Рекомендации для воспитателей «Организации центров изобразительной деятельности»
методическая разработка по рисованию

Зарудняя Людмила Александровна

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx226.97 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

«Организации центров изобразительной деятельности»

https://pandia.ru/text/81/349/images/img7_42.jpg

Организации центров изобразительной деятельности

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность:

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства:

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.

Полифункциональность материалов:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды:

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды:

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность:

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.

Условия оформления уголков:

1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность.

2. Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении.

3. Соблюдение возрастных требований.

4. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования.

5. Расположение материала на уровне детей.

6. Наличие произведений искусства.

7. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

(содержание конкретизируется с учетом региональных культурных традиций).

8. Различная техника изобразительного творчества (образцы).

9. Дидактические игры (на развитие композиционных умений, работа с цветом, линией).

10. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла).

11. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.

12. Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.

13. Наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учетом возрастной и гендерной специфики.

14. Выставка детских работ.

Примерный набор материалов и оборудования для старших групп:

Альбомы по живописи и графике;

Изделия народных промыслов – комплект;

Мольберт двухсторонний;

Набор печаток;

Набор репродукций картин о природе;

Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям;

Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект;

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);

Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей);

Цветные карандаши (24 цвета);

Простой (графитный) карандаш;

Фломастеры (12 цветов);

Цветные восковые мелки (12 цветов);

Гуашь в наборе (12 цветов);

Акварельные краски;

Палитры;

Бумага белая;

Бумага цветная;

Бархатная бумага;

Кисти (большие и маленькие, толстые и тонкие);

Подставка для кистей, баночки, салфетки;

Материал по нетрадиционной технике рисования:

тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампы, трубочки для коктейля и т. д.

Глина;

Пластилин;

Стеки, салфетки, для вытирания рук, дощечки;

Ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий;

Клеевые кисточки;

Розетки для клея;

Клеенки, клей;

Силуэты и трафареты предметов;

Карточки с изображением: грибов, жуков, птиц, рыбок и т. д. ;

Фотографии, художественные открытки, иллюстрации;

Трафареты одежды, контуры домов, кукол разного размера, овощей, фруктов, трафареты листьев, одежды, игрушек,

Книги раскрасок;

Шаблоны, трафареты, силуэты, штампы;

Стенд и полка для детских работ;

Дидактические игры;

Схемы – алгоритмы рисования, изготовления поделок, лепки различных предметов;

Картотеки (дидактических игр, игр по цветовидению, стихов, загадок)

Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.

Сыпучий и природный материал (засушенные листья, травы, лепестки цветов, семена и т. д.)

Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»

Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском садуЭкспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

Рекомендация для воспитателей. "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отн...

Рекомендации по безопасной организации непрерывной образовательной деятельности в физкультурном зале для воспитателей

В данном  материале представлены рекомендации для младшего дошкольного возраста при проведении занятий по физкультуре в зале....

Памятка для воспитателей. «Организация центра познавательно-исследовательской деятельности» для детей 4-5 лет среднего возраста.

Памятка для воспитателей. "Организация центра познавательно-исследовательской деятельности" для детей 4-5 лет среднего возраста...

Рекомендации для воспитателей «Использование в изобразительной деятельности нетрадиционного оборудования»

Рекомендации по использованию нетрадиционного оборудования в ДОУ для организации изобразительной деятельности....

Рекомендации для педагогов «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».

Тематические зоны в группе  — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать бо...