Изо-терапия, как метод снижения тревожности детей раннего возраста.
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Иванова- Климова Наталья Игоревна

 В тексте методы и приёмы изо-терапии для детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanovan.i.odt26.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 46 комбинированного вида» юридический адрес:624440 го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18. фактический адрес: 624440 го Краснотурьинск, ул. Чапаева, 18.

электронный адрес: телефон: 8(34384)6-54-35

Изо-терапия, как метод снижения тревожности детей раннего возраста.

Автор: Иванова Н.И.

Воспитатель МА ДОУ № 46

ГО Краснотурьинск, 2024

Изо - терапия является одним из видов арт - терапии и удовлетворяет фундаментальную потребность ребёнка — быть Творцом, Художником.

Актуальность. В последние время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Тревожность может расти вследствие не успехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д. В современном мире ребенок подвергается воздействию множества неблагоприятных факторов, способных деструктивно повлиять на развитие его личности. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Таким образом, необходимость оказания помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые приходится решать в детском саду.

Изо - терапия –это терапия рисованием, то есть воздействие с использованием средств изобразительного искусства. С помощью изо - терапии достаточно успешно корректируется образ «Я», который изначально мог быть деформирован, а также «улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Она основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний детей раннего возраста.

Задачи:

1. Создание атмосферы психологической безопасности.

2. Гармонизация эмоционального состояния.

3. Развитие чувственно-двигательной координации.

4. Развитие умения выражать свои чувства, переживания.

5. Развитие творческой активности.

6. Развитие спонтанности.

7. Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

Методы и приёмы изо - терапии на занятиях по художественной деятельности в группе раннего возраста.

Рисование под музыку.

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Материалы: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, аудиозаписи.

Для стабилизации эмоционального состояния детей, снятия напряжения, тревожности, агрессии, гиперактивности подбиралась классическая или релаксационная музыка. Из классического репертуара были отобраны следующие произведения: А. Вивальди «Времена года»; Л. Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»; В. А. Моцарт «Соната для фортепиано №8», «Времена года. Гроза»; К. Дебюсси «Мелодия слез»; И. С. Бах «Соната №6»; Ж. Бизе «Кармен», «Сюита №2»; И. Брамс Венгерские танцы»; М. Огинский «Полонез Огинского»; Ж. Оффенбах «Кан-кан»; Ф. Таррега «Аделита»; П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Испанский танец», «Щелкунчик». Подборка релаксирующей музыки состоит из звуков природы: пение птиц; звуки рек, морей и океанов; звуки леса; шум дождя и грозы.

Упражнение «Художники — натуралисты».

Разрешить ребёнку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невиданных зверей», «Разноцветная мозаика» и т.д. Это упражнение вызывает ощущение свободы и радости, чувство раскрепощения.

Техника «Рисование на стекле».

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Лучше рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть, где развернуться. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет.

Игра — разминка «Волшебный салют».

Цель: развивать эмоциональную сферу, снять психическое напряжение и тревожность, активизировать творческий интерес.

Методика проведения: На полу расстилают обои или большой лист бумаги. Дети манипулирую любым способом кистью или зубной четкой, начинают брызгать на лист бумаги цветной краской, устраивая «волшебный салют» - великолепное зрелище!

Задание «Ёжик».

Материалы: чёрный (коричневый или серый) пластилин. Приготовьте шарики 5-7 мм. Один шарик вам понадобится, чтобы сделать глазки ёжику. Остальные – для изготовления иголок. Помогите ребёнку расположить их. Пусть малыш методом размазывания сделает иголки ежу.

«Вышел ёжик погулять

По лесной тропинке

Очень острые иголки

У ежа на спинке».

Это кто гуляет на полянке? Это ёжик! Ой, какой - то он странный! Кажется, ему чего-то не хватает. У него нет иголок! Давай, скорее, сделаем ежу иголки! Вот так! Вот какой теперь колючий ёж. Ой, колется иголочка! А чего ещё нет у ёжика? Конечно, глазок, какой ты внимательный! Давай сделаем ежу глазки!

Упражнение «Рисунок на мятой бумаге»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т.д.

Техника «Раздувания краски»

Цель: развивать мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Нанесите на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы.

Техника «Каракули»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение. Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла.

Упражнение «Ладошка»

Цель: определить текущее состояние, выявить потребности Материалы: восковые мелки, бумага формат А4. Размести на листе свою левую ладонь и обведи ее. Раскрась изображение так, как ты видишь сейчас свое настроение.

Упражнение «Монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению 11 с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.

Рисование предметами окружающего пространства

На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Основная цель предлагаемых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля....

«Арт – терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста»

Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста...

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"

Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»...

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

Проект педагога-психолога «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста» План проекта.1. Актуальность темы. 2. Выявление проблемы....

Педагогический информационно-практический проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности детей старшего дошкольного возраста»

 В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на появление страхов, нервозности, ухудшение общего эмоци...