Рекомендации для педагогов «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».
консультация

Козырева Марина Георгиевна

Тематические зоны в группе  — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekom.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

 «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».

Тематические зоны в группе  — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий и младших, и старших дошкольников является рисование, которое способствуют творческому развитию дошкольников. А найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в уголке ИЗО, который специально для этой цели оборудует воспитатель.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. 

Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО

Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.

  1. Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте. Мебель должна соответствовать росту детей
  2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
  3. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы), творческих работ воспитанников.
  4. Полифункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
  5. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
  6. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, опасные предметы должны храниться в коробках с крышкой).
  7. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.)

Содержание уголка ИЗО в группе

Важнейший компонент зоны ИЗО в группе — её наполняемость.  Прежде всего, это непосредственно материалы для творчества как традиционные, так и нетрадиционные

  1. Бумага различной текстуры и формата (А3, А4, А5).
  2. Бумага, тонированная в тёплые и холодные тона, двухцветная (голубой верх листа — небо и зелёный — трава).
  3. Цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры, уголь, сангина.
  4. Гуашевые и акварельные краски, кисти разной толщины, палитры, стаканчики-непроливайки, подставки для кистей.
  5. Небольшие магнитные доски для рисования.
  6. Природный материал для декорирования рисунков (шишки, жёлуди, семена, опилки и пр.).
  7. Приспособления и инструменты для рисования в нетрадиционной технике (поролон, ватные палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.).
  8. Раскраски самой разной тематики, трафареты с изображением животных, растений, фруктов, овощей, автомобилей и пр.
  9. Фартучки и нарукавники для дошкольников.
  10. Репродукции картин известных художников, демонстрирующие различные жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), портреты живописцев.
  11. Альбомы по декоративно-прикладному искусству («Гжель», «Хохлома», «Дымка» и др.). Если данная тема рассматривалась на занятии, по ней выкладывается дополнительным материал.
  12. Образцы игрушек и предметов народного промысла.
  13. Папка с лучшими детскими работами.
  14. Альбом с работами в нетрадиционных изобразительных техниках.
  15. Коллекции красивых открыток по разным темам: Новый год, Восьмое марта, День Победы, День Космонавтики. Ребята могут использовать их как образцы для создания рисунков, плакатов.
  16. Пошаговые схемы рисования популярных объектов (человек в разных позах, кошка, собака, лошадь и другие животные, птицы, цветы).
  17. Плакаты на тему изобразительной деятельности.
  18. Дидактические игры данной направленности.
  19. Стенд для детских работ.

Наполняемость уголка изобразительной деятельности.

Возрастная группа

Наполняемость

1, 2 младшие группы

  1. изобразительные материалы: цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки (основных цветов- черный, красный, желтый, синий, зеленый), бумага;
  1. пластилин, тесто, дощечки для лепки;
  1. народные игрушки (или картинки) (дымковская, филимоновская, матрешки);
  1. произведения, иллюстрации с фольклорными произведениями (Ю.Васнецова);
  1. шаблоны, трафареты, силуэты народных игрушек и разных предметов;
  1. скульптура малых форм (или картинки);
  1. дидактические игры:
  • на различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), оттенков (розовый, голубой, серый);
  • на различение формы (круг, квадрат, треугольник),
  • на различение величины (маленький, большой, поменьше, побольше);

Средняя группа

  1. изобразительные материалы и оборудование: гуашь, цветные карандаши, простые карандаши, акварель, цветные мелки, фломастеры, кисти (мягкие круглые), баночки -непроливайки, салфетки, бумага белая и тонированная; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.),
  1. ножницы, кисти клеевые, баночки для клея, клеёнки.
  1. пластилин, глина, тесто, стеки,  дощечки для лепки;
  1. произведения искусства:  
  • книжные иллюстрации,
  • народно-прикладное искусство (дымковские, филимоновские игрушки (картинки), городецкая роспись),
  • репродукции произведений живописи,
  • скульптура малой формы.
  1. шаблоны, трафареты, силуэты игрушек и разных предметов для украшения, штампы;
  1. книги раскрасок
  1. природный материал;
  1. пошаговые схемы; пооперационные карты изображения различных объектов;
  1. журналы для вырезания;
  1. полочка красоты, 
  1. стенд  и полочка для детских работ.
  1. дидактические игры:
  • на закрепление цвета (+коричневый, оранжевый, светло-зеленый),
  • формы,
  • величины предметов,
  • на составление предметов из частей.

Старшая

  1. изобразительные материалы и оборудование: цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, фломастеры, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки -непроливайки, бумага белая и тонированная, салфетки; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.)
  1. ножницы,  кисти клеевые, баночки для клея, клеёнки;
  1. пластилин, глина, тесто, дощечки для лепки, стеки;
  1. произведения изобразительного искусства:
  • книжные иллюстрации;
  • народное декоративно-прикладное искусство (наборы открыток, альбомы «Городец», «Полхов-Майдан», «Гжель»; игрушки –матрешки (картинки) городецкие и богородские; фарфоровые и керамические изделия (картинки),
  • репродукции произведений живописи,
  • скульптура малой формы
  1. шаблоны, трафареты, силуэты, штампы, линейки;
  1. книги раскрасок;
  1. художественные альбомы (с картинами художников);
  1. альбомы – тетради;
  1. природный материал;
  1. ящик для творчества с бросовым материалом (со схемами)
  1. пошаговые схемы; пооперационные карты изображения различных объектов;
  1. вырезки из журналов.
  1. полочка красоты,
  1. стенд  и полочка для детских работ.
  1. дидактические игры:
  • на закрепление цвета (+фиолетовый), оттенков (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый),
  • на составление предмета из частей,
  • на соблюдение пропорций.

Подготовительная

  1. изобразительные материалы и оборудование: гуашь, акварель, гелевая ручка, угольный карандаш, цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, простой (графитный) карандаш, разнообразные кисти, баночки для воды, салфетки, белая и тонированная бумага; цветная бумага разного вида (гофрированная, бархатная и др.);
  1. ножницы, кисти клеевые, баночки для клея, клеёнки.
  1. пластилин, глина, тесто, стеки, дощечки для лепки.
  1. произведения изобразительного искусства:
  • книжные иллюстрации,
  • народное декоративно-прикладное искусство (хохломская, жостовская, мезенская, гжельская, городецкая росписи),
  • репродукции произведений живописи,
  • скульптуры малой формы.
  1. шаблоны, линейки, трафареты, силуэты;
  1. книги раскрасок;
  1. художественные альбомы;
  1. альбомы – тетради;
  1. слайды, художественные фотографии;
  1. сыпучий и природный материал
  1. ящик для творчества с бросовым материалом (со схемами)
  1. таблицы со схематическим изображением предметов;
  1. вырезки из журналов,
  1. полочка красоты,
  1. стенд  и полочка для детских работ,
  1. дидактические игры:
  • на цвет, оттенки цветов,
  • на составление композиции.


           Организованный таким образом уголок ИЗО в группе поможет дошкольникам в полной мере раскрыть свои изобразительные способности, закрепить материал, пройденный на занятии, реализовать свои собственные фантазии. Главное, чтобы материалы и наглядные пособия всегда были в свободном доступе. Также важно яркое и оригинальное оформление этой зоны: ведь художественный вкус нужно развивать с самого раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности во всех возрастных группах ДОУ

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с  Ф...

Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...

«Открытые просмотры организации игровой деятельности во всех возрастных группах».

Аналитическая справка по результатам контроля на тему: «Открытые просмотры организации игровой деятельности во всех возрастных группах»....

Центр изобразительной деятельности в первой младшей группе «Волшебные пальчики»

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Вовремя созданные условия для ее проявления становятся ярким средством самовыражения и развития ребенка.  Целью центра изобразительной ...

Аналитическая справка по результатам контроля на тему: «Открытые просмотры организации игровой деятельности во всех возрастных группах».

Аналитическая справка по результатам контроля на тему: «Открытые просмотры организации игровой деятельности во всех возрастных группах»....

Рекомендации для воспитателей «Организации центров изобразительной деятельности»

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию х...