Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) «Китайская живопись»
план-конспект урока по рисованию (старшая группа)

Чернявская Наталья Александровна

 Китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать или домыслить картину. К художественным средствам у китайских акварелистов особое, бережное отношение. Они ценят незаконченное поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок.

В пейзажной живописи существует много школ и направлений, но одна из них сама старая носит название «Горы и воды». Этот жанр родился в 7 веке. В его основе лежит древнее учение о том, что горы – это олицетворение мужского начала, а вода – женского. Вообще для китайского пейзажа характерна определённая символика. Стихии: вода, камень, дерево- это природное начало, в котором живёт человек, в полном понимании и гармонии окружающего мира. Художник перед работой уже должен знать, что он будет изображать, и собрав свою творческую решительность,

приступает к работе – сразу красками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klass_kitayskaya_zhivopis.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию

в подготовительной группе на тему:

«Китайская живопись»

Автор:

воспитатель 2 подготовительной группы ГБДОУ №12

Чернявская Н.А.

Санкт-Петербург

2024г.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБ ДОУ детский сад №12

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию рисование.

Тема: «Китайская живопись»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель:

Освоение навыков детей рисования, приемов традиционной китайской живописи.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить детей с культурой Китая.
  • Дать понятие происхождения иероглифа.
  • Ознакомить с видами живописи. Объяснить детям, что означают изображения на картинах и что они символизируют.

Развивающие:

  • Научить рисовать в технике один штрих, так как это основной вид Китайской живописи.

Воспитательные:

  • Воспитать детей к любви и уважение ценности искусства других народов.

Оборудование для педагога: иллюстрации китайской живописи (Птицы, горный пейзаж), картинки с китайскими иероглифами, рисунки схемы.

Оборудование для воспитанников: акварель, кисть, палитра, лист бумаги, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Беседа:

Сегодня у нас необычное занятие! Мы будем рисовать в технике «Китайская живопись». Но сначала давайте вспомним какие китайские предметы и картины мы видели на экскурсии в музее Большой дворец. Ведь в Китайских кабинетах выставлены необычные вещи: ширма, китайская мебель, веер, фонарики, статуэтки, шелковые обои с ручной росписью. Идея обустроить Китайские кабинеты в Большом Петергофском дворце принадлежит Екатерине II. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. Над богатыми по колористике интерьерами под началом Валлен-Деламота работали многие видные художники: Антонио Перезинотти, братья Алексей и Иван Бельские, А. Трофимов, И. Скородумов, «мастер лаковых дел» Фёдор Власов.
За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы и китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I.

Чем же отличается китайская живопись?

Китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать или домыслить картину. К художественным средствам у китайских акварелистов особое, бережное отношение. Они ценят незаконченное поле белой бумаги не менее, чем сам рисунок.

В пейзажной живописи существует много школ и направлений, но одна из них сама старая носит название «Горы и воды». Этот жанр родился в 7 веке. В его основе лежит древнее учение о том, что горы – это олицетворение мужского начала, а вода – женского. Вообще для китайского пейзажа характерна определённая символика. Стихии: вода, камень, дерево- это природное начало, в котором живёт человек, в полном понимании и гармонии окружающего мира. Художник перед работой уже должен знать, что он будет изображать, и собрав свою творческую решительность,

приступает к работе – сразу красками. Теперь вам понятно, почему на ваших рабочих местах отсутствует карандаш и резинка. Вам осталось определиться с сюжетом пейзажа. Давайте посмотрим некоторые примеры китайского пейзажа.

Релаксационное упражнение «Бабочка»

Бабочка порхала,

Все к цветам летела.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок, крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула…посидела…

Да и снова полетела.

(Дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по-турецки», скрестив ноги)

Ход выполнения работы.

Закрепите лист на планшете. Выберете цветовую гамму (1 - 2 краски и черную), и возьмите её на палитру, чтобы соблюдать принцип монохромности. Подготовьте кисти. Кистью №5 вы можете тонировать фон и работать в больших плоскостях, а кистью№3 выполнять деталировку работы или дополнительную прописку элементов.

Перед работой бумагу надо обязательно смочить влажной губкой или кистью. Смочите бумагу, слегка касаясь её лёгкими горизонтальными движениями. Пока бумага сырая, быстро нанесите на неё композиционные элементы выбранной краской: небо - вода - горы. После нанесения основных тональных пятен можно внести тональный акцент, чтобы передать теневые участки на работе. Чем суше становится бумага, тем ярче цветовое пятно.

Помните, не убирайте не прописанные участки в работе. Они вносят эффект незавершённости, что очень ценно в китайской живописи. Главное – вовремя остановиться.

Часто китайские художники дополняли свои картины надписями- иероглифами, которые в стихотворной форме раскрывали смысл картины.

Иероглифика является одним из самых старых разновидностей письменности. Изобрели её более 6 тысяч лет назад. Иероглифические символы неразрывно связаны с природой Китая: создавая письменность, люди повторяли в ней очертания окружающего их мира, чтобы точнее выразить свои мысли.

Каждый из вас может написать иероглиф на выбор в верхнем углу рисунка. (варианты надписи с расшифровкой выставлены на доске)

Дошкольники рисуют один из иероглифов «счастье» на выбор на своей картине.

Подведение итогов

Давайте устроим выставку наших работ.

Но сначала ответьте на мои вопросы:

  • Как называют Китайскую письменность?
  • Какую технику живописи мы попробовали на сегодняшний урок?
  • Какие жанры живописи существуют в Китайском искусстве?
  • Что вам больше всего понравилась на этом уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе

Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....