РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
консультация
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду
- Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Уголок экспериментирования
"Мини лаборатория» или «Центр науки»
Основные задачи:
• развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание уголка экспериментирования:
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:
- «Песок и вода»,
- «Звук»,
- «Магниты»,
- «Бумага»,
- «Свет»,
- «Стекло»,
и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
3. Обязательно наглядный материал должен быть:
- Карточки – схемы проведения экспериментов (опытов) . Их оформляют на плотной бумаге или ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
4. В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.
5. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
6. Элементы предметно-развивающей среды:
- схемы-зарисовки опытов,
- пособия для экпериментов,
- фотографии и картинки,
- необходимые предметы,
- альбомы и кроссворды,
- изготовление с детьми необходимых пособий.
Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса.
- Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) – экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования
Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском саду
- Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Уголок экспериментирования
"Мини лаборатория» или «Центр науки»
Основные задачи:
• развитие первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;
• формирование умений комплексно обследовать предмет.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Содержание уголка экспериментирования:
1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:
- «Песок и вода»,
- «Звук»,
- «Магниты»,
- «Бумага»,
- «Свет»,
- «Стекло»,
и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
• Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
3. Обязательно наглядный материал должен быть:
- Карточки – схемы проведения экспериментов (опытов) . Их оформляют на плотной бумаге или ламинируют; на оборотной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
4. В каждом разделе на видном месте вывешивается правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и закрепляющие знаки.
5. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.
Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
6. Элементы предметно-развивающей среды:
- схемы-зарисовки опытов,
- пособия для экпериментов,
- фотографии и картинки,
- необходимые предметы,
- альбомы и кроссворды,
- изготовление с детьми необходимых пособий.
Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса.
- Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) – экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
- Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Рекомендации по организации занятий
- 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий,
- но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.
- 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так,
- чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.
- 3. Помните паузы, медлительность, безделье бич дисциплины.
- 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала,
- умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.
- 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.
- 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук Тук! Кто к нам пришел?
Кукла Катя! » (варианты Незнайка, Мишка,Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)
Правила безопасности при проведении экспериментов.
Работа с живым объектом:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.
2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводиться только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.
5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
7. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.
Работа с детьми:
1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- Действие показывает педагог
- Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
- Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он даст возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой велика.
- Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.
- Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.
- Действие стало знакомо, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «стоп», «стой», «замри» и т.п. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Данный рефлекс существует именно для экстремальных ситуаций.
ПО ИНТЕРЕСАМ экпериментирование в группах:
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию начинаем проводить со 2-й младшей группы.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.
Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Подвели детей к пониманию таких природных явлений, как дождь.
Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем –опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
У детей4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.
В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой.
Для этого использовали следующие опыты:
- превращение воды в лёд.
- превращение льда в воду.
С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.
Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему.
Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка–сыпучесть.
Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»).
В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья.
Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
Работа с родителями
Опыт показывает, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью нужно проводить родительские собрания, консультации, на которых пытаться объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объяснять, что его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Можно использовать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Педсовет включает в себя аналитическую справку по тематической проверке, деловую игру педагогов и решения педсовета....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уро...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Из опыта работы воспитателя второй квалификационной категории Колосовой Г.С. "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Из опыта работы по теме " Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"
Самообразование воспитателя по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования"...
Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Данный материал полезен для воспитателей ДОУ....