Рекомендации для воспитателей «Организации центров изобразительной деятельности»
методическая разработка по рисованию
Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx | 226.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей
«Организации центров изобразительной деятельности»
Организации центров изобразительной деятельности
Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.
Насыщенность:
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства:
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Полифункциональность материалов:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды:
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды:
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
Безопасность:
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.
Условия оформления уголков:
1. Расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, подвижность.
2. Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении.
3. Соблюдение возрастных требований.
4. Изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования.
5. Расположение материала на уровне детей.
6. Наличие произведений искусства.
7. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
(содержание конкретизируется с учетом региональных культурных традиций).
8. Различная техника изобразительного творчества (образцы).
9. Дидактические игры (на развитие композиционных умений, работа с цветом, линией).
10. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла).
11. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
12. Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.
13. Наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учетом возрастной и гендерной специфики.
14. Выставка детских работ.
Примерный набор материалов и оборудования для старших групп:
Альбомы по живописи и графике;
Изделия народных промыслов – комплект;
Мольберт двухсторонний;
Набор печаток;
Набор репродукций картин о природе;
Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям;
Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект;
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей);
Цветные карандаши (24 цвета);
Простой (графитный) карандаш;
Фломастеры (12 цветов);
Цветные восковые мелки (12 цветов);
Гуашь в наборе (12 цветов);
Акварельные краски;
Палитры;
Бумага белая;
Бумага цветная;
Бархатная бумага;
Кисти (большие и маленькие, толстые и тонкие);
Подставка для кистей, баночки, салфетки;
Материал по нетрадиционной технике рисования:
тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампы, трубочки для коктейля и т. д.
Глина;
Пластилин;
Стеки, салфетки, для вытирания рук, дощечки;
Ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий;
Клеевые кисточки;
Розетки для клея;
Клеенки, клей;
Силуэты и трафареты предметов;
Карточки с изображением: грибов, жуков, птиц, рыбок и т. д. ;
Фотографии, художественные открытки, иллюстрации;
Трафареты одежды, контуры домов, кукол разного размера, овощей, фруктов, трафареты листьев, одежды, игрушек,
Книги раскрасок;
Шаблоны, трафареты, силуэты, штампы;
Стенд и полка для детских работ;
Дидактические игры;
Схемы – алгоритмы рисования, изготовления поделок, лепки различных предметов;
Картотеки (дидактических игр, игр по цветовидению, стихов, загадок)
Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.
Сыпучий и природный материал (засушенные листья, травы, лепестки цветов, семена и т. д.)
Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»
Рекомендации для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей»...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском садуЭкспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....
Рекомендация для воспитателей. "Организация игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отн...
Рекомендации по безопасной организации непрерывной образовательной деятельности в физкультурном зале для воспитателей
В данном материале представлены рекомендации для младшего дошкольного возраста при проведении занятий по физкультуре в зале....
Памятка для воспитателей. «Организация центра познавательно-исследовательской деятельности» для детей 4-5 лет среднего возраста.
Памятка для воспитателей. "Организация центра познавательно-исследовательской деятельности" для детей 4-5 лет среднего возраста...
Рекомендации для воспитателей «Использование в изобразительной деятельности нетрадиционного оборудования»
Рекомендации по использованию нетрадиционного оборудования в ДОУ для организации изобразительной деятельности....
Рекомендации для педагогов «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».
Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать бо...