используя свои знания приемов пластилинографии, развивать творчество и фантазию. | |
3 неделя | "Вот ежик -ни головы ,ни ножек." | Цель : Развивать познавательный интерес к природе. Учить использовать знания и представлении об особенностях внешнего вида животного. | |
4 неделя | "Цыплёнок" | Цель: расширить представления о морском животном, его особенностях внешнего вида. продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, развивать творчество и фантазию. | |
Ноябрь | 1 неделя | " Золотая рыбка" | Цель: расширить представления о морском животном, его особенностях внешнего вида. Закреплять умение отщипывать пластилин, катать шарики, колбаски, учить выкладывать изображение по контуру, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. |
2 неделя | " Лист осенний, золотой ." | Цель: научить подбирать самостоятельно цвета, закрепить приемы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части, развивать мелкую моторику рук. | |
3 неделя | "Осень золотая." | Цель: учить самостоятельно продумывать сюжет на данную тему, закреплять известные приемы лепки – отщипывание, размазывание, вдавливание, раскатывание, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
4 неделя | "Птичка - синичка." | Цель: продолжать учить выкладывать изображение по контуру, лепить длинные «колбаски», закреплять прием надавливания, учить работать на заданном пространстве, развивать творчество и фантазию, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
Декабрь | 1 неделя | " Белая снежинка на ладошку села." | Цель : формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление и снегопаде, как природном явлении. Учить детей выражать в художественно - творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. |
2 неделя | " Снеговик" | Цель: воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу «бросовый» материал, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
3 неделя | " Новогодние шары так прекрасны и важны." | Цель: учить изображать елочные игрушки, закреплять известные приемы лепки – раскатывание, сплющивание, размазывание, соединение частей, учить дополнять работу бисером, природным материалом (крупа, манка, )создавать объемную композицию, учить работать на заданном пространстве, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
4 неделя | «Елочка, елочка - зеленая иголочка» | Цель: Учить создавать картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук, продолжать учить приемам отщипывания и раскрашивания, закреплять умение изображать дерево – ель, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать координацию движения рук, глазомер. | |
Январь | 1 неделя | " Зимняя сказка." | Цель: Познакомить детей с понятием " пейзаж". Учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
2 неделя | "Пингвины на льдине." | Цель : Познакомить детей с представителями самой холодной природной зоны- пингвином, Разобрать особенности внешнего вида пингвина. Побуждать передавать внешний вид объекта. Развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином | |
3неделя | " Рыбки в аквариуме." | Цель: учить самостоятельно продумывать сюжет на данную тему, закреплять известные приемы лепки – отщипывание, размазывание, вдавливание, раскатывание, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
4 неделя | " Белая, ах белая зима." | Цель: уточнить знания детей о понятии «пейзаж». Учить создавать лепную картину. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом, продолжать учить дополнять работу рисунком с помощью палочки или стеки, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве. | |
Февраль | 1 неделя | "Снегири на веточках." | Цель: расширить представления детей о зимующих птицах, учить детей передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии.Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску).Закрепить приемы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки |
2 неделя | " Кактус в горшке." | Цель : расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать творческие умения и навыки при создании образа посредством пластилинографии. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер | |
3 неделя | "Самолет летит." | : Цель: закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | |
4 неделя | «Кораблик для папы» | Цель: побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.. | |
Март | 1 неделя | " Веточка мимозы для мамы." | Цель: побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. |
2 неделя | " Петушок, петушок - золотой гребешок." | Цель: Воспитывать у детей доброжелательность, чувство сопереживания ,аккуратность в процессе рисования пластилином. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения. | |
3 неделя | "Русская матрешка." | Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения. | |
4 неделя | "Одуванчики – цветы, словно солнышки желты." | Цель: Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения. Развивать композиционные навыки. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. | |
Апрель | 1 неделя | "Верба." | Цель: уточнить знания детей о натюрморте, учить изображать объемно веточку вербы в вазе, совершенствовать приемы рисование пластилином – размазывание, катание, вдавливание, развивать творчество и аккуратность в работе, мелкую моторику рук. |
2 неделя | "Пасхальное яйцо." | Цель: Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином. Учить самостоятельно продумывать замысел и подбирать необходимый материал, приемы для его воплощения. | |
3 неделя | " Проснулись первоцветы." | Цель: формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. | |
4 неделя | "Звезды и кометы." | Цель: Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность. Учить самостоятельно подбирать приемы воплощения замысла, совершенствовать навыки лепки «колбаски» и округлых форм, учить в работе пользоваться стекой, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, закреплять основные цвета. | |
Май | 1неделя | " Цветик - семицветик." | Цель: формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. |
2 неделя | "Бабочка красавица." | Цель: учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект " бабочку".Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски , шарики; упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание мелкую моторику рук, глазомер. Расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе. | |
3 неделя | " Божья коровка на ромашке.." | Цель: учить изображать божью коровку, продолжать воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. | |
4 неделя | "На лугу." (коллективная) | Цель: учить продумывать рисунок на заданную тему, используя технику – «рисование жгутами», для выразительности работы использовать стеку, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, развивать мелкую моторику, продолжать учить работать на заданном пространстве, учить создавать коллективную композицию, развивать творчество, координацию движения рук, глазомер. |
Методическое обеспечение.
Комплекты раздаточного материала.
№ | Наименование | Количество, шт. |
1. | Цветной пластилин. | 12 |
2. | Доски для лепки. | 12 |
3. | Раздаточный материал (шаблоны). | 12 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Основное оборудование.
№ | наименование | Кол-во, шт. |
1. | Детские столы | 4 |
2. | Детские стульчики | 12 |
3. | Стол для педагога | 1 |
4. | Шкаф для хранения методического материала | 1 |
Учебное оборудование.
№ | наименование | Кол-во, шт. |
1. | ноутбук | 1 |
2. | Интерактивная доска | 1 |
3. | телевизор | 1 |
Список использованной литературы.
Смирнова Т. В. " Художественно - эстетическое развитие детей 4 -5 лет" - Волгоград, изд. " Учитель" 2014г.
Московка О. С. " Лепим птиц леса" - Москва ," Сфера ", 2015г.
Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – Москва., «Карапуз-дидактика», 2007г.
Новацкая М. В. " Пластилиновые картинки" Санкт- Петербург , "Питер" ,2015г.
Белошистая А.В., Жукова О.Г. Москва изд. "АРКТИ" 2009г.
Силенко Е . " Аппликация из пластилина 3 - 6 лет." Ростов на Дону, " Феникс " 2016г.
Петрова О."Пластилиновые картины" Москва, изд." АСТ- ПРЕСС КНИГА"2015г.
Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007г.
Сорокина Ж. В. " Пластилиновые картинки" Санкт - Петербург , изд. " Литера" , 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...