Конспект открытого занятия НОД по художественно – эстетическому развитию (декоративная роспись Писанки) в средней группе
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)

Светлана Николаевна Моисеева

Конспект по рисованию в средней группе. 

Цель: Ознакомление детей с искусством декоративной росписи на плоскости альбома.

Задачи:

- Учить оформлять Писанку с опорой на композиционную схему, создавать в плоскости простой орнамент.

- Показать варианты композиций при помощи образцов, технологических карт.

- Дать представление о солярных (солнечных) знаках в декоративной росписи, их значении.

- Развивать восприятие, чувство цвета, ритма.

- Воспитывать патриотизм, интерес к русской народной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr._zanyatiya_pisanka.docx538.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка"

Конспект открытого занятия НОД

по художественно – эстетическому  развитию

(декоративная роспись Писанки)

в средней группе

Тема: «СОЛНЫШКИ  ЦВЕТЫ»

Разработала воспитатель:

Моисеева С.Н.

г. Новосибирск 2022г.

Цель: Ознакомление детей с искусством декоративной росписи на плоскости альбома.

Задачи: 

- Учить оформлять Писанку с опорой на композиционную схему, создавать в плоскости простой орнамент.

- Показать варианты композиций при помощи образцов, технологических карт.

- Дать представление о солярных (солнечных) знаках в декоративной росписи, их значении.

- Развивать восприятие, чувство цвета, ритма.

- Воспитывать патриотизм, интерес к русской народной культуре.

Дидактический материал: Технологическая карта: «Солнышко – цветы». Образцы цветной росписи, цветные картинки.

Оборудование: мультимедиа установка, ноутбук, презентация к занятию, образцы узоров Писанки, шаблон  овал, кисти, краски, непроливайки, салфетки, альбомы, клеенки на стол, нарукавники.

Активизация словаря: Декоративно-прикладное творчество, Писанки, орнамент, роспись, праздник Пасха.

Ход НОД

1 этап: Организационно  мотивационный.

Воспитатель: Ребята! Какой сегодня хороший погожий день!  Настроение от этого становится еще лучше. Давайте же все вместе встанем в круг и изобразим солнышко. Поднимем ручки (лучики) в верх, улыбнемся друг другу и пожелаем  «Доброго дня, яркого всем солнышка!» (дети повторяют в мете с воспитателем). Молодцы! Предлагаю всем сесть полукругом,  послушать и посмотреть презентацию по теме сегодняшнего занятия «Солнышки – цветы» (дети садятся полукругом).

 Воспитатель: Ребята. Вот и наступила долгожданная весна! А вместе с ней скоро придет  светлый и чистый народный праздник «Пасха». На Пасху все люди дарят друг другу подарки  крашеные, расписные яйца. Они считаются символом пробуждения земли и солнца от холодной, долгой зимы. Писанки,  так называют расписные яйца, мастера расписывали с древних времен.  (ИКТ сопровождение «Варианты композиций»). На них, при помощи солярных (зашифрованных) знаков, изображали солнце, землю, воду, зерно, цветы. Потом яйца стали украшать красивым орнаментом (ИКТ сопровождение «Характерные элементы и орнаменты»).

  C:\Users\User\Downloads\Скриншот 25-08-2024 190403.jpg

Далее воспитатель показывает картинку «Солнышки цветы», помогая детям увидеть декоративные солнышки.

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку. Солнышко напоминает цветок. Серединка – это большой разноцветный круг, а лепестки – завитки, лучи солнышка – маленькие точки вокруг.

 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d06bfb556de656f272887225571dba88d3a18e37-10385057-images-thumbs&n=13

Затем воспитатель обращает внимание детей и показывает варианты росписи орнамента Писанки в красном цвете.

C:\Users\User\Downloads\Скриншот 25-08-2024 190422.jpg

Воспитатель: Ребята, в каком цвете вы видите изображение солнышек на следующей картинке? Дети отвечают, какой цвет они видят в Писанках на картинках (красный).

Воспитатель: Красный цвет  у солнышка в Писанке – это «Красный день», что значит красивый. Каждый день начинается с восхода солнца. Солнце означало восход и изображалось красным цветом. Так мастера расписывали яйца на праздник Пасха. На яйце изображали красное солнышко, а вокруг солнышка разные полоски, кружки, точки, завитки которые символизировали  воду, зерно, цветы, землю.

Далее воспитатель показывает технологическую карту: «Солнышки цветы».

C:\Users\User\Downloads\Скриншот 25-08-2024 190559.jpg

Воспитатель: Ребята, посмотрим  на картинку Писанку, которую будем изображать. Давайте сравним в каждом изображении, как последовательно меняется роспись? Каким цветом мы будем рисовать солнышко? (дети рассматривают, сравнивают, отвечают на вопросы).

2 этап: Основной (продуктивная деятельность).

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в мастерской и превратились в мастеров художников, которые расписывают пасхальные яйца. Каждый из вас может добавить в свой узор полоски и точки, которые украсят вашу работу. Только расписывать мы будем красным цветом по белому фону. Проходите на свои места, наденьте нарукавники (дети садятся, надевают нарукавники, воспитатель предлагает свою помощь).  

Воспитатель: Начинать расписывать можно сверху в низ, главное быть аккуратным и внимательным, изображая свой узор. Но для начала разомнем наши ручки и пальчики.

Физминутка:  (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Как солнышко встает,     (дети встают, поднимают руки вверх)

Выше, выше, выше.        (тянут ручки и пальчики в верх)

К ночи солнышко зайдет.  (дети немного присели, руки на поясе)

Ниже, ниже, ниже.          (присели ниже, руки опустили вниз)

Хорошо, хорошо солнышко смеется. (дети встают, улыбаются как «солнышки»)

А под солнышком нам всем –

Хорошо живется!     (дети в хорошем настроении садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы ребята! У вас все хорошо получилось! Приступим к работе. Перед вами лежат готовые шаблоны овалы для росписи Писанки, краски, кисти, салфетки, стаканы непроливайки.  Напоминаю последовательность работы (инструктаж и Т.Б.):

  1. Быть внимательным, подумать с чего будем начинать роспись.
  2. Сначала, расписывая узор, берем овальный шаблон затем краску красного цвета. Повторяем  роспись как показано на картинке.
  3. Украсьте и добавьте самостоятельно полоски, точки и кружки в своей росписи.
  4. После окончания работы  кисть промываем водой в непроливайке.
  5. Стараемся не махать кистью и не брызгать краской.

Воспитатель демонстрирует детям на доске последовательность выполнения работы. Дети повторяют ход работы за воспитателем, (демонстрируют свою самостоятельность в оформлении Писанки).

C:\Users\User\Downloads\Скан_20240824 (2).png

3 этап: Заключительный.

Рефлексия

Воспитатель: Дети, вы большие молодцы! Я вижу, какие красивые Писанки у нас получились!  Ответьте на вопрос: На какой праздник расписывали мастера Писанки? (дети – на Пасху). На что похожи наши солнышки? (дети – цветок). Правильно! Хорошо!

Воспитатель: Давайте теперь выставим Писанки, и полюбуемся на нашу замечательную работу. А родители потом посмотрят, какие мастера сегодня потрудились на славу! (дети складывают свои работы, любуются своими успехами).

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за ваш труд. В следующий раз мы с вами попробуем расписать еще что – нибудь красивое.

Используемый интернет ресурс («солнечные Писанки» в картинках):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе «Путешествие в Матемандию» (Обобщающее занятие)

Это обобщающее занятие по формированию элементарных математических представлений, которое имеет следующие  программные задачи:1. Продолжить знакомить детей с  объемными геометрическими фигур...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»

Цели занятия:·        Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;·        Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком ...