Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.
картотека (подготовительная группа) на тему
Основная цель предлагаемых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_snezheniya_trevozhnosti_u_detey_doshkolnog_vozrosta.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель предлагаемых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
1. – «Игра в рисунок».
Педагог начинает рисовать какой – либо рисунок (дом, дерево, реку и т.д) и начинает его комментировать, как бы рассказывая историю и одновременно дорисовывая детали к своему рисунку, соответствующие рассказу. Перед каждым действием (рисованием следующей детали) ребенку задаются вопросы о том, что он думает, как дальше будут развиваться события. Необходимо, чтобы рассказ был для ребенка понятен и доступен. Занятие пройдет более эффективно, если история не будет касаться сказочных героев, о которых у ребенка сложились определенные представления. Если ребенок не идет на контакт, то можно попробовать изображать рисунок, как загадку или ребус и попросить помощи, что может стимулировать интерес.
«Игра в рисунок» дает возможность установить положительные отношения между педагогом и ребенком.
2.. – «Разрывание бумаги».
Эта игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
Для работы нужна любая бумага или газеты. Не объясняя правил, социальный педагог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает ребенку делать то же самое. Если ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Педагог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на ребенка. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, ребенку предлагается поиграть с кусочками. Педагог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате. Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, ребенок сможет предложить новые варианты использования этих кусочков.
К этому занятию можно подключать родителей ребенка, являющихся источником повышения тревожности у ребенка
3. – «Игра с секундомером»
Помогает ребенку овладеть навыками самоконтроля. Повышается мотивация контроля за своими реакциями и формируется возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия.
Материал: секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики.
Ребенку дается 10 фишек и кубики. За 10 минут он должен построить башню, не отвлекаясь. За каждое отвлечение у ребенка берется одна фишка, а если он справляется с заданием, то ему дается еще 10 фишек. Набрав 30 фишек, ребенок может получить приз. Со временем игра может усложниться. Педагог начинает мешать ребенку, задавая вопросы, и укорачивает срок до 5 минут.
Игра позволяет ребенку поверить в собственные силы и учит рационально распределять свое время, что снижает уровень тревожности.
4. Игра . – «Представь, что ты это можешь».
Вырабатывается уверенность ребенка в собственных силах.
Ребенку предлагается показать, как будто он умеет что-то сложное (завязывать шнурки). В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи.
Игра 5. – «Игра с глиной (пластилином, тестом)».
Позволяет выразить значимые для ребенка темы, сохраняя высокую степень контроля над материалом. Также ребенку предлагаются другие предметы: формочки, скалка, изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, тряпочки, зубочистки, карандаши, молоток, пластмассовый нож и т.д.)
Сначала ребенок может изучить свойства материалов. Педагог тоже может играть. Затем ребенок переходит к созданию образов.
Снижается уровень тревожности, ослабляется и снимается эмоциональной и физическое напряжение.
- Игра 6. – «Волшебный ковер».
Помогает снять напряжение, скованность и снизить тревожность.
Материал: маленький легкий коврик, на котором ребенок мог бы уместиться лежа, сидя и легко перемещать его.
Педагог говорит, что коврик волшебный и превращается в различные места (больницу, садик), предметы (кровать, ванна и т.д.) и сам включается в игру, беря на себя роль мамы, врача, воспитателя и т.д.
Игра 7. – «Спрятанные проблемы».
Большинство тревожных детей скрывают тревожные переживания. Здесь ребенок может проявить свои чувства, снизить тревожность и подготовиться к играм второго цикла.
Материал: пустая емкость с крышкой (ящик, коробка), фломастеры, бумага.
В крышке проделывается отверстие. Ребенку предлагается нарисовать , что или кто его тревожит и спрятать это в коробку. Если у ребенка не достаточно развиты изобразительные навыки, можно предложить ему рассказать о проблеме, «положить» рассказ на бумагу, «завернуть» и убрать в коробку («почтовый ящик»).
После занятия можно спросить у ребенка, что он хочет сделать с содержимым коробки. Если он затрудняется с ответом, нужно предложить разные варианты – выбросить, порвать, сжечь, смять и т.д.
Второй цикл.
Игра 8. – «Чувства».
Помогает ребенку в выражении чувств и обучает соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.
Материал: кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и т.д.)
Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях. Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно, чтобы было названо именно то, чувство, которое было закреплено за изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой ситуации).
Игра 9. – «Мир чувств».
Позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Способствует снятию психологических защит. Помогает отреагировать чувства, которые осознает ребенок, но не может проговорить.
Материал: 8 листов бумаги 10 * 15, маркер, фишки.
Ребенка просят перечислить знакомые ему чувства. Педагог схематично фиксирует эти чувства на бумаге (грусть – слеза, радость- улыбка и т.д.), прежде всего, стараясь выявить те чувства, которые связаны с имеющимися проблемами ребенка. Ребенку можно помогать. После того, как все листы заполнены, педагог располагает их перед ребенком и начинает рассказывать какую-либо историю. При этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно усложнить с помощью фишек, передавая интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на картинке.
Следующие истории ребенок рассказывает сам, а педагог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если чувств не хватает, их можно дорисовать.
Позволяет разобраться в причинах, которые вызывают у ребенка тревожность.
Игра 10. – «Направленная визуализация».
В основе игры лежит метод релаксации.
Ребенок получает контроль над своим телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.
Конечная цель – овладение навыками саморегуляции.
Ребенок садится в кресло. Педагог просит его сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц, расслабляя и напрягая их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц.
Игра 11. – «Сочинение историй с помощью предметов».
Помогает ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.
Материал: 5-6 предметов (могут быть игрушки).
Предметы кладутся перед ребенком, и ему предлагается придумать о них историю, которая должна быть интересной и чему-то учить. Ребенок выбирает предмет и начинает рассказывать, во время чего педагог может проанализировать, с каким героем ребенок идентифицирует себя, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем педагог пересказывает историю, придуманную ребенком.
Ребенку предоставляется возможность понять свои чувства и осознать последствия своих действий. Эта игра дает большой терапевтический эффект, так как ребенок без каких-либо эмоциональных затруднений рассказывает о своих проблемах, о том, что происходит в его жизни.
- Игра 12. – «Стройка».
Учит ребенка вербально и невербально выражать свои чувства.
Материал: кубики.
Педагог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (башню, забор и др.). Но прежде чем положить кубик каждый должен сказать, что его больше всего раздражает, нравится, расстраивает, пугает и т.д. Тематика может повторятся. Лучше чаще использовать те темы, которые позволяют ребенку больше рассказать о своей проблеме.
К игре можно подключить родителей.
Игра 13. – «Фотоальбом».
Позволяет не травмирующим ребенка способом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых людей, и помогает ему выразить свои чувства.
Материал: ножницы; клей; фломастеры; бумага; скотч и фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка.
Фотографии раскладываются на полу. Педагог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. Выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Педагог просит сделать так, чтобы они ему понравились: разрисовать их, вырезать людей, которые не нравятся, приклеить тех, которые нравятся и т.д. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Эту игру можно проводить несколько раз в течении всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии служат достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка «фотоальбом» можно показать родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста
На сегодняшний день, к сожалению, растёт число эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...
Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад становится ...
Картотека игр и упражнений, направленных на снижение тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Подборка игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Картотека игр, направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста
Игры на снижение тревожности направлены на достижение основной цели – снижение уровня тревожности ребенка, выработка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля....
Игры, направленные на снижение тревожности детей дошкольного возраста
Основная цель предлагаемых игр - снижение уровня тревожности, повышение самооценки ребенка, коррекция страхов....
Картотека экспериментов, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, внимание акцентируется на развитии личностного потенциала....
Изо-терапия, как метод снижения тревожности детей раннего возраста.
В тексте методы и приёмы изо-терапии для детей раннего возраста....