Мастер-класс для педагогов "Использование нетрадиционной техники рисования -монотипия"
методическая разработка по рисованию
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить рисунок в нетрадиционной технике «монотипия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_netraditsionnoy_tehnike_risovaniya.docx | 452.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №144»
Мастер-класс для педагогов
«Использование нетрадиционной техники рисования – монотипия»
по плану самообразования
Подготовила и провела:
воспитатель Красносамарская Е.Л.
Оренбург, 2024г.
Мастер-класс для педагогов
«Использование нетрадиционной техники рисования - монотипия»
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционной техникой рисования.
Задачи:
-познакомить педагогов с приемами нетрадиционного рисования на твердой поверхности, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;
-рассмотреть «монотипию» как один из видов нетрадиционного рисования и его значение для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов, выполнить рисунок в нетрадиционной технике «монотипия».
Раздаточный материал:
- лист картона или ёмкость для нанесения пены;
- пена для бритья;
- краски акриловые, гуашевые или пищевые красители (всё немного разбавить водой);
-ватные палочки, кисти, шпажки для вырисовывания завитков;
-линейка (треугольник) или лист картона (твердый);
-салфетки влажные и одноразовые;
-тарелочки (одноразовые) для складывания использованных материалов;
-клеёнка или газета для покрытия стола;
-вода в стакане;
-альбомный лист или картон;
-ножницы.
Теоретическая часть:
Когда - то мы все были маленькими и очень любили рисовать, и представляли себя художниками. Я точно могу сказать, что развитие творческого потенциала оказывает благоприятное влияние на развитие детей. Этот процесс интересен детям и взрослым, в том числе, и мне самой. В своей работе я использую «нетрадиционные техники рисования». Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.
Существует множество таких нетрадиционных техник рисования, вот некоторые из них:
- «Рисование ладошкой»;
- «Рисование печаткой»;
- «Тампонирование»;
- «Набрызг»;
- «Монотипия»;
- «Кляксография»;
- «Рисование по сырой бумаге»;
- «Цветные ниточки»;
- «Граттаж»;
- «Рисование по мягкой бумаге» и т. д.
Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны и используются мной в работе. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.
Сегодня мы с вами познакомимся с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, называется она монотипия. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении.
Задача педагога - пробудить фантазию ребенка, обратить занятие в игру. Монотипия - удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия - это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира
- Уважаемые гости! Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.
Давайте подумаем, что означает тот или иной цвет?
Существует целая наука о цвете, которая включает знания о природе, составляющих, характеристиках цвета, цветовых контрастах, гармонии и т. д., называемая колористика. Психология цвета, в свою очередь, исследует то, как на нас влияет тот или иной цвет. Цвета могут изменить наше восприятие, чувства и даже заставить нас волноваться. С помощью цвета можно улучшить память и внимание, и даже убедить человека принять то или иное решение. Знания о значениях цветов – ключ к пониманию поведения людей.
Белый – цвет снега, молока, хлопка, платья невесты. Он представляет начало, лёгкость, совершенство, чистоту, мир, невинность…поведения людей.
Жёлтый цвет – это цвет позитива, оптимизма, молодости, надёжности и креативности. Мы используем в сообщениях жёлтые смайлики, и вряд вы оденете что-то жёлтое, если вы грустите или у вас плохое настроение. Это цвет солнца, золота или симпатичных животных вроде жирафов или цыплят.
Оранжевый цвет мгновенно привлекает внимание. Это цвет различных фруктов, цвет заката.
Красный цвет – цвет страсти, он захватывает внимание и одновременно тревожит нас
Согласно психологии цвета, розовый представляет сладость, женственность, очарование, чувственность, вежливость, эротизм, цвет обнажённого тела. Его также связывают с юностью и невинностью.
Фиолетовый цвет таинственен и необычен.
Синий или голубой цвет у многих являются любимыми. Это цвет гармонии, верности, мира, симпатии, доверия, чести, безмятежности и общения.
Зелёный - это самый естественный цвет, цвет природы, травы, молодости и надежды, здоровья, плодородия, денег.
Упражнение на релаксацию «Художники». Фонограмма.
Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себя художником. Сейчас совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет. Выберите те краски, которые приятнее всего для ваших глаз, и нарисуйте картину, которая поможет вам расслабиться… Окиньте взором вашу картину. Оставьте в своей памяти приятные ощущения покоя и расслабленности и возвращайтесь каждый в своем темпе.
Практическая часть (алгоритм действий): А Вы, уважаемые педагоги, рисовали когда-нибудь пеной для бритья? Если ещё не рисовали, то стоит попробовать. Это увлекательное и удивительное действо.
Я думаю, что способ этой техники рисования Вам очень понравится.
Существует несколько видов техники рисования пеной. Сейчас я познакомлю Вас с некоторыми из них:
1. вариант «Рисунок пеной». С пеной можно работать часами, так как это увлекательно и интересно, а для того, чтобы работа была более долговечной, необходимо в пену добавить клей ПВА. В пакет с пеной добавляю краску и клей ПВА, смешиваю и получаю мешочек с цветной массой. Завязываю пакет и делаю маленький надрез на уголке пакета. Получается кондитерский мешочек с цветной пеной. Такой пеной можно закрашивать готовые шаблоны или просто рисовать. Даже высохнув, пена полностью не исчезает, а оставляет интересный фактурный рисунок.
На самом деле вариантов работы с пеной множество, я предложила базовые. Как использовать эту технику педагог может решить самостоятельно. Работу с пеной можно использовать как фрагмент НОД по познавательному развитию, как отдельную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию, а также как опытно-экспериментальную работу по смешиванию красок. Говоря о последнем, восторг будет не только у детей, но и у педагогов УДО.
2. вариант «Оттиск». Для этого нам необходимо взять чистый лист, нанести на него пену (обычную белую или цветную) и с помощью ватных палочек и кисти, нанести на пену придуманный рисунок. Далее сверху на рисунок положить белый лист бумаги, аккуратно придавить руками и снять лист с отпечатавшимся рисунком. С помощью линейки убрать с полученного отпечатка пену, и вы увидите интересный рисунок. Попробуйте это сделать и получите результат, которого не ожидали!
Я вам предлагаю поработать со вторым вариантом.
Для пейзажной монотипии нам понадобится твердая поверхность, белая бумага, кисти и цветная гуашь.
1. Сначала в одном углу крышки (плитки) мы наносим желтую краску.
2. Затем на лист бумаги (файловой пленки) нанесём пену. Потрясём баллончик и покроем пеной лист. Баллончик надо стараться держать вертикально. Много не накладываем, достаточно слоя в 1-2 см.
3. Теперь разровняем поверхность пены линейкой.
4. Берём в руки кисточки. Давайте вырастим цветы!
5. Нанесём цветную тушь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет - букет, клумба, куст?
6. Теперь берём шпажку (палочку) и тупым концом закручиваем на пятнышке спираль. Начинать надо не от центра цветка, а от края, захватывая белую пену.
7. Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами - основания.
8. Нарисуем стебли и листочки.
9. Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли. Захватывайте немного белого от краёв, чтобы получились мраморные разводы.
10. Немного расправим шпажкой стебель и вытянем чашелистики.
11. И вот начинается сама монотипия. Это значит - уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём хорошую плотную бумагу (для черчения, ватман, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.
12. Снимаем верхний лист с пены. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении.
13. Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.
Заключительная часть.
Рефлексия участников мастер-класса.
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей по нетрадиционным техникам рисования с участием детей старшей группы. Рисование ежа
* Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования. * Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми для эмоционального, позитивного взаимодействия через художественно-эстетическое во...
Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка».
Дорогие коллеги, предлагаю Вам более подробно познакомиться с нетрадиционной техникой рисования методом «Тычка сухой щетинной кистью».Необычность этого метода заключается в том, что детям ...
Мастер-класс презентация по теме "Нетрадиционные техники рисования. Монотипия"
Мастер-класс презентация по теме "Нетрадиционные техники рисования. Монотипия"...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...
План – конспект мастер – класса для педагогов Тема: «Нетрадиционные техники рисования. «Техника выполнения витражей клеевые рисунки»
План – конспект мастер – класса для педагоговТема: «Нетрадиционные техникиЦель мастер-класса: познакомить педагогов с нетрадиционной техникой витражной росписью – клеевые рисун...
Мастер – класс для родителей Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)
мастер - класс для родителей. Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» ...
Мастер – класс для родителей Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья)
мастер - класс для родителей. Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» ...